Заказать работу
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методические пособия
Курсовые работы

Методическое пособие по написанию курсовой работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Степень изученности в курсовой работе

Что такое степень разработанности в курсовой работе

Степень научной разработанности в курсовой работе - это раздел введения, в рамках которого указываются фамилии основных ученых, которые уже исследовали тему данной работы с кратким перечислением основных направлений их научного интереса.

Если актуальность исследования – это описание проблемы, то степень ее разработанности или изученности – это краткое изложение предшествующего опыта ее решения. Эти разделы весьма удачно дополняют друг друга. Поэтому отсутствие хотя бы одного из них делает введение куда менее содержательным и информативным. И, наоборот, грамотно и четко сформулированные актуальность и степень разработанности темы заметно усиливают положительное впечатление от работы.

В этом разделе студент формулирует основные подходы, которые сложились в научном мире при исследовании выбранной темы.

Степень научной разработанности темы курсовой работы показывает:

  1. Эволюцию взглядов исследователей на конкретную научную проблему.
  2. Знание автором существующих теоретических наработок в выбранной отрасли.
  3. Наличие определенных противоречий, которые позволяют говорить о новизне выбранной студентом проблемы.

В целом, это своеобразное обобщение выводов ученых, которые обращались к этой теме прежде.

Зачем нужно рассматривать степень изученности проблемы

Во-первых, для того чтобы помочь самому автору как бы собрать воедино все его понимание того, кто этой и смежными с ней проблемами занимался раньше, с помощью каких методов ее изучал или решал, какие применял научные теории и подходы, каких результатов при этом достиг и т.д. Это очень важно для того, чтобы найти свою нишу на каком-то исследовательском проблемном поле. Особенно это касается хорошо изученных вопросов, по которым написано уже достаточно много.

Во-вторых, для того, чтобы продемонстрировать аттестационной комиссии и всем присутствующим на защите знание и понимание автором всего того опыта, который уже был накоплен до него в данной области знаний или практической деятельности.

В-третьих, данный раздел просто знакомит всех читающих курсовую работу с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых построено это конкретное исследование. Конечно, такая цель более важна для кандидатских или докторских диссертаций, а также для научных книг и статей. Но и курсовые смотрятся куда выигрышнее, если читателя с первых же страниц подробно и обстоятельно посвящают в то, что уже сделано к этому моменту в регионе, в стране или в мире для решения рассматриваемой проблемы.

Каких авторов указывать в данном разделе

Когда студент готовит раздел, посвященный изученности темы, перед ним обычно встает проблема: сколько и каких ученых указать. Нельзя перечислить в нескольких абзацах всех авторов использованной литературы, но и 3-4-х фамилий явно будет недостаточно.

Оптимальным для курсовой считается указание 10-12 ученых, внесших самый большой вклад в изучение затронутой проблемы. Перечислять их лучше в хронологическом порядке, начиная с основателей, которые начали разработку проблемы и постепенно переходя к современным учёным.

Не стоит указывать только отечественных или зарубежных ученых: соблюдайте разумный баланс.

Как определить и написать степень изученности в курсовой работе

Если есть необходимость более детального рассмотрения изученности тематики, то этому вопросу выделяется глава или раздел, тогда этот раздел приобретает вид библиографического или историографического. Важным моментом в этой ситуации выступает правильный выбор общей концепции освещения, которые могут быть следующими:

  • Хронологическая концепция – когда рассмотрение происходит сквозь призму времени, в классическом варианте выделяют несколько периодов изучения темы (дореволюционный (встречается довольно редко), советский, современный).
  • Географическая концепция – рассматривают по локализации исследований. Чаще всего в форме: отечественные исследователи и зарубежные, если есть необходимость, то зарубежных можно также разделить (например, европейский, азиатские, американские и т.д.)
  • Проблемная концепция – рассмотрение происходит исходя из существующих парадигм относительно проблематики или направлений изысканий.

Как оформить степень изученности в курсовой работе

У многих студентов возникают сложности с оформлением степени разработанности темы курсовой работы. Нельзя просто указать список исследователей, следует использовать специальные обороты и клише, характерные для научного стиля:

  1. «Значительный вклад в решение проблемы внесли ...»;
  2. «Основателями данного направления в науке считаются ...»
  3. «Затронутой теме были посвящены работы таких учёных как ...»;
  4. «Фундаментальные основы темы были заложены в следующих трудах ...»;
  5. «В последние годы внимание проблеме уделяли такие учёные как ...»»
  6. «Их работы содержат фундаментальные основы…»;
  7. «Их работы в значительной мере способствовали изучению…»;
  8. «В этих работах отражен характер….»;
  9. «Однако в трудах этих ученых не рассматриваются…»;
  10. «Эти работы не могут быть в чистом виде применены для решения…., так как …»;
  11. «В значительной части эти исследования охватывают только…, не учитывая…».

Типичные ошибки при описании степени исследования

При подготовке данного раздела студентам нужно избегать следующих ошибок:

  1. Перечисление слишком малого (3-5) или слишком большого (более 15) количества авторов.
  2. Упоминание исследователей, которые не имеют прямого отношения к проблеме.
  3. Простое перечисление фамилий, без раскрытия теорий и подходов этих учёных.
  4. Указание авторов, чьи труды не использованы при написании работы.
  5. Игнорирование новых исследований в области.

Последняя ошибка является одной из самых распространенных. Ее допускают многие студенты младших курсов, которые делают упор на исследованиях советского периода и не используют актуальные научные издания.

Примеры и образцы описания степени изученности темы работы

Образец оформления степени разработанности в курсовой работе

Рисунок 1. Образец оформления степени разработанности в курсовой работе

Пример степени научной разработанности

Рисунок 2. Пример степени научной разработанности

Пример степени научной разработанности

Рисунок 3. Пример степени научной разработанности

Ответы на вопросы

В чем ценность описания степени изученности проблемы в курсовой работе?

Степень научной разработанности знакомит всех читающих с теми научными или практическими достижениями, которые существуют в данной области знаний и на обобщенном опыте которых построено это конкретное исследование.

Какое оптимальное количество авторов необходимо указывать в степени изученности?

Оптимальным для курсовой считается указание 10-12 ученых.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты