Заказать работу
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методические пособия
Курсовые работы

Методическое пособие по написанию курсовой работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Глоссарий в курсовой работе

Что такое глоссарий в курсовой работе

Глоссарий – это перечень часто встречающихся в курсовой работе терминов, фраз с их расшифровкой, толкованием. Глоссарий представляет собой справочный материал по профессиональной терминологии. Важность справочного описания профессиональной лексики курсовой работы определяется требованиями научного стиля. В глоссарий вносятся профессионализмы, термины, аббревиатуры.

Зачем нужен глоссарий

Глоссарий помогает как студенту, так и научному руководителю. Студент уточняет терминологию, систематизирует справочный аппарат работы, проверяет работу на соответствие требованиям научного стиля. Научный руководитель по глоссарию сможет составить впечатление о степени владения студентом профессиональной терминологией.

    <h3><a id="trebovaniya-k-oformleniyu-glossariya"></a> Требования к оформлению глоссария</h3>

Основные правила оформления глоссария отражены в ГОСТ Р 7.0.11-2011. Глоссарий должен быть:

  • оформлен отдельным разделом (с чистого листа);
  • напечатан на 1 странице формата А4;
  • соотнесен с содержанием и тематикой курсовой работы (раскрываются только те термины, которые упоминаются в работе).

Если глоссарий оформляется отдельным документом, то к нему создается титульный лист. На нем должны быть отражены следующие данные: ФИО автора работы, наименование образовательного учреждения, группа, курс, специальность, форма обучения (очная или заочная), данные о научном руководителе (ФИО, должность, ученая степень), место и год выполнения проекта.

Содержание глоссария студент должен знать наизусть и уметь корректно употреблять перечисленные термины.

Алгоритм составления глоссария

  1. Перечитать текст курсовой и выписать специальные профессиональные слова, термины, сокращения. Можно обратиться за помощью к неспециалисту в теме, чтобы он помог выделить сложные для понимания слова.
  2. По списку терминов подбираем определения. Важно использовать для этой работы справочники и словари, одобренные научным сообществом. В подготовленных определениях также нужно провести проверку понимания. Определение не должно усложнять восприятие термина.
  3. Располагаем термины в алфавитном порядке, с указанием определения.

Пример расположения терминов в глоссарии в алфавитном порядке

Рисунок 1. Пример расположения терминов в глоссарии в алфавитном порядке

Как оформить глоссарий в курсовой работе

Оформление глоссария подчиняется принципу единства стиля оформления курсовой работы. Заголовок «Глоссарий» располагается по центру вверху страницы. Шрифт Times New Roman,14 кегль, написание полужирное, буквы прописные. Заголовок глоссария должен быть аналогичным по оформлению с другими заголовками в работе.

Оптимальный объем глоссария – не более 25 терминов. В работе по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам глоссарий оформляется в виде простого нумерованного списка.

В работах инженерно-технических принято глоссарий оформлять в табличной форме. Лист при этом оформляется без рамки. Вся информация размещается в трех столбцах: порядковый номер, термин и определение.

Пример оформления глоссария в табличной форме

Рисунок 2. Пример оформления глоссария в табличной форме

Все термины, отраженные в глоссарии, должны иметь сноску на него, тем самым направляя читателя за расшифровкой. Сноска оформляется внизу страницы.

Пример ссылки на глоссарий

Рисунок 3. Пример ссылки на глоссарий

Где располагается глоссарий

Глоссарий выносится в отдельный раздел курсовой работы. Чаще всего его размещают в конце работы, после или перед списком использованных источников. Требования вуза могут предусматривать размещение глоссария после титульного листа, непосредственно перед содержанием работы.

Типичные ошибки при оформлении глоссария

  1. Перечень терминов избыточен, не соответствует проблеме и теме курсовой работы.
  2. В глоссарий включены общеизвестные научные термины и аббревиатуры.
  3. Для определений использован некорректный материал из общедоступных источников, не корректных для научного исследования.
  4. Используются длинные, узкоспециализированные формулировки, затрудняющие понимание термина.
  5. В работе отсутствуют сноски на глоссарий.

Примеры и образцы глоссария в курсовой работе

На рисунке 4 представлен пример оформления глоссария для курсовой по экономике организации. Соблюдены требования к оформлению, глоссарий составлен в простом алфавитном порядке, в виде нумерованного списка. Допустимо выделять термины полужирным начертанием.

Пример глоссария

Рисунок 4. Пример глоссария

На рисунке 5 показан пример оформления глоссария в виде таблицы. В таблице допустимо использовать выделение полужирным начертанием, курсивом. Размер кегля сохраняется стандартный, как во всей работе.

Пример табличного оформления глоссария

Рисунок 5. Пример табличного оформления глоссария

Ответы на вопросы

Какое минимальное количество терминов должно быть в глоссарии?

Глоссарий начинается с 10 терминов. В этот перечень должны входить наиболее значимые для темы курсовой работы термины. Список не должен превышать 25 терминов.

Можно ли скопировать в глоссарий определения из профессиональной справочной литературы?

Копирование допустимо, но с указанием источника. При этом важно понимать, что цель глоссария – объяснить сложные термины. То есть определение не должно содержать узкоспециализированные термины, которые тоже придется раскрывать в глоссарии.

Можно ли глоссарий оформить в приложениях к курсовой работе?

Нет, глоссарий это отдельный, самостоятельный раздел курсовой работы. Глоссарий выполняет справочную функцию, а не раскрывает и иллюстрирует содержание темы курсовой работы.

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач