Заказать работу
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методические пособия
Курсовые работы

Методическое пособие по написанию курсовой работы, созданное преподавателями ведущих российских вузов

Формирование гипотезы исследования в курсовой работе

Гипотеза исследования в курсовой работе – это предположение, которое делает исследователь до того, как начинает свою работу. В процессе сбора и систематизации материала (теоретического и эмпирического) гипотеза может получить как подтверждение, так и опровержение. Важность гипотезы заключается в том, что она определяет направление и путь проведения исследования; от гипотезы зависит вся дальнейшая работа. Если у вас не получается самостоятельно сформулировать качественную гипотезу, обратитесь к специалистам сервиса Автор24.

Понятие гипотезы и ее роль в курсовой работе

Перед тем, как написать гипотезу к курсовой работе, желательно уточнить у преподавателя, нужна ли она. Дело в том, что большая часть курсовиков пишется по хорошо изученным темам – новым материал будет только для студента, но не для науки. Поэтому гипотезу – в силу ее очевидности и несомненности – часто разрешают не формулировать.

Гипотеза – это предположение, ожидаемый результат исследования, которому необходимо найти подтверждение или опровержение. Ради того, чтобы разобраться с истинностью гипотезы, и выполняется весь набор действий:

  • подбор источников литературы,
  • систематизация теоретических положений,
  • сбор эмпирического материала,
  • обработка и анализ эмпирических данных.

Место гипотезы во введении – после цели и задач, до методов исследования. Такое положение отвечает логике планирования:

  • зачем нужно исследование (цель и задачи),
  • какой результат ожидается (гипотеза),
  • как можно достичь результата (методы).

По сути, гипотез всегда две – основная (ее называют «нулевой», Н0) и альтернативная (ее называют Н1). Альтернативную гипотезу редко прописывают в явном виде – предполагается, что она и так понятна по основной гипотезе. Если основная гипотеза принята, то альтернативная автоматически отвергается.

Формулируя гипотезу, важно ориентироваться на тип курсовой – теоретический, аналитический (эмпирический), проектный (прикладной). В первом случае гипотеза должна носить сугубо теоретический характер и быть валидируемой на основе изучения литературных источников. Во втором случае речь может идти о наличии зависимостей между показателями, о временных тенденциях. В третьем случае пишут об ожидаемом эффекте от проведения мероприятий.

Работа с гипотезой при написании курсовой работы

Рассмотрим, как писать гипотезу по этапам:

  • зарождение гипотезы. Первые идеи, отправные точки для написания гипотезы можно найти в теме курсовой. При этом нужно опираться на общие знания и здравый смысл. Например, если тема курсовой работы: «Социально-экономические последствия безработицы», в гипотезе можно предположить негативное влияние высокого уровня безработицы на ключевые социально-экономические показатели функционирования общества,
  • формулировка гипотезы. Гипотеза должна быть краткой и емкой, написанной научным языком, понятной читателю,
  • теоретическое исследование. Это стандартная первая часть курсовой работы, представляющая собой систематизированные выписки из трудов других исследователей. Важно в своих изысканиях не отходить от заданного гипотезой направления, не пытаться исследовать смежные темы,
  • практическое исследование. В зависимости от предметной области, оно может предполагать анализ статистических данных, данных отчетности, или проведение лабораторных экспериментов, наблюдений, обследований. Проектные курсовые проекты предполагают двойные замеры: до осуществления мероприятий и после,
  • сопоставление полученных результатов с изначальными предположениями. В итоге делается вывод, нашла ли гипотеза подтверждение. На любом этапе, при выявлении значимых расхождений или обнаружении новых факторов, гипотеза может быть уточнена или переформулирована.

В цикле работы с гипотезой можно выделить четыре блока, представленных на рисунке:

  • формулирование гипотезы (Hypothesis),
  • действия, направленные на проверку (Action),
  • получение данных (Data),
  • оформление выводов (Insight). По итогам может потребоваться корректировка гипотезы.

Цикл HADI работы с гипотезой в курсовой работе.

Рисунок 1. Цикл HADI работы с гипотезой в курсовой работе.

Правила и примеры оформления гипотезы

В методичках редко можно найти требования к гипотезе, пример ее написания. Гипотеза в курсовой незначительно отличается от гипотезы в ВКР. Правила формулировки гипотез не закрепляются каким-то нормативным актом или стандартом, но они являются общепринятыми в научном сообществе:

  • гипотеза должна быть напрямую связана с темой, объектом и предметом исследования, отвечать цели курсовой работы. Речь именно о логической связи, а не о механическом упоминании одних и тех же слов в разном порядке,
  • гипотеза должна требовать подтверждения, а не быть очевидным фактом. Применительно к курсовикам это правило носит спорный характер, поскольку цель работы в основном учебная, а не научная. Факты могут быть новыми только для самого исследователя, но не для преподавателя. Тем не менее, явных банальностей лучше избегать,
  • в гипотезе должны использоваться четко определенные термины, понятия и критерии. Например, нельзя писать: «После применения предложенных мероприятий ситуация улучшится», - нужно четко обозначить, какой показатель повысится или понизится, потому что то, что для одного будет улучшением ситуации, для другого может стать ухудшением,
  • при прочтении гипотезы должно быть понятно, что речь идет о предположении, а не о непреложном факте. Наряду со словами «гипотеза исследования состоит в том, что», можно пользоваться и другими оборотами: «предполагается, что …», «ожидается, что …», «можно допустить, что …». При этом нежелательно использовать личные местоимения, особенно единственного числа («Я считаю…», «Я предполагаю»).

Пример оформления гипотезы в курсовой работе на тему «Мотивы учения младших школьников» представлен на рисунке.

Пример гипотезы в курсовой работе

Рисунок 2. Пример гипотезы в курсовой работе

Признаки хорошей и плохой гипотезы исследования

 Признаки хорошей гипотезы:

  • новизна, неочевидность проверяемых фактов и зависимостей,
  • явная и прочная связь с темой, объектом и предметом курсовой,
  • валидируемость, возможность провести проверку научными методами,
  • четкость используемых понятий и критериев. Важно избегать субъективности и двусмысленности,
  • грамотная научная формулировка без речевых, синтаксических и прочих ошибок. Это общее требование для курсовой, справедливое в том числе и для введения,
  • краткость. Гипотезу желательно уместить в один абзац, а не расписывать на несколько страниц,
  • логичность, непротиворечивость. Гипотеза не должна быть абсурдной с точки зрения общей эрудиции. Бессмысленно искать зависимость между числом гусей в отдельно взятой деревне и ценой на нефть на мировых рынках.

Плохая гипотеза не будет обладать перечисленными качествами.

Не получается сформулировать гипотезу?

Даже разобравшись, как выглядит гипотеза в курсовой работе, сформулировать гипотезу для своего исследования непросто. Сложности могут быть связаны со стремлением сделать все идеально или с недостаточными знаниями в изучаемой сфере. В любом случае, решить проблему помогут квалифицированные авторы сервиса Автор24, которые берутся как за написание работы полностью, так и помощь с ее отдельными элементами.