Цель обучения
Обучение - это целенаправленный процесс передачи и усвоения социально-культурного опыта.
Это необычная форма отношений, выражающаяся в осознании ценности знаний, важности преемственности в их передаче следующим поколениям, в потребности и необходимости дальнейшего исследования мира.
Обучение направлено на развитие личности. В обучении это выражено через организацию усвоения учениками научных знаний и способов деятельности.
Таким образом, основная цель обучения заключается в поддержании общественного прогресса.
Содержание обучения
Содержание обучения – это информация, использующаяся в процессе обучения.
Содержание обучения состоит из четырех элементов: знаний, умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности. Учебная информация зависит от социального заказа системе образования со стороны личности, общества и государства. Смена исторических эпох, порождает новую культуру и создает свойственные ей педагогические теории и перестраивает содержание обучения.
Документы, определяющие содержание обучения включают: стандарты, учебные планы, программы и учебники.
Содержание общего образования позволяет человеку участвовать в социальной и непрофессиональной деятельности, формирует гражданскую позицию и отношение к миру, позволяет понять свое место в жизни.
Содержание специального образования наделяет человека знаниями и умениями, необходимыми в конкретной профессиональной области деятельности.
При определении содержания обучения важно соблюдать определенные требования, в частности:
- материал должен быть дидактически обработан, адаптирован к условиям обучения и временным ресурсам;
- при выборе учебной информации необходимо учитывать психологические особенности обучаемых, их возраст и уровень подготовки;
- необходимо обеспечить связь теории с практикой, обучения с воспитанием;
- содержание обучения должно соответствовать социальным целям развития человека, общества и государства, обусловленным характером цивилизации, культуры и уровнем развития науки.
Формы обучения
Форма обучения представляет собой организованное взаимодействие педагога и обучаемого. Важным является характер взаимодействия педагога с учениками в процессе передачи знаний и формировании умений и навыков. Форм обучения существует достаточно много, в частности:
- очная,
- заочная,
- вечерняя,
- самостоятельная работа обучаемых;
- лекции,
- семинары,
- практические занятия,
- экскурсии,
- производственная практика,
- факультативные занятия,
- консультации,
- зачеты,
- экзамены,
- индивидуальная форма обучения,
- индивидуально-групповая форма обучения.
Они имеют разную направленность. Например, лекции, семинары, экскурсии, конференции, консультация, различная самостоятельная работа направлены на теоретическую подготовку обучаемых. На практическую подготовку направлены: практические занятия, все виды практики.
Методы обучения
Методы обучения - это различные способы исследований, подходы к изучению материала, планомерный путь научного познания и установления истины.
В качестве метода могут выступать системы операций при работе на оборудовании, приемы научного исследования и подачи материала.
При характеристике общедидактических методов следует выделить те, которые используются в обучении и применимы к любой учебной дисциплине. Эффктивными общепедагогическими методами являются:
- лекции, отличающиеся широтой сообщаемой информации и содержащие описание сложных систем, связей, зависимостей причинно-следственного характера;
- упражнения, нацеленные на активизацию двигательно-моторных способностей человека, многократно повторяемые и нацеленные на отработку умений и навыков;
- учебная дискуссия, которая состоит в организации в рамках учебной группы обмена взглядами и мнениями по конкретному вопросу.
- работа с книгой, в частности с учебником, позволяет получать информацию опосредованно, в удобное время и в удобном месте.
- видеометод, который является новой комплексной дидактической технологией;
- метод обучающей игры, заключенный в моделировании, имитации реальных ситуаций.
Выбор того или иного метода обучения не должен быть случайным. Оптимальный выбор метода обучения опирается на требования теории обучения о соответствии методов содержанию обучения, особенностям обучаемых и временному ресурсу. Вместе с тем, обучение — процесс творческий и зависит от опыта, личных способностей и склонностей педагога, а также от имеющихся средств обучения.
Средства обучения
Средства обучения — это совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, которые используются для обеспечения различных методов обучения.
Самой сложной группой технических средств в учебном заведении на сегодняшний день составляют компьютеры. Средствами обучения так же являются натуральные объекты, различные изображения, учебники, дидактические материалы.
Для уяснения содержания этого многопланового понятия обычно выделяют несколько уровней средств обучения. На уровне отдельного учебного заведения в категорию средств обучения включаются:
- материальные средства обучения, включающие учебные здания с учебным оборудованием;
- организационные средства, включающие системы обучения, методы обучения, продолжительность учебных циклов, характер и сроки контрольных мероприятий.
На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:
- словесные (учебники, и учебные пособия, прочие тексты),
- визуальные средства (микроскоп, диаскоп и прочие),
- аудиальные (проигрыватель, магнитофон),
- аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон),
- средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, телекоммуникационные сети),
- учебно-методические материалы, размещенные на сайтах учебного заведения в сети Интернет.
Взаимосвязь целей, методов, содержания, форм и средств обучения
Процесс обучения - это специально организованное взаимодействие педагога и учащегося, которое учитывает содержание образования и воспитания, использует различные педагогических средства, направленные на реализацию определенных задач.
Эти задачи обеспечивают удовлетворение потребностей общества и личности в ее развитии и саморазвитии. Педагогический процесс - это система из пяти взаимосвязанных элементов:
- цель обучения (для чего учить);
- содержание учебной информации (чему учить);
- методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);
- педагог;
- ученик.
При этом цель отражает конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и учащийся. Принципы определяют основные направления достижения цели. Содержание передается учащимся для достижения поставленной цели. Методы включают действия педагога и учащегося, через которые передается содержание. Средства – это материализованные предметные способы взаимодействия с содержанием, поэтому используются в единстве с методами. Формы организации процесса обучения придают ему логическую законченность.