Междисциплинарные исследования современной семьи и детства
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция № 1
Междисциплинарные исследования современной семьи и детства
Семья и детство изучалась и изучается целым рядом наук — демографией, социологией, социальной психологией, этнографией, медициной, генетикой, педагогикой, социальной педагогикой, социальной работой, правоведением и т. д. Каждая из них выделяет в семье и детстве свой предмет исследования, ставит свои задачи, решает свои проблемы, используя адекватную совокупность методов, включает полученные результаты в собственную теоретическую систему. Интеграция информации, методов и выводов разных наук, изучающих семью и детство, дает комплексное представление о ней как о сложной совокупности различных отношений между ее членами, между семьей и обществом, между домохозяйством и экономической системой.
Например, ФИЛОСОФИЯ (философия семьи). Цель – овладение методологией научного исследования для анализа объекта социально-философского знания семьи - с целью более глубокого понимания семейных культурных практик, семейного коммуникативного дискурса и группового семейного самосознания как базовых алгоритмов человеческой идентичности. Предмет исследования - совокупность текстов, бытующих в семейном коммуникативном пространстве и репрезентирующих семью внешнему окружению, факторами формирования и воспроизведения которых служат:
- концептуализация представлений о родстве и семейных связях;
- осмысление конкретного семейного опыта в призме коммуникативного пространства;
- формы внутрисемейных взаимодействий и специфических внутрисемейных связей.
Понимание семьи как коллективного носителя традиции, создающего собственное культурное и коммуникативное пространство.
ИСТОРИЯ (история семьи). Предмет исследования: исторически конкретные формы семьи в отдельных странах и в определенные периоды времени.
ДЕМОГРАФИЯ (демография семьи). Анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детности, разводимости. Обобщает факты формирования, функционирования и распада семейнородственных групп и др.
ПСИХОЛОГИЯ (социальная психология семьи) Изучает:
- закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности;
- воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности;
- внутрисемейная психодинамика.
Начиная с 20-х гг. прошлого века и по настоящее время проблема влияния детско-родительских отношений на становление личности ребенка является одной ключевых как в отечественной, так и в зарубежной науке. В западной психологии можно выделить три основных подхода к изучению детско-родительских отношений и семейного воспитания: психоаналитический, бихевиористский и гуманистический. Рассмотрим их более подробно.
Психоаналитический подход. Первой теорией, в которой детскородительские отношения рассматривались в качестве главного фактора развития ребенка, был психоанализ. При этом во главу угла ставилась личность ребенка, родители же выступали как носители определенных исторических ценностей и культурно-закрепленных норм, а также объекты потребностей и желаний ребенка. По мнению З. Фрейда [22; 23; 24], с родителями (в первую очередь, с матерью) связаны самые важные ранние переживания ребенка, которые играют огромную роль в формировании структуры и функционировании личности взрослого человека. Мать выступает для ребенка, с одной стороны, как первый и самый важный источник удовольствия, как первый объект либидо, а с другой стороны – как первый контролирующий источник. С точки зрения классического психоанализа, характер детскородительских отношений на начальных этапах онтогенеза (оральная, анальная и фаллическая стадии) имеет основополагающее значение для дальнейшего психического развития человека и адаптации его в социуме. Недостаточное, чрезмерное или неадекватное удовлетворение потребностей ребенка и предъявление жестких требований к нему на ранних стадиях психосексуального развития приводит к отклонениям в личностном развитии (например, надолго фиксируются формы инфантильного поведения, складывается «орально-пассивный», «орально-агрессивный», «анальноудерживающий» или «анально-выталкивающий» тип личности). Полнота и способы удовлетворения потребностей младенца в период грудного вскармливания (от рождения до 1–1,5 лет) закладывают основы активности, привязанности, доверия и открытости в отношениях с другими людьми на всю последующую жизнь. Проявление родителями доброжелательности, гибкости и терпения на фоне разумной требовательности в процессе приучения ребенка к туалету и формирования опрятности (от 1–1,5 лет до 3 лет) способствует становлению высокой самооценки, возникновению адекватных форм саморегуляции и развитию творческого мышления. Особое значение для формирования структуры личности, по мнению З. Фрейда, имеет характер отношений с родителями в возрасте от трех до шести лет. На этом этапе развития в связи с эдиповым комплексом у мальчиков и комплексом Электры у девочек проявляется любовь к родителю противоположного пола, неосознанное желание обладать им и устранить родителя своего пола. К преодолению комплекса и формированию более зрелой структуры личности приводит идентификация с родителем собственного пола, заимствование его норм и ценностей, увеличение сходства в поступках и интонациях.
Один из наиболее известных подходов к изучению влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка разработан А. Адлером, кроме того, А. Адлера считают одним из основоположников работ по воспитанию родителей. А. Адлер рассматривал развитие личности, в первую очередь, через призму социальных отношений. При этом он подчеркивал, что каждому человеку с рождения присущи чувство общности (социальный интерес), проявляющееся в стремлении к сотрудничеству, и стремление к совершенству, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я».
Основным принципом семейного воспитания, с точки зрения А. Адлера, является взаимоуважение членов семьи. От того, насколько любят и уважают ребенка в семье, зависит развитие его самосознания. Семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Семья – это первичная группа, в которой формируется система ценностей ребенка, в которой он учится жить в обществе. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь способствуют развитию у ребенка широкого 10 социального интереса. А. Адлер рассматривал воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом.
Основными понятиями семейного воспитания, по А. Адлеру, являются: равенство, но не тождественность между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности; сотрудничество; естественные результаты. С ними связаны два ключевых принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка.
Кроме того, существует еще ряд принципов, лежащих в основе семейного воспитания по А. Адлеру: семья – это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений; чувства следуют за мыслью и поведением. Человек дружелюбно относится к тем, кто платит ему той же монетой, поэтому важно, чтобы члены семьи совместными усилиями создавали дружеские теплые отношения между собой;
только будучи равноправными, люди могут сотрудничать друг с другом, поэтому каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность;
разум помогает в воспитании больше, нежели сила, поэтому родителям следует избегать конфликтов с детьми и стремиться играть в отношениях с ними роли советчика и руководителя;
в воспитании нужно следовать внутренней логике взаимоотношений: родителям нужно позволить ребенку уже в раннем возрасте почувствовать последствия его действий и поведения.
Вместо того чтобы контролировать поведение и действия детей с позиции силы, лучше опираться на естественные последствия. Точку зрения З. Фрейда о значении ранних детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого разделяла К. Хорни.
Главными факторами развития личности она считала социальные отношения между ребенком и родителями. Особую роль в развитии личности ребенка К. Хорни отводила потребности в безопасности, удовлетворение которой полностью зависит от родителей. Если родители непоследовательны, конфликтны, импульсивны, проявляют агрессию в процессе общения и воспитания, потребность в безопасности не удовлетворяется, ребенок не ощущает себя защищенным, чувствует свою беспомощность и проявляет враждебность по отношению к родителям. Как отмечает К. Хорни, все, что в отношениях с родителями разрушает ощущение безопасности у ребенка, приводит к возникновению базальной враждебности и базальной тревоги, «ощущению одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Она описала десять защитных стратегий (невротических потребностей, невротических тенденций), к которым вынужден прибегать ребенок, чтобы справиться с базальной тревогой и ее проявлениями: в любви и одобрении; в руководящем партнере; в четких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности и независимости; в безупречности и неопровержимости.
По мнению К. Хорни, эти потребности присущи всем людям, но проявляются у них по-разному. Залогом формирования здоровой личности, с ее точки зрения, являются искренний интерес родителей к потребностям ребенка, принятие его эмоциональных состояний, научение правилам и нормам поведения, соответствующим его возможностям и возрасту. Уверенность ребенка в себе напрямую зависит от уверенности его родителей в том, что все проявления детской личности, во-первых, не должны вытесняться (имеют право на проявление и демонстрацию), во-вторых, не должны игнорироваться (заслуживают внимания), в-третьих, требуют особого обращения.
Широкое признание в отечественной и зарубежной науке получила точка зрения Э. Фромма на роль матери и отца в воспитании детей, на особенности материнской и отцовской любви. По мнению Э. Фромма, материнская любовь безусловна, ее не надо добиваться: мать любит ребенка просто за то, что он есть. При этом сама мать должна быть спокойной, уверенной в себе и своих силах, только тогда она сможет передать ребенку ощущение безопасности. Отцовская любовь – это любовь обусловленная, ее нужно и можно заслужить достижениями, выполнением обязанностей, порядком в делах, соответствием ожиданиям, дисциплиной. Э. Фромм отмечал, что «в этом развитии от матерински-центрированной к отцовскицентрированной привязанности и их окончательном синтезе состоит основа духовного здоровья и зрелости».
В своей эпигенетической теории Э. Эриксон, первоначально отталкиваясь от психоаналитических посылок, пришел к идее о более рациональной адаптации человека к социуму, о необходимости для каждого индивида разрешать не столько психосексуальные, сколько психосоциальные конфликты. Если З. Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Э. Эриксон подчеркивал роль исторических условий, в которых формируется «эго». Определяющим фактором развития личности, наряду с психосоматическими задатками, Э. Эриксон считал общение со «значимыми другими», круг которых, расширяясь по мере взросления ребенка, направляет формирование его личности в социально заданное русло. На первых трех стадиях развития личности ребенка ведущую роль играет общение с родителями. При этом Э. Эриксон указывал, что в детскородительских отношениях существует двойственность позиций: родители, с одной стороны, должны оберегать ребенка от опасностей, а с другой стороны, должны предоставлять ему свободу. Ребенок должен сам найти середину между требованиями родителей и собственной инициативой. Первая психосоциальная стадия развития по Э. Эриксону соответствует оральной стадии по З. Фрейду и охватывает первый год жизни. В этот период важным аспектом формирования здоровой личности является общее чувство доверия. Младенец, имеющий базальное чувство «внутренний определенности», воспринимает социальный мир как безопасный, стабильный, а людей как заботливых и надежных. Согласно теории Э. Эриксона, степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской любви и заботы. Холодность, ненадежность, несостоятельность матери и отвержение ею ребенка способствуют появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за свое благополучие. Такая установка направлена как на мир в целом, так и на отдельных людей. На более поздних стадиях развития личности она будет проявляться во всей своей полноте. Чувство недоверия, по мнению Э. Эриксона, может усиливаться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставляла на время беременности. Атмосфера неопределенности и двусмысленности, способствующая возникновению у ребенка чувства недоверия, может возникать и в тех случаях, когда мать и отец придерживаются 13 противоположных принципов и методов воспитания, или неуверенно чувствуют себя в роли родителей, или когда их система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни. Последствиями подобного неблагополучного развития являются острая депрессия у младенцев и паранойя у взрослых. Адекватное разрешение кризиса доверия имеет важные последствия для развития личности ребенка в дальнейшем. Укрепление доверия к себе и к матери дает возможность ребенку переносить состояния фрустрации, которые он неизбежно будет переживать на протяжении следующих стадий своего развития. Появление чувства базального доверия создает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегая чувства стыда, сомнения и унижения. Этот период, по З. Фрейду, соответствует анальной стадиии и продолжается в течение второго и третьего годов жизни.
Согласно Э. Эриксону, взаимодействуя с родителями в процессе формирования навыков опрятности и приучения к туалету, ребенок обнаруживает, что родительский контроль может проявляться по-разному: с одной стороны, как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Кроме того, он научается различать предоставление свободы по принципу «пусть попробует» от попустительства как деструктивной формы избавления родителей от хлопот. Эта стадия является решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе, тогда как ощущение чрезмерного внешнего контроля и одновременная потеря самоконтроля могут послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду.
По мнению Э. Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии онтогенеза зависит, в первую очередь, от готовности родителей постепенно предоставлять детям возможность самостоятельно осуществлять контроль над своими действиями. В то же время он подчеркивал, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Э. Эриксон считал, что переживание стыда у ребенка является родственным гневу, направленному на самого себя, когда ему не разрешается проявлять и развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появляться тогда, когда родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии. Естественно, каждый родитель хотя бы раз в жизни подталкивал своего ребенка к решению задач, которые в действительности лежат за пределами разумных ожиданий. Но только в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребенка или игнорируют его потребности, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Вместо того чтобы быть уверенными в себе и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, такие дети ощущают себя недостаточно способными, глупыми, некрасивыми, полагают, что другие постоянно следят за ними, контролируют, относятся к ним с подозрением и неодобрением. По мнению Э. Эриксона, приобретение ребенком постоянного чувства автономии в значительной степени укрепляет у него чувство доверия. Это взаимозависимость доверия и автономии может иногда замедлять будущее психическое развитие. Например, дети с неустойчивым чувством доверия могут на стадии автономии стать нерешительными, робкими, могут бояться отстаивать свои права, так что будут искать помощи и поддержки у окружающих. В зрелости у таких людей наиболее вероятно проявится обсессивно-компульсивная симптоматика (что обеспечивает им необходимый контроль) или паранойяльный страх преследования. Согласно теории Э. Эриксона, если родители хотят, чтобы их дети были готовы в зрелом возрасте принять ограниченную автономию, то им самим следует быть справедливыми, уважать права и свободу других.
Последний психосоциальный конфликт в дошкольном возрасте, по Э. Эриксону, – это конфликт между инициативой и виной. Он длится от четырех лет до поступления ребенка в школу и соответствует фаллической стадии в теории З. Фрейда. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, похвала является наградой за успехи. Будет ли после прохождения этой стадии чувство инициативы у ребенка превосходить чувство вины, во многом зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления.
Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы. Дальнейшему проявлению инициативы способствует и признание родителями права ребенка на любознательность и творчество, когда они не высмеивают и не тормозят фантазию ребенка. Появлению чувства вины у детей способствуют родители, не позволяющие им действовать самостоятельно, чрезмерно наказывающие их в ответ на потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. Когда ребенок скован чувством вины, он чувствует собственную никчемность и ненужность. Такие дети боятся постоять за себя, в группе сверстников играют роль ведомых, чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности или решимости, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их. Кроме того, как полагал Э. Эриксон, постоянное чувство вины может впоследствии стать причиной общей пассивности и психопатического поведения. Таким образом, основы формирования здоровой личности – базовое чувство доверия к миру, автономность и инициативность, по мнению Э. Эриксона, складываются в условиях грамотной родительской позиции (уверенности, надежности, поощрения самостоятельных действий) и увеличения контролируемого самим ребенком психологического пространства.
По мнению Э. Берна, ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями, в изменении образа жизни семьи. Родители должны сами научиться анализировать социальные взаимосвязи в семье, творчески и весело вовлекать детей в процесс познания себя и других, проявлять уважение к детям, поддерживать в них установку на счастье, удовлетворенность собой и жизнью.
В работах Д. Винникотта основное внимание отводится профилактической работе с родителями, выработке у них правильных базисных установок. Им предлагается больше доверять «интуитивной мудрости», быть естественными, но последовательными и предсказуемыми. Важно не игнорировать находки других родителей в сходной ситуации, делиться с кем-то своими переживаниями, что позволит взглянуть на них более реалистично, как на то, с чем встречаются многие. Д. Винникотт обсуждает такие препятствия во взаимоотношениях с детьми, как периодическое раздражение на ребенка и последующее чувство вины из-за этого. Он убежден, что это нормальное явление, из-за которого не стоит корить себя: «достаточно хорошие родители», искренние люди важнее механического совершенства.
Особое внимание автор обращает на трансформации взаимоотношений родителей с ребенком по мере его взросления. По его мнению, развивающееся родительство предполагает прохождение этапов от полной потери личностной независимости родителя (матери) при появлении маленького ребенка до ее восстановления в борьбе с притязаниями подростка. В результате рядом с личностью родителя формируется независимая полноценная личность ребенка. Отец не должен подменять мать, у него своя роль и в воспитании мальчика, и в воспитании девочки.
Принципиальными Д. Винникотт считает следующие вопросы:
безопасность ребенка (внешняя со стороны мира и внутренняя, личностная);
ревность к братьям и сестрам;
моменты переходов ребенка из одной ситуации развития в другую (из семьи в детский сад, в школу);
инфантильные привычки, которые предлагается рассматривать как подпорки в сложных ситуациях и не искоренять их, а выяснять причины задержки развития;
подростковые провокации (кражи, поведенческие нарушения) как проверка надежности родительского контроля и надзора, который еще востребован.
Ф. Дольто, представительница парижской школы фрейдизма подчеркивает, что мать должна стремиться к установлению с новорожденным контакта, причем контакта именно речевого. Иногда это вопрос жизни и здоровья младенца, который страдает при вынужденной разлуке с заболевшей матерью, но успокаивается, если ему объяснить причину временного расставания. Основную трудность в прохождении детьми этапов становления личности Ф. Дольто видит не в детях, а в родителях. «Трудные» родители, в ее понимании, – родители гиперопекающие, авторитарные, насильно удерживающие взрослеющих детей в тисках собственничества.
Особое место в психоаналитических исследованиях отводится изучению проблемы привязанности как эмоциональной связи, возникающей между младенцем и одним или несколькими взрослыми (Д. Боулби, М. Эйнсуорт и др.).
Д. Боулби утверждал, что «необходимым условием сохранения психического здоровья детей в младенческом возрасте и раннем детстве 17 является наличие эмоционально теплых, близких, устойчивых и продолжительных отношений с матерью (или лицом, постоянно ее замещающим) – таких отношений, которые обоим приносят радость и удовлетворение».
В ходе описания развития поведения привязанности на первом году жизни им использовались два основных критерия:
1) плач ребенка и следование за матерью при ее уходе, радостное приветствие и попытки приблизиться к ней при ее возвращении;
2) избирательная улыбка, адресуемая матери, обычно наблюдаемая в возрасте около четырех месяцев, а также движение в сторону матери и цепляние за нее, если ребенок испытывает тревогу. Дополнительным показателем служит то, что ребенок, привязанный к матери, по-разному ведет себя в ее присутствии и без нее [там же]. Д. Боулби вносит весьма важное уточнение относительно понимания психологического содержания роли матери, заботящейся о ребенке: наиболее важным компонентом материнского ухода является внимание к сигналам, подаваемым ребенком, и общение с ним (social interaction), а не сам по себе повседневный уход. Он отмечает, что понятие «материнский уход и забота» обычно трактуется слишком широко и подразумевает, в первую очередь, удовлетворение органических потребностей ребенка. Однако избирательный характер проявлений привязанности младенца показывает, что он отдает явное предпочтение тем взрослым, которые не просто ухаживают за ним, а вступают с ним в активное и эмоциональное взаимодействие – привлекают внимание, ласково разговаривают, улыбаются, играют.
В качестве главных факторов формирования привязанности ребенка к матери Д. Боулби выделяет чуткость ее реагирования на подаваемые ребенком сигналы, а также частоту и длительность реального взаимодействия с младенцем. «Матери, чьи дети имеют наиболее надежную привязанность к ним, отличаются тем, что реагируют... немедленно и... взаимодействуют со своими детьми – к их обоюдному удовольствию».
Исследования привязанности продолжила М. Эйнсуорт. Ею было экспериментально установлено, что все дети в определенной степени испытывают привязанность к родителям, но, в зависимости от того, какой опыт взаимодействия с близким взрослым получит ребенок на ранних этапах онтогенеза, паттерны привязанности будут различными. М. Эйнсуорт выделила и охарактеризовала три типа привязанности: безопасная (надежная), избегающая и тревожно-амбивалентная. В случае надежной привязанности мама чутко, точно и быстро реагирует на потребности ребенка, и он, в свою очередь, чувствует, что может положиться на маму, может найти у нее эмоциональную поддержку и защиту. Такие дети более открыты, самостоятельны, активны. При избегающей привязанности мамы демонстрируют эмоциональную холодность, игнорируют потребности ребенка, часто поручают заботу о нем другим людям. Вследствие этого ребенок проявляет равнодушие, сдержанность по отношению к маме, избегает общения с ней.
Как считает М. Эйнсуорт, подобная форма поведения – скорее способ защитить себя, попытка вытеснить потребность в заботе матери. Тревожно-амбивалентная привязанность проявляется в том, что даже в присутствии матери ребенок не уверен в себе, тревожен, обеспокоен. Поведение таких детей характеризуется двойственностью: они одновременно и активно стремятся к контакту с матерями, и сопротивляются ему. Тревожноамбивалентных детей воспитывают тревожно-амбивалентные матери. Дальнейшие исследования эмоционального и интеллектуального развития детей и подростков показали, что тип материнской привязанности, сложившийся в раннем детстве, — весьма существенный фактор, имеющий долговременное влияние.
В исследовании С. Броди были выделены четыре типа материнского отношения:
1. Матери первого типа легко и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Демонстрировали поддерживающее, разрешающее поведение. Приучая ребенка к туалету, они не ставили задачу к определенному возрасту сформировать у него навыки опрятности, а ждали, пока ребенок сам «дозреет».
2. Матери второго типа сознательно старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.
3. Матери третьего типа не проявляли особого интереса к ребенку. Основу их материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного метода воспитания они применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.
4. Матерей четвертого типа отличала непоследовательность. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же, как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми.
По мнению С. Броди, наиболее негативное воздействие на ребенка оказывает четвертый стиль материнства, так как постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первого типа), безошибочно и своевременно реагирующая на все требования маленького ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей. Если в материнском отношении преобладает отвержение, игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, у ребенка возникает чувство опасности, непредсказуемости, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит родительской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что впоследствии нередко приводит к апатии и даже депрессии, избеганию новых ситуаций и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.
Дж. Болдуин выделил два стиля родительского воспитания – демократический и контролирующий. Демократическому стилю присущи высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включенность детей в обсуждение семейных проблем, учет их мнения, готовность родителей прийти на помощь, если это потребуется, вера в успех самостоятельной деятельности ребенка.
Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения поведения детей: четкое и ясное разъяснение 20 ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Как показали исследования, в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Кроме того, они отличались хорошим физическим развитием, высокой социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.
При смешанном стиле воспитания детям были присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.
Д. Баумринд были выделены три группы детей: компетентные, избегающие и незрелые. Компетентные – это дети, имеющие стабильно хорошее настроение, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем, умеющие устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.
Избегающие – дети с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.
Незрелые – дети неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях. Кроме того, автор выделила четыре параметра изменения родительского поведения, ответственных за описанные паттерны детских черт.
Первый параметр – родительский контроль. Родители предпочитают оказывать большое влияние на детей, способны настаивать на выполнении своих требований, последовательны в них. Контролирующие действия направлены на модификацию проявлений зависимости у детей, агрессивности, развитие игрового поведения, а также на более успешное усвоение родительских стандартов и норм.
Второй параметр – родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости. Родители стараются, чтобы дети развивали свои способности в интеллектуальной и эмоциональной сфере, межличностном общении, настаивают на необходимости и праве детей на независимость и самостоятельность.
Третий параметр – способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий. Родители стремятся использовать убеждение для того, чтобы добиться послушания, обосновывают свою точку зрения и одновременно готовы обсуждать ее с детьми, выслушивают их аргументацию; или, наоборот, родители не выражают четко и однозначно свои требования и недовольство или раздражение, чаще прибегают к косвенным способам – жалобам, крику, ругани.
Четвертый параметр – эмоциональная поддержка. Родители способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.
Как показало исследование Д. Баумринд, комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки, т. е. оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и приятием. Родители избегающих и незрелых детей имеют более низкий уровень всех параметров, чем родители компетентных детей. Кроме того, для родителей избегающих детей характерно более контролирующее и требовательное отношение, но менее теплое, чем для родителей незрелых детей. Родители последних оказались абсолютно неспособными к контролю детского поведения в силу собственной эмоциональной незрелости.