Место и роль обучения в целостном педагогическом процессе
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 1.
Процесс обучения и его место в структуре целостного педагогического процесса. Дидактика как наука об обучении и учении
План
1. Место и роль обучения в целостном педагогическом процессе.
Дидактика как наука.
Объект, предмет, цели и задачи
дидактики.
2. Междисциплинарный подход
к обучению.
3. Краткая история развития и становления дидактики.
4. Система понятий дидактики.
5. Функции процесса обучения
Литература
1. Педагогика в профессиональной подготовке бакалавра: учебное пособие [Электронный ресурс] : учебное пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2014. — 325 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=56689 — Загл. с экрана.
2. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Питер, 2017. – 304 с.
3. Сытина, Н.С. Теория и технологии обучения: решение профессиональных задач [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие. — Электрон.дан. — БГПУ имени М. Акмуллы (Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы), 2017. — 223 с. — Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=49544 — Загл. с экрана.
4.Теория и технологии обучения: Хрестоматия [текст] / сост. Н.С. Сытина.- 2-е изд., перераб.и доп.-Уфа: Изд-во БГПУ им.М.Акмуллы, 2010. – С.5-38.
5. Хуторской А.В. Дидактика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. – СПб.:Питер, 2018. – 720с.: ил.
1. 1. Место и роль обучения в целостном педагогическом процессе.
Дидактика как наука.
Объект, предмет, цели и задачи дидактики.
Педагогический процесс – это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели.
Процесс (с лат.processus – продвижение) –
1)последовательная смена состояний; ход развития чего-либо;
2)совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.
ПП= ПО + ПВ+ПР
Воспитание объективно способствует развитию и обучению; в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития ; развитие создает благоприятные предпосылки для обучения и воспитания.
Л.С.Выготский
ПО + ПВ+ПР
Существование человеческого общества невозможно без передачи подрастающим поколениям накопленного обществом опыта. Передача знаний и умений поначалу осуществлялась стихийно, среди других дел и не осознавалась как специальная область деятельности. Это была та деятельность, которую теперь называют обучением. Обучение служит интересам появляющихся и сменяющих друг друга на исторической арене социальных классов. Появляется специальный общественный институт - школа, где обучение осуществляется как целенаправленная деятельность в соответствии с заранее составленной программой. Наконец, возникает необходимость в научном обосновании этой деятельности и тех материалов и средств, которые в ней используются. Так появляется дидактика (от греч. Didasko- учу) - наука об образовании и обучении, и прежде всего, о закономерностях общего, профессионального и политехнического образования. Она рассматривает цели и задачи образования, содержание образования, процесс усвоения и применение знаний учащихся на практике и др. Все эти проблемы рассматриваются в единстве развития, воспитания и обучения.
За многовековую историю существования дидактики как науки сложились различные подходы к рассмотрению взаимодействия между категориями «педагогика» и «дидактика». Так, например, по мнению М.Гераскова и М.Марева, дидактика и педагогика могут быть соотнесены по следующим концептуальным позициям:
- педагогика и дидактика - перекрещивающиеся (родственные) понятия;
- педагогика и дидактика находятся в соотношениях целого и части;
- «дидактика»- более широкое по объему понятие, чем «педагогика»;
- педагогика и дидактика являются отдельными самостоятельными дисциплинами.
В современных работах М.А.Данилова, В.Оконя, М.Н.Скаткина, Г.И.Щукиной, В.В.Краевского и др. традиционным является подход, в соответствии с которым дидактика рассматривается как часть педагогики. Однозначного подхода к определению взаимосвязи данных научных сфер (педагогики и дидактики) в настоящее время не выработано, что связано с различным толкованием самого термина «дидактика».
Дидактика как особый педагогический способ теоретического понимания мира является научной областью педагогики, исследующей принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения. Таким образом, объект исследования дидактики как науки представляет собой взаимосвязь собственно процесса образования и обучения как явлений объективной педагогической реальности, где обучение выступает в качестве образовательного средства.
Проблема связи дидактики с другими научными дисциплинами - это одна из самых актуальных и в то же время сложных методологических проблем педагогики. На разных этапах становления дидактики эта связь осуществлялась и занималась по-разному в зависимости от изменяющихся задач, методологических установок ученых-педагогов и от степени дифференциации педагогической науки. Поэтому всякий раз, когда возникает вопрос о научном статусе дидактики, приходится обращаться именно к общему представлению о развитии этой науки, неразрывно связанном с развитием и содержанием окружающих ее научных дисциплин. Это не два разных процесса, а один, поскольку развитие дидактики и развитие ее связи с другими науками взаимосвязаны и взаимно обусловлены.
Дидактика изучает те факты и явления, которые возникают в обучении, т.е. в единой деятельности преподавания и учения. Изменение психики ученика в процессе учения является одним из главных фактов и обязательно должно учитываться. Но дидактика исследует обучение как один из видов общественной деятельности в единстве и взаимосвязи всех его компонентов, а само учение является только одним из таких компонентов.
В нашу эпоху для всех научных дисциплин характерен процесс взаимного сближения. Известно, что самые ценные открытия появляются на стыке наук. Комплексное, всестороннее исследование обучения с позиций разных научных дисциплин дает плодотворные результаты в том случае, если ясны сами эти позиции и их специфика, если эти результаты даны в системе. И эту систему, это единое русло для объединения усилий всех наук, имеющих дело с обучением, дает именно дидактика.
Объект и предмет дидактики
Общая дидактика исследует диаду «преподавание - учение» как систематически и планомерно организованный процесс, реализуемый и в самом учебном заведении, и за его пределами, - отмечает Ч. Куписевич. В его трактовке «обучение представляет собой интегральную часть институциональной учебной деятельности, реализуемой в учебных заведениях, на различного рода курсах и т.п.», т.е. общая дидактика занимается анализом любого процесса обучения, организуемого сознательно, реализуемого систематически и планомерно, иначе говоря, исследованием всего того, что определяет процесс преподавания и учения.
При этом под процессом обучения понимается совокупность связанных между собой действий учеников и учителя, взаимно обуславливающих друг друга и подчиненных достижению общей цели: осуществлению у учеников и педагогов определенных сравнительно устойчивых изменений. Следовательно, под предметом исследования общей дидактики рассматривается процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.
Чем же занимается только дидактика? Чтобы правильно подойти к определению предмета, необходимо достаточно четко представлять себе различие между двумя понятиями – «объект науки» и ее «предмет». Объект - это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя, а предмет - это последующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиций науки, которую он представляет.
Различение объекта и предмета важно и для науки, и для практики. Оно позволяет правильно организовать работу, особенно в том случае, когда нужно всесторонне и глубоко, с разных сторон изучить объект, чтобы прийти к важным для практики решениям. Особенно явно проступает необходимость четкого распределения задач и предметов, когда объектом изучения становится человеческая деятельность. Обучение как раз и является таким объектом.
Следующий шаг на пути к определению предмета дидактики предполагает выявление педагогической сущности обучения. Поскольку дидактика - наука теоретическая, а предмет теории представляет перед исследователем как система отношений, нужно раскрыть главное, специфическое для обучения отношение. Вообще, отношения, возникающие в деятельности обучения, многообразны: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик – другие учащиеся.
В педагогической литературе можно встретить разные суждения по поводу того, какое из них следует считать главным для дидактики. Достаточно распространена точка зрения, согласно которой таким главным отношением является отношение ученика к учебному материалу, т.е. отношение познавательное.
Цели и задачи дидактики
Дидактика предполагает поиск ответов на следующие вопросы:
Для чего обучать?
Цели образования, связанные с мотивационно - ценностными ориентациями субъектов учебной деятельности
Чему обучать?
Определение содержания образования, разработка образовательных стандартов. Учебных программ и методического сопровождения к учебному процессу
Как обучать?
Отбор дидактических принципов, методов и форм обучения, способствующих эффективности педагогической деятельности
Дидактика решает следующие задачи:
Отвечает на вопросы зачем, чему и как необходимо обучать
Важнейшей задачей дидактики является выявление закономерностей успешного обучения (для каждого ученика).
Описывает и объясняет процесс и условия обучения
Определяет теоретические основы содержания образования
Разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения
Конструирует системы диагностики контроля и оценки образовательных результатов
Предсказывает и прогнозирует результаты обучения на основе разных концепций образования
Исследует сущность, закономерности, принципы обучения в связи с воспитанием и развитием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей
Разрабатывает способы предсказания, прогнозирование последствий введения в практику школы новых методов, новых учебных материалов и повышение уровня усвоения знаний
2. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ
3. Краткая история развития дидактики
Исторически сложилось так, что наряду с термином «педагогика» долгое время в том же значении использовался и термин «дидактика», введённый в научный оборот немецким педагогом В. Ратке (1571-1635), назвавшим свой курс лекций «Краткий отчёт из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Он предложил целостную систему учебных дисциплин средней школы с преподаванием на родном языке. Труды В.Ратке выявили возможность широкого распространения среднего образования. В широкое употребление термин «дидактика» ввёл великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), опубликовавший в 1657г. в Амстердаме свой знаменитый труд «Великая дидактика».
Само слово дидактика восходит к древнегреческому didakticos – изучающий (обучающий, поучающий), относящийся к обучению. Я.А.Коменский определял дидактику как «всеобщее искусство всех учить всему».
Значение этого педагога заключается в том, что он впервые выдвинул задачу – всех учить всему и дал последовательное изложение принципов и правил обучения детей. Главная задача дидактики, по Я.А.Коменскому, заключалась в том, чтобы раскрыть тот естественный порядок вещей в обучении, который всегда приводит к успеху.
Горячим борцом за просвещение народа, за свободное развитие каждого человека, за идею всемерной активности ребенка выступил Жан Жак Руссо(1712-1778). Критикуя современное ему школьное обучение за книжный характер, отрыв от жизни и скованность действий школьника, Руссо выдвинул концепцию обучения, опирающегося на потребности ребенка и на его непосредственные запросы.
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и практическое воплощение в трудах великого швейцарского педагога - демократа Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1825). Его дидактика неразрывно связана с педагогикой. Высшую цель воспитания Песталоцци видит в том, чтобы пробуждать дремлящие силы народа, развивать в нем уверенность в своих силах. Обучение Песталоцци считал важнейшим путем воспитания. Общее образование, по его мнению, должно предшествовать специальному. Цель обучения – в развитии человечности, в воспитании трудолюбия.
Прогрессивные идеи, которые были выдвинуты А.Я. Коменским, Ж.Ж. Руссо и И.Г.Песталоцци, разрабатывались позднее А. Дистервегом и многими другими мыслителями.
Интересно также рассмотреть взгляды Иоганна Фридриха Гербарта (1776-1841). Гербарт внес определенный вклад в процесс становления педагогики как науки. Он различал педагогику как науку и как искусство воспитания. В дидактике Гербарта выдвинуты на первый план очень важные проблемы, высказаны и обоснованы интересные положения. И все же ему не удалось создать научную дидактику, что объясняется, прежде всего, идеалистическо-метафизической его философией.
В противовес авторитарной дидактике И.Ф. Гербарта и его последователей создавалась дидактика Дж. Дьюи (1859-1952) – американского философа, психолога и педагога, основателя педагогики прагматизма, автора теории дидактического утилитаризма, автора свыше 3 тыс. научных работ. Дидактика Дж. Дьюи стала на рубеже 19-20 вв. основой новой прогрессивистской школы, которая учитывала интересы учащихся, заботилась о развитии их интеллекта, чувств, воли, давала возможность свободной творческой деятельности, поэтому эту дидактическую систему ещё называют прогрессивистской, процентристской или «обучением путём делания». Дж. Дьюи разработал основные положения дидактической концепции такой новой школы. Эта дидактическая концепция выработалась в ходе педагогического эксперимента в г. Чикаго в экспериментальной школе, основанной им в 1896 г.
В этих условиях развернулась исключительно плодотворная деятельность великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1824- 1870). Важнейшей категорией педагогики Ушинский считал цель воспитания, заключающуюся в том, чтобы дать человеку деятельность, которая бы наполняла его душу и превратилась бы в цель жизни. Эта цель никак не противоречит природе ребенка, а полностью созвучна с нею.
Основное положение традиционной дидактики гласило, что усвоение знаний возможно тогда, когда оно опирается на достигнутый ребенком уровень психического развития. Ныне обосновано другое положение – обучение наиболее плодотворно, когда оно происходит на незавершенных циклах умственного развития, т.е. когда оно подталкивает развитие и пролагает ему дорогу (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.В.Занков и др.).
4. Система понятий дидактики
ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ