Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование мотивационного и эмоционального компонентов готовности к школе у старших дошкольников

Понятие и сущность мотивационного и эмоционального компонентов готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста

Определение 1

Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения (компетентностей) ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения знаний в начале и при дальнейшем продолжении школьного обучения.

В настоящее время очень актуальна проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. Это связано с тем, что большинство детей с приходом в первый класс, оказываются психологически не готовы к школьному обучению, даже не смотря на то, что посещали дошкольные учебные заведения.

Вопросы мотивационной и эмоциональной готовности старших дошкольников к обучению в школе, рассматриваются многими учеными в области отечественной и зарубежной педагогики и психологии.

Мотивационный и эмоциональный компоненты готовности старших дошкольников к обучению в школе включают в себя, наличие у детей ряда личностных качеств и сформированности следующих знаний и умений:

  1. Интеллектуальная готовность – включает в себя наличие у дошкольника необходимых фундаментальных знаний, умений, навыков и опта практической деятельности.
  2. Личностная готовность – подразумевает готовность ребенка к осознанию и полному принятию новой социальной позиции, которая включает в себя новый круг прав и обязанностей.
  3. Физическая готовность – общее состояние здоровья ребенка.

Одной из психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста является преобладание общественных мотивов над личными. В случае возникновения противоречия, в его разрешении ребенок выбирает между эгоцентризмом и коллективным мнением, постепенно склоняясь в сторону децентрализации. Еще одной особенностей детей старшего дошкольного возраста является собственная самооценка, которая с возрастом становится все более адекватной.

«Формирование мотивационного и эмоционального компонентов готовности к школе у старших дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Значимость развития компонентов мотивационной сферы состоит в том, что к моменту поступления в начальную школу ребенок должен в полной мере понимать и осознавать значимость обучения, стремиться к получению новых знаний. То есть мотивы учения должны доминировать над иными другими мотивами ребенка старшего дошкольного возраста.

Значимость эмоционального компонента заключается в том, что ребенок понимает смену собственного социального статуса и не всегда способен принять его позитивно. Задача взрослых помочь старшим дошкольникам настроится на положительное эмоциональное восприятие новой жизненной позиции.

Таким образом, в том случае если к моменту поступления ребенка в школу у него не сформированы в должной мере мотивационные и эмоциональные компоненты, то процесс обучение не принесет ожидаемых результатов.

Формирование мотивационного компонента готовности к школе у детей старшего дошкольного возраста

Определение 2

Мотивационная готовность к обучению в школе – это совокупность психологических качеств ребенка старшего дошкольного возраста, основным из которых является самооценка.

К моменту поступления в школу, ребенок должен иметь адекватную самооценку, уметь самостоятельно оценивать свое поведение, анализировать собственные успехи и неудачи.

Определение 3

Самооценка – это самостоятельная оценка личности собственных возможностей, качеств и своего места в обществе.

Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста формируется под воздействием:

  • Адекватной похвалы взрослых успехов и достижений ребенка.
  • Чувства самостоятельности и успешности, которые ребенок переживает при осуществлении различных видов деятельности.

Сформированность мотивационного компонента готовности у ребенка старшего дошкольного возраста выражается в следующем:

  1. Ребенок стремится пойти в школу и очень расстраивается при отсутствии данной возможности.
  2. Процесс обучения привлекает ребенка и представляется им как социально значимый вид деятельности.
  3. Имеется сформированная четкая полимотивация к обучению.
  4. Стремление и мотивация настолько сильны, что помогают ребенку преодолевать ежедневные школьные трудности.
  5. Имеется сформированная и устойчивая иерархия мотивов, во главе которой стоят социальные и познавательные мотивы обучения, а также нравственные мотивы поведения.
  6. Ребенок способен вербализовать собственные мотивы обучения, понимает значимость и смысл получения знаний.

Формирование эмоционального компонента готовности к школе

Определение 4

Эмоциональный компонент готовности обучения в школе – это совокупность определенных качеств, позволяющих ребенку преодолеть различные блокады и эмоциональную неуверенность, мешающие процессу обучения или ведущие к тому, что ребенок «замыкается в себе».

Формирование эмоционального компонента готовности к школьному обучению необходимо начинать как можно раньше, так как именно данный компонент позволяет ребенку легче адаптироваться в новой для него сфере деятельности. Если ребенок эмоционально готов к обучению, то и решение сложных заданий для него будет вызывать ощущение получения новых знаний и умений, а не ощущение собственной беспомощности.

При поступлении ребенка в начальную школу, у него отмечаются сильные психологические переживания, справиться с которыми ему как раз и поможет эмоциональная компетентность.

Формирование эмоциональной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять с перспективой на личностное развитие ребенка. Это обусловлено тем, что в эмоциональной сфере ребенка дошкольника преобладают:

  1. Интенсивность проявления эмоций.
  2. Непосредственность в проявлении своих эмоций.
  3. Быстрая переключаемость и смена настроения.
  4. Поверхностность эмоций.

В процессе формирования эмоциональной готовности детей к школе, педагог в первую очередь должен стремиться к развитию личностной эмоциональной сферы в области эмоций, а именно:

  1. Формирование устойчивости эмоций и чувств.
  2. Глубина чувств.
  3. Осознание и личное принятие, причин по которым у ребенка проявились те или иные чувства и эмоции.
  4. Формирование и развитие эстетических, познавательных и нравственных чувств.
  5. Эмоциональное предвосхищение.

Предпосылки психологических качеств, составляющих эмоциональную готовность к школе, являются итогом развития ребенка в дошкольном детстве.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot