Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Психолого-педагогическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школе

Все предметы / Психология / Психолого-педагогическая готовность детей старшего дошкольного возраста к школе
Определение 1

Психолого-педагогическая готовность к обучению в школе – это сложное образование, которое предполагает определенную достаточно высокую степень развития мотивационной, интеллектуальной и произвольной сферы.

Аспекты готовности старших дошкольников к школе

Существует несколько подходов к определению структуры психолого-педагогической готовности старших дошкольников к обучению в школе. Многие исследователи делают основной упор на роль общения в развитии ребенка. Такие концепции рассматривают 3 сферы:

  • Отношение к взрослым людям,
  • Отношение к сверстникам,
  • Отношение ребенка к самому себе.

Если обобщить точки зрения ведущих авторов, то в состав компонентов психологической и педагогической готовности к обучению можно включить психомоторную (функциональную), мотивационную, личностную, интеллектуальную, эмоциональную и волевую, а также социально–психологическую готовность.

Все компоненты структуры, как и вся она в целом, имеют большое значение для успеха деятельности ребенка. Это поможет его скорейшей адаптации к новым условиям, способствуя безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Виды готовности ребенка к школе

Психомоторная (функциональная) готовность предполагает соответствие степени созревания соответствующих структур мозга, нервно-психических функций условиям и задачам школьного обучения. Для функциональной готовности характерен уровень общего развития, состояние глазомера, пространственная ориентация, способность подражать. Также эту сферу отражает степень развития сложных скоординированных движений руки.

В состав психомоторной готовности педагоги и психологи относят преобразования, которые происходят в детском организме. Они способствуют увеличению его работоспособности и выносливости, предполагают большую функциональную зрелость.

Среди этих качеств, в первую очередь, важно обратить внимание на:

  • Возрастные особенности (в течение всего дошкольного детства баланс между процессами возбуждения и торможения позволит ребенку более долгое время сосредотачивать свое внимание на объекте деятельности, у него появляется способность формировать произвольные формы поведения и познавательные процессы);
  • Развитие мелких мышц рук, зрительно–моторных координаций (создается основа для овладения действиями письма);
  • Развитие механизма функциональной асимметрии мозга (активизация становления речи в качестве средства познания и вербально-логического мышления).

Готовые работы на аналогичную тему

Для интеллектуальной готовности старшего дошкольника к обучению в школе присуще приобретение соответствующего запаса конкретных знаний. Ребенок должен понимать общие связи, принципы, закономерности, иметь развитое наглядно–образное, наглядно–схематическое мышление, творческое воображение. У него должны появиться основные представления о природе и социальных явлениях.

Дети старшего дошкольного возраста при поступлении в школу должны уметь выделять существенное в явлениях окружающего мира. Они умеют сравнивать, определять сходное и отличное, делают выводы, рассуждают, находят причины явлений.

Для поступления в школу важен достаточный уровень развития эмоционально-волевой сферы. Она представляет собой главный аспект психологической готовности к школьному обучению. У разных дошкольников данный уровень может оказаться различным, но типичная черта, отличающая детей старшего дошкольного возраста, представлена соподчинением мотивов. Оно позволяет ребенку научиться управлять своим поведением. Это важно для того, чтобы по приходу в первый класс включиться в общую деятельность с принятием системы требований от школы и учителя.

Основой является личностная готовность, которая состоит из готовности принимать новую социальную позицию положения школьника. Ученик должен понимать, что он теперь имеет круг важных прав и обязанностей, желает быть учеником. На формирование этой готовности сильно влияет отношение близких взрослых к учебе в качестве важной содержательной деятельности. Она гораздо более значима, чем игра ребенка дошкольного возраста. Здесь влияние оказывает и отношение других детей, сама возможность подниматься на новую возрастную ступень в глазах младших и сравнение в положении со старшими.

Мотивационная готовность представляет собой соподчинение мотивов, существование в поведении общих и моральных мотивов. Огромную роль в формировании мотивационной готовности к школе играет развитие познавательной потребности.

Познавательная потребность характеризует привлекательность самого содержания знаний, получаемых в школе, включая интерес к процессу познания. Существенным моментом мотивационной готовности к обучению в школе считается произвольность поведения и деятельности. Она проявляется в возникновении у детей соответствующей сферы потребностей и мотивов. Имея ее, он получает возможность подчинять собственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

Социально-психологическая готовность ребенка к школе

Важнейшими мотивационными новообразованиями детей дошкольного возраста являются сознательное соподчинение мотивов, их иерархия, появление новых по строению опосредованных мотивов. Перечисленные новообразования представляют собой необходимую предпосылку к обучению в школе. В качестве еще одного нужного новообразования старших дошкольников Д. Б. Эльконин и Л. И. Божович рассматривали проявление моральных качеств и чувства долга.

Отдельно в педагогике и психологии рассматривают социально–психологическую (коммуникативную) готовность к школьному обучению. Она предполагает присутствие качеств, с помощью которых ребенок получает возможность выстраивать отношения с одноклассниками, учится работать в коллективе. Умение общаться с теми, кто находится рядом, помогает ребенку включиться в совместную работу на уроках.

В процессе взросления детей старшего дошкольного возраста их все больше начинает привлекать мир людей, а не мир вещей. Они предпринимают попытки проникать в смысл человеческих отношений, включая те нормы, которые их регулируют. Подчинение социальным и приемлемым нормам поведения должно стать для ребенка значимым. Особенно это важно, если данный процесс подкрепляется позитивным откликом со стороны взрослых.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис