Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Влияние подготовки к школе на рефлексивные возможности детей

Все предметы / Психология / Влияние подготовки к школе на рефлексивные возможности детей
Определение 1

Рефлексия – это совокупность процессов, включающих самопознание, а также процессы понимания и оценки других людей. С помощью рефлексии происходит соотнесение собственного сознания, ценностей и мнений с ценностями и отношениями других людей.

Особенности рефлексивных возможностей детей

Важнейшая особенность рефлексивных возможностей представлена способностью управлять своей активностью. Это происходит в зависимости от личностных ценностей и смыслов при формировании и переключении на новые механизмы в изменившихся условиях (задачах или целей деятельности).

Психолого-педагогические исследования и практический опыт показали, что подготовка дошкольников к поступлению в школу не всегда является достаточной. Так, многие педагоги и психологи отмечают потребность в развитии у детей старшего дошкольного возраста мыслительных способностей и качеств личности, которые могли бы обеспечить успешное обучение.

Основной содержательный компонент подготовки детей в старшем дошкольном возрасте к школе представлен формированием у них составляющих теоретического мышления. В этой сфере умственные действия, которые включены в состав теоретического мышления и сформировались еще до начала обучения, нужно использовать при включении школьника в учебную деятельность.

Составляющие элементы теоретического мышления, которые предполагают готовность ребенка к школьному обучению, призваны обеспечивать высокую успешность действий ученика в начальных классах.

Основа теоретического мышления — это рефлексия. Психологи отмечают, что готовность человека к школьному обучению зависит не только от степени формирования у него элементов мышления и умственных действий. Она также напрямую зависит от рефлексивных возможностей, которые представляют собой способность вступать во взаимодействие с участниками обучающего процесса. Способности и готовность к обучению в ходе подготовки к школе и включают в себя рефлексию в своей структуре и содержанию взаимодействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Рефлексия при подготовке к школе

Рефлексия — это одна из самых необходимых способностей личности ребенка, который проходит период перехода к новому этапу своей жизни. При подготовке к обучению в школе большую роль играют аспекты содержания и подготовки рефлексивных способностей.

Способности к рефлексии дошкольников изучены очень слабо. Из этого вытекает проблема необходимости целенаправленного и организованного развития рефлексии у старшего дошкольника. Этот процесс должен осуществляться под руководством опытных педагогов и при поддержке родителей.

Хорошие возможности для соответствующей подготовки детей предусмотрены в некоторых детских дошкольных учреждениях. Тем не менее, многим методистам и практическим сотрудникам необходима теоретическая разработка обозначенной проблемы и методические рекомендации в области развития рефлексии в старшем дошкольном возрасте.

Для развития старшего дошкольника при подготовке к школьному обучению важно развивать такое направление его рефлексивных возможностей, как коммуникативную рефлексию. Этот показатель состоит в способности проводить анализ основанию собственной социальной рефлексии при взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми. Такие дети получают возможность осуществлять собственные действия по самооценке.

Развитие коммуникативного типа рефлексии у ребенка старшего дошкольного возраста — это очень важное условие подготовки к школе в ходе развивающего обучения. Без данного качества ребенку будет сложно включиться в напряженный процесс деятельности, который для него непривычен.

Исследование рефлексивных возможностей дошкольников

В дошкольном возрасте у ребенка формируются предпосылки для появления рефлексии, условием развития которой считается его совместная деятельность с взрослыми людьми (родителями и педагогами). Готовность к обучению в школе в некотором смысле необходимо оценивать путем анализа степени сформированности рефлексии. Здесь важно обратить внимание на произвольность познавательных процессов, умение контролировать свои действия, рефлективность в отношении выполнения действия.

Для осуществления эмпирического исследования, определяющего степень влияния подготовки к школе на рефлексивные возможности ребенка, чаще всего берется за основу методика, разработанная Е. С. Князевой. Использование подобных методик дает возможность определить возможности детей старшего дошкольного возраста ориентироваться в различных компонентах процесса решения познавательных задач.

Методики распределяются на 3 группы и концентрируются на компонентах процесса решения практических задач. Они включают:

  • условия,
  • способы действия,
  • результат.

Диагностические методики из группы «Условие» направлены на выявление степени развития умения ребенка ориентироваться в условиях задачи. Он должен видеть достаточность информации для решения или определить невозможность ее решения.

Методики из группы «Действие» помогают определить возможности ребенка ориентироваться в способах действия. С их помощью дети показывают свои способности в выборе способа действия. Группа методик «Результат» способствует выявлению возможностей дошкольника ориентироваться на результат задания. С их помощью он показывает способности к самооценке.

Замечание 1

Как правило, большая часть исследований показывает, что особенности развития рефлексии связаны с возрастными особенностями ребенка, а также со спецификой организации самой подготовки к школе. Если у детей высокий уровень рефлексивных способностей, то они способны лучше ориентироваться в способах действия и в результатах.

Если при исследовании по предусмотренным методикам дети показывают низкие рефлексивные возможности, то это отражает недостаточность формирования рефлексивных способностей. Они не могут выбрать максимально продуктивный вариант действия.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис