Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метод наблюдения

Наблюдение как активная форма чувственного познания, дает возможность накапливать эмпирические данные, формировать первоначальные представления об объектах, проверять исходные предположения с ними связанные. Общая информация о данном методе была представлена в одной из статей, но сейчас рассмотрим этот метод подробнее. Наблюдение является первым научным методом психологических исследований в историческом плане и используется в трех разных значениях:

  1. Наблюдение как деятельность;
  2. Наблюдение как метод;
  3. Наблюдение как методика.

Наблюдение от пассивного созерцания окружающей действительности отличается следующим:

  • Оно подчинено определенной цели;
  • Имеет определенный план проведения;
  • Оснащается предметными средствами для осуществления процесса и фиксации результатов.

Как деятельность наблюдение может относиться к областям общественной практики, например, врач, осматривающий больного, учитель, наблюдающий за работающим учеником и др. Наблюдение как деятельность направлено на обслуживание практической деятельности, а как метод науки оно включает в себя систему принципов познавательной деятельности.

Как метод психологии наблюдение отличается универсальностью, это значит, что его можно применять к изучению широкого круга явлений, возможностью менять «поле охвата» изучаемого объекта, выдвигать и проверять дополнительные гипотезы. Исследования этим методом не требуют большого обеспечения аппаратурой.

Наблюдение как метод имеет свои характеристики – целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя.

Наблюдение как методика

Определение

Под методикой наблюдения надо понимать социально фиксированную, понятно изложенную, предметно представленную систему сбора и обработки эмпирических данных. Эта система адекватна четко очерченному кругу задач. В этом случае наблюдение учитывает конкретную задачу, ситуацию, условия и орудия наблюдения.

В методике содержится полное описание процедуры наблюдения, которое включает:

  • Выбор ситуации и объекта для наблюдения;
  • Программу наблюдения с перечнем признаков наблюдаемого поведения и единиц наблюдения с подробным их описанием;
  • Способ и форму фиксации результатов наблюдения;
  • Описание требований к работе наблюдателя;
  • Описание способа обработки и представления полученных результатов.

Объект и предмет наблюдения

«Метод наблюдения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Каждый отдельный человек, группа людей или общность могут быть объектом внешнего наблюдения. Объект характеризуется уникальностью и неповторяемостью, малой или большой длительностью психических явлений. При проведении наблюдения главной проблемой на поведение наблюдаемого, является воздействие присутствия наблюдателя. Для сведения этого воздействия к минимуму наблюдатель должен чаще присутствовать в этой среде, чтобы просто «примелькаться». Иногда используется прием включенного наблюдения – наблюдатель реальный член группы.

Предметом наблюдения выступают только внешние, экстериоризированные компоненты психической деятельности:

  • Моторные компоненты практических и гностических действий;
  • Движения, перемещения, неподвижные состояния людей;
  • Совместные действия;
  • Мимика и пантомима, экспрессия звуков;
  • Проявление вегетативных реакций – изменение ритма дыхания, покраснение кожи и др.

По отношению к объекту наблюдения позиция наблюдателя может быть открытой и скрытой. Есть феномен проекции собственного «Я» на наблюдаемое поведение, когда наблюдатель переносит собственную точку зрения, интерпретируя поведение другого человека. Необходимой для наблюдателя является специальная тренировка наблюдательности, т.к. она дает возможность несколько уменьшить влияние индивидуальных характеристик.

Та или иная ситуация дают возможность выделить:

  • Полевое наблюдение. Оно проводится в естественных для наблюдаемого человека условиях;
  • Лабораторное наблюдение наиболее удобно для исследователя, но искусственные условия могут исказить поведение человека;
  • Спровоцированное наблюдение, когда ситуация задается исследователем, но наблюдение осуществляется в естественных условиях – в ходе игры, занятия и др.

Использование наблюдения в психолого-педагогических исследованиях

В изучении психического развития детей метод наблюдения имеет широкое применение, что обусловлено особенностями объекта исследования. Маленький ребенок не может быть его участником, т.к. не может дать отчет о своих действиях, мыслях, эмоциях, поступках.

Данные о психическом развитии детей, накопленные с раннего возраста свели их в определенные системы.

Таблицы развития А. Гезелла

Эти таблицы охватывают четыре основные сферы поведения ребенка:

  • Моторику;
  • Язык;
  • Адаптивное и личностно-социальное поведение.

Прямое наблюдение за реагированием детей на обычные игрушки дополняется данными, которые сообщает мать ребенка. А. Анастази, американский психолог, указывает на полезность этих таблиц развития как дополнение к медицинским обследованиям, но отмечает недостаточную их стандартизованность.

Методика Э.Фрухт

Методика фиксирует развитие ребенка в возрасте от 10 дней до 12 месяцев по следующим категориям:

  • Зрительные ориентировочные реакции;
  • Эмоции и социальное поведение;
  • Движение рук и действия с предметами;
  • Общие движения;
  • Понимание речи;
  • Активная речь;
  • Навыки и умения.

Дается перечень категорий для каждого возраста и характерное для него описание реакций, например, для месячного возраста движения общие – лежа на животе, пытается поднимать и удерживать головку в течение 5 секунд и др. Схема позволяет распознать общую картину развития и обратить внимание на тревожные симптомы.

Карточки развития Д. Лешли

Автор предлагает использовать в карточке такие структурные рубрики:

  • Физическое развитие, охватывающее и общие движения – ходьба и тонкие – координация движений глаза;
  • Общение и развитие речи;
  • Социальное развитие и игра;
  • Самостоятельность и независимость – наличие умений, позволяющих обходиться без помощи взрослых – одеваться, умываться, пользоваться туалетом и др.
  • Поведение.

Если умение или навык у ребенка сформированы, то в карточке ставят значок. Итоги в конце не подводятся.

Логопеды и психологи, данные развития ребенка используют с целью сравнения со средними показателями детей данного возраста.

Совершенный образец при выборе карточки не найти, т.к. он просто не существует. В методике наблюдения за «трудным» поведением Д. Лешли считает, что нужно определить три основных аспекта наблюдения:

  1. Как часто проявляется проблема;
  2. Продолжительность такого поведения в каждом случае;
  3. Интенсивность при помощи, которой определяется насколько проблема серьезная.

На основе наблюдения, таким образом, возможно проведение не только фундаментальных исследований, но и прикладных изысканий, помогающих вскрыть и объяснить феномены детского развития. Навык психологического наблюдения важен для педагога, потому что дает возможность глубже понять своих воспитанников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot