Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Наблюдение как метод исследования в педагогике

Этапы наблюдения

Определение 1

Наблюдение как метод исследования в педагогике - это целенаправленное, организованное и фиксируемое восприятие участников педагогического процесса.

Наблюдение представлено несколькими этапами и включает в себя:

  • постановку цели;
  • формулировку задач;
  • определение продолжительности проведения наблюдения;
  • выбор объекта, предмета и ситуации наблюдения;
  • определение способа наблюдения, который меньше всего влияет на исследуемый объект, но при этом обеспечивает наибольший сбор информации;
  • выбор способов регистрации наблюдаемого явления;
  • обработку и интерпретацию полученных данных.

Методы наблюдения

В зависимости от характеристик выделяются следующие разновидности метода наблюдения:

Английский язык для начинающих
Не откладывай мечты — начни говорить под руководством опытного преподавателя
Узнать подробнее
  • по уровню формализованности: контролируемое или неконтролируемое;
  • по месту проведения: естественное или лабораторное;
  • по степени участия в исследуемой ситуации наблюдателя: включенное или не включенное;
  • по условиям организации процесса: открытое или скрытое;
  • по регулярности проведения: систематическое или случайное.

При контролируемом наблюдении заранее определяются ситуации для наблюдения и определенные способы регистрации фактов. Данный вид наблюдения чаще всего используется в исследованиях описательного и экспериментального характера, когда педагог уже знаком с изучаемым явлением и желает получить описательные характеристики.

Неконтролируемое наблюдение используется для предварительного знакомства с проблемой. В таком наблюдении отсутствует поэтапный план действий наблюдателя, определены только общие черты.

При проведении открытого наблюдения участники оповещаются о его проведении. При скрытом, наоборот, участники не осведомлены о том, что являются объектом изучения. В ситуации скрытого наблюдения можно выявить особенности поведения, увлечения отдельных учащихся, наличие микрогрупп, систему отношений в коллективе. Наблюдение включенного типа предполагает непосредственное участие исследователя в происходящих событиях. Наблюдатель может не выделяться, проводя изучение изнутри, что дает ему возможность видеть скрытые явления. Не включенное наблюдение реализуется со стороны и наблюдатель при этом не участвует в событиях. Естественное наблюдение реализуется в естественных условиях жизнедеятельности. При лабораторном наблюдении создаются искусственные условия, которые лишь моделируют естественные.

«Наблюдение как метод исследования в педагогике» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость

Систематическое наблюдение должно проводиться регулярно, с определенной периодичностью. Как правило, оно осуществляется по четко разработанной методике, в которой конкретизирована работа наблюдателя. Случайное наблюдение является не запланированным, но при этом оказывается богатым источником информации.

Требования к методу наблюдения

Метод педагогического наблюдения должен удовлетворять определенным требованиям:

  • сохранению естественного проявления качеств личности;
  • объективности фиксации и анализа результатов;
  • целенаправленности наблюдения.

Достоинства и недостатки метода наблюдения

К достоинствам метода наблюдения по сравнению с другими методами исследования относятся следующие:

  • наблюдение дает возможность судить о деталях педагогического процесса в их динамике;
  • позволяет проводить фиксацию педагогических событий в момент их протекания;
  • возможность оценки отдаленных последствий воспитания;
  • получение фактических сведений о событиях;
  • независимость наблюдающего от умения исследуемых проводить оценку своих действий и высказывать свое мнение.

У педагогического наблюдения также имеются и слабые стороны, к которым относятся:

  • присутствие элементов субъективности в анализе и оценке со стороны наблюдателя;
  • недоступность некоторых сторон деятельности участников исследуемого процесса;
  • малая выборка, которая делает полученные данные нерепрезентативными;
  • пассивная позиция исследователя.
Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 01.07.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot