Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Наблюдение как метод педагогического исследования

Понятие и виды наблюдения

Один из наиболее популярных методов педагогического исследования является наблюдение. Наблюдение самый древнейший метод познания окружающей действительности. Востребованность наблюдения, как метода педагогического исследования, обусловлена тем, что оно не требует специальной подготовки и вложений в организации. Эффективность наблюдения подкрепляется его сочетанием с такими методами как эксперимент и беседа.

Определение 1

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное восприятие процесса, объекта, явления и др., результаты которого фиксируются исследователем и в последующем подлежат обработке.

Сущность наблюдения заключается в полной и точной фиксации фактом, посредством всех органов, чувств, знаний, умений и жизненного опыта исследователя.

Функция наблюдения – прием и фиксация сведений об объекте исследования, в процессе прямой и обратной связи исследователя и испытуемого.

Замечание 1

Объектами педагогических наблюдений могут выступать только те стороны воспитательно-образовательного процесса, которые наблюдатель может зафиксировать, не изменяя и не нарушая ход педагогического исследования.

Например, в качестве объекта исследования могут выступать средства и методы воспитания, обучения и развития; деятельность педагога; параметры выполнения различного рода деятельности и т.п.

Выбор и определение объекта педагогического исследования обусловлены поставленной целью и задачами исследования.

Наблюдение как метод педагогического исследования принято классифицировать по следующим признакам:

  1. По форме организации:

    • Структурированные наблюдения – осуществляется по заранее составленному плану.
    • Неструктурированные наблюдения – для проведения исследователь опирается на общие принципы плана, полученные данные фиксируются в свободной форме.
  2. По степени включенности:

    • Включенные наблюдения – исследователь является членом группы, в котором проводится наблюдение.
    • Невключенные наблюдения – исследователь не является участником группы и не оказывает влияние на происходящие события.
  3. По форме взаимоотношений исследователя и испытуемых:

    • Открытые наблюдения – испытуемые знают о том, что ведется наблюдение.
    • Скрытые наблюдения – проводится тайно, испытуемые не знают о наблюдении.
  4. По месту проведения наблюдения:

    • Полевые наблюдения – осуществляется в естественных условиях, привычных для испытуемых.
    • Лабораторные наблюдения – проводится в специально организованном и подготовленном месте (помещении).
  5. По регулярности проведения наблюдения:

    • Систематические наблюдения – осуществляется регулярно, заранее составляется план проведения каждого из наблюдений.
    • Несистематические наблюдения – проводится периодически, без заранее установленного времени (случайные или эпизодические), то есть по мере необходимости.
  6. По длительности проведения наблюдения:

    • Кратковременные наблюдения – организуются на первых этапах исследования, необходимы для сбора первичной информации.
    • Долговременные наблюдения – проводится на протяжении длительного времени (чаще всего на протяжении нескольких лет).
  7. По охвату аудитории:

    • Сплошные наблюдения – фиксируются все особенности доступные для восприятия исследователя.
    • Выборочные наблюдения – фиксируются какие-то определенные параметры и особенности объекта исследования.
  8. По используемым средствам:

    • Непосредственные наблюдения – исследователь не использует специальных и дополнительных средств, полагаясь только на свои чувства восприятия.
    • Опосредованные наблюдения – в процессе наблюдения исследователь использует технические средства (аудио-, видео-, фотоаппаратура и т.д.).
«Наблюдение как метод педагогического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Этапы процедуры наблюдения

Эффективность результатов, полученных в ходе наблюдения, во многом зависит от соблюдения последовательности этапов:

  1. Определение основной цели наблюдения, на основании которой исследователь формулирует задачи.
  2. Выбор и определение объекта, предмета и ситуации, которые будут исследованы в процессе наблюдения.
  3. Выбор способа наблюдения, исходя из установленного объекта исследования.
  4. Определение способов регистрации данных, которые будут получены в ходе проведения наблюдения.
  5. Осуществление детальной фиксации информации, с использованием специальных средств регистрации.
  6. Осуществление и обработка полученной в ходе наблюдения информации, формулирование выводов по итогам проведенного наблюдения.

Требования, предъявляемые к процессу организации наблюдения

Наблюдение как метод исследования отличается от бытовой фиксации событий, что находит отражение в следующих требованиях к наблюдению.

  • Целенаправленность. Постановка четкой, корректно сформулированной цели.
  • Объективность. Требование объективности исключает возможность отбора исследователем только той информации, которая необходима для проведения исследования.
  • Наличие плана наблюдения. В плане должна быть отражена методология наблюдения (цель, задачи, предмет, объект и т.д.).
  • Разработка процедуры. Заблаговременная разработка процедуры наблюдения и формы фиксации наблюдаемых фактов и формулирования промежуточных выводов.
  • Учет возможных ошибок. Прежде, чем приступить к проведению наблюдения исследователь должен предположить, какие могут быть сложности и трудности в работе, а также какие из них могут привести к возникновению ошибок. Выработать стратегию по их предотвращению и устранению.
  • Возможность сравнения, измерения, математической обработки полученных сведений.
  • Необходимое и достаточное количество наблюдаемых признаков. В процессе наблюдения исследователь должен зафиксировать максимальное количество информации, для всестороннего и полноценного проведения исследования и получения достоверных результатов.
  • Оптимальность. Условия наблюдения не должны оказывать влияние на наблюдаемый объект.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot