Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогическое исследование в школе

Организация педагогического исследования

Замечание 1

Организация педагогического исследования включает в себя процесс научной деятельности, ориентированный на получение новых знаний о структуре, содержании образования, его закономерностях и механизмах, принципах и технологиях. Педагогическое исследование призвано объяснить и предсказать некие явления и факты.

Все педагогические исследования по направленности подразделяются на фундаментальные, прикладные исследования и разработки.

Фундаментальные исследования. В результате этих исследований выдвигаются обобщающие концепции, предлагающие разные модели развития педагогических систем на основе прогнозов и подводящие итоги теоретических и практических достижений в педагогике.

Прикладные исследования. Представляют собой исследования, направленные на выявление закономерностей педагогической практики и на углубленное изучение отдельных сторон педпроцесса.

Разработки. Ориентированы на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, с учетом уже имеющихся теоретических рекомендаций.

Замечание 2

Основная цель педагогический исследований: анализ изменений, протекающих в процессе обучения, оценка направленности и значимости этих изменений, выявление главных факторов, влияющих на процесс.

Программа педагогического исследования включает методологический и процедурный разделы. Методологический раздел включает: формулировку проблемы, обоснование актуальности темы, определение предмета и объекта исследования, целей и задач, формулировку основных понятий, выдвижение рабочей гипотезы, предварительный системный анализ объекта исследования. Процедурный раздел раскрывает стратегический план исследования, основные процедуры, план, сбор и анализ первичных данных.

«Педагогическое исследование в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методы педагогического исследования в школе

Замечание 3

Методы педагогического исследования - совокупность приемов и операций, основная цель которых - изучение педагогических явлений, решение различных научно-педагогических проблем. Все методы можно классифицировать по направленности (теоретические или эмпирические), по цели исследования, по способам обработки и анализа данных, по источникам накопления информации и т.д. Разработка методики педагогического исследования осуществляется согласно логике научного поиска.

Теоретические методы научного педагогического исследования:

  • сравнительно-исторический анализ, изучение литературных источников;
  • методы моделирования (обучение с использованием опорных схем);
  • методы причинно-следственного анализа (в чем состоят причины падения грамотности).

Эмпирические методы научного педагогического исследования:

  • изучение передового педагогического опыта (наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности школьников, изучение школьной документации);
  • опытная работа;
  • эксперимент: естественный (в условиях обычного ежедневного образовательного процесса); констатирующей (показывающий реальное положение вещей); лабораторный (для проверки создаются искусственные условия); преобразующей (для определения условий формирования и развития личности школьника).

Метод наблюдения проводится по предварительно разработанному плану с выделением определенных объектов наблюдения. Состоит из следующих этапов: определение целей и задач; выбор предмета, объекта, ситуации наблюдения; определение способа наблюдения, способов регистрации наблюдаемого; последующая обработка и интерпретация выявленной информации.

Если исследователь входит в наблюдаемую группу, то исследование является включенным. Если наблюдение проводится со стороны – не включенным. Также наблюдение может быть сплошным или выборочным, открытым или скрытым.

Опрос – метод педагогического исследования, протекающий в виде анкетирования, беседы или интервью. Интервью и беседа – это формы опроса «лицом к лицу». Анкетирование относится к форме заочного опроса.

Интервью, беседы и анкеты содержат перечень вопросов. При создании вопросника учитываются все вопросы, которые необходимо задать. Проводится пробное исследование, на котором проходит предварительная проверка вопросника, после чего он окончательно редактируется.

Цель изучения продуктов деятельности учащихся (тетрадей, контрольных, письменных, творческих и графических работ, чертежей, рисунков, деталей по отдельным дисциплинам) – собрать данные об индивидуальных характеристиках учащихся, о достигнутом уровне навыков и умений в какой-то определенной области.

Одним из важных методов педагогического исследования является изучение школьной документации (медицинских карт, личных дел, классных журналов, протоколов, дневников, заседаний, собраний, педагогических советов и т.д.).

Владея основными способами организации и методами педагогического исследования в школе можно целенаправленно изучать и анализировать личный педагогический опыт, а также опыт других педагогов проверять на научной основе собственные педагогические открытия и находки.

Этапы педагогического исследования

Задача педагога при организации исследования лежит в правильном выборе метода для каждого этапа исследования.

В наиболее типичной и общей форме можно выделить несколько этапов исследования:

  1. Общая характеристика понятий предмета исследования (цели, задач, предмета и объекта). На этом этапе используется метод наблюдения, основными средствами, повышающими его эффективность, являются специальные технические средства видеозаписи или звукозаписи уроков, воспитательных внеклассных мероприятий.
  2. Анализ типичного состояния практики в массовой школе решения подобных задач. Выбираются методы анализа реального педагогического процесса (беседы, наблюдение).
  3. Конкретизация гипотезы исследования. Используются методы экспериментального поиска.
  4. Проверка достоверности гипотезы. Используются количественные методы.
  5. Обобщение результатов исследования, предоставление рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса. Используется комплекс методов теоретического обобщения данных эксперимента и методов прогнозирования дальнейшего совершенствования процессов.

Выбор методов исследования определяется особенностями задач исследования, особенностями содержания проблем, возможностями исследователя.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot