Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение и использование передового опыта

Сущность передового опыта

Передовой педагогический опыт - это «золотой фонд» педагогической практики, который питает саму практику и считается «питательной средой» педагогической науки. Не будь педагогического опыта, изученного, обобщенного, популярного и внедренного, все понадобилось бы начинать заново. Педагогическая практика - та база, на которую дальнейшие поколения воспитателей накладывают, наслаивают свое, свежее, неординарное, что характеризует состояние педагогической реальности в настоящее время.

Таковым образом, педагогический опыт - понятие не застывшее, раз и навсегда, а многократно развивающееся, совершенствуемое, углубляемое.

Сущность современного педагогического опыта можно определить как индивидуализированную педагогическую систему, стабильно приводящую к глубоким последствиям в учебно-воспитательном процессе.

Определение

Передовой педагогический опыт - это свежие неординарные формы, способы, средства, приемы педагогической работы, обнаруженные и переработанные в ходе креативного поиска путей и средств увеличения качества и производительности процесса изучения, воспитания и становления учащихся.

Передовой опыт - это профессиональное внедрение воспитателем собственных мощных качеств.

Совместно с тем передовой опыт - не только педагогические новации. Изучая передовой опыт, невозможно проходить мимо ежедневной, малозаметной работы тех воспитателей, «секрет» успеха которых в систематическом воплощении в жизнь главнейших дидактических и методических основ и инструкций, как новых, так и обычных, обширно употребляемых. Такой опыт сложно увидеть, проследить его эффективность. Но он нередко считается основой больших учебно-воспитательных эффектов. Работа профессионала, учителя, не создавшего ничего нового, но умело использующего достигнутое для успешного решения учебно-воспитательных задач, и обязана быть предметом исследования для тех, кто еще не достиг требуемого уровня в собственной работе.

Изучение и использование передового опыта

При выборе опыта (новаторского или же просто положительного), намеченного к исследованию и изучению, чрезвычайно важно расценить его особенности, сравнить с собственными возможностями.

Исследование и применение передового опыта

Основным при исследовании и анализе современного и положительного опыта считается уяснение педагогической системы, педагогического стиля его «носителя», главный сущности педагогических средств заслуги позитивных эффектов, исследование не только организационных форм, способов и методических способов, что обеспечивают успех в работе, но и выявление тех противоречий, на разрешение которых ориентированы поиски и использующиеся педагогические средства.

Учителям, особенно новичком педагогической работы, изучающим передовой педагогический опыт, очень важно пробраться в «творческую лабораторию» профессионалов педагогического труда: разобраться в системе подготовки к занятиям, проанализировать его перспективно-тематические проекты, ассортименты учебно-производственных работ, графики движения и загрузки учащихся, инструкционно-технологическую и иную учебную документацию, дидактические материалы, проекты уроков и их оснащение, конспекты, методические разработки и т. п. Но главный путь исследования современного педагогического опыта - посещение уроков (занятий) опытного учителя, профессионала производственного учения. На уроке раскрываются возможности преподавателя, степень его подготовки, профессионализм, эрудиция, педагогический стиль, педагогическая техника, все, что составляет педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Исследование и анализ урока опытного учителя традиционно ведутся применительно к следующей совместной схеме:

  • методы актуализации познаний учащихся, приобретенных на прошлых уроках и в ходе производственного обучения;
  • методы целевой установки учащихся на высококачественное усвоение учебного материала урока;
  • организация и методика выяснения исполнения учащимися бытовых заданий; методы активизации работы учащихся группы в период выяснения опрашиваемого учащегося;
  • методы возведения и методики изложения-сообщения нового учебного материала, активизации познавательной работы учащихся при этом: проблемное изложение, использование деталей эвристической беседы, постановка учащимся попутных вопросов, претворение в жизнь «обратной связи» и т. п.;
  • поддержание энтузиазма и внимания учащихся к изучаемому: эмоциональность изложения, смена способов работы учащихся, занимательные примеры, результат изумления и т.п.;
  • становление самостоятельности учащихся: приемы организации работы с книгой, использование карточек-заданий, решение количественных и высококачественных задач продуктивного нрава и т. п.;
  • индивидуализация процесса обучения: выдача различных по трудности и проблемы задач и заданий с учетом возможностей учащихся, варьирование трудности вопросов в ходе разговоров, проведение учащимися взаимопроверок и т. п.;
  • приемы воплощения межпредметных и внутрипредметных связей: опора на ранее приобретенные познания и умения, побуждение учащихся изъяснять новейшие прецеденты, действия, закономерности на основе познаний по смежным предметам, согласие трактовки законов и доктрин, изучаемых в различных предметах и т. п.;
  • методы использования пособий и ТСО: соединение их с иными способами изучения, методы и организация применения на уроке, становление мышления учащихся, соблюдение гигиенических требований и т. п.;
  • контроль и оценка учебных успехов учащихся: непрерывность, обратная взаимосвязь, аспекты оценки, оценочное общение с учащимися, справедливость и объективность оценки и т. п.;
  • педагогический стиль преподавателя; педагогический такт во отношениях с учащимися; педагогическая техника, ее проявления и последствия и т. п.

Рекомендуя посещения уроков опытного преподавателя как главный метод исследования его опыта, нужно направить свой внимание на целенаправленность таких посещений. Важно не просто побывать на уроке, вынеся из этого общее воспоминание. Нужно, чтоб посещающий хороший урок имел явную задачу - что четко выучить, воспринять, а далее взять себе на вооружение. В данном смысле большую роль играют предшествующие разговоры посещающего с зачинщиками методической работы в учебном заведении, знающими крепкие стороны «носителя» современного опыта и способными подсказать, на что надлежит направить специальное внимание. Таким образом, на хороший урок к опытнейшему сослуживцу надлежит идти, уже будучи сначала подготовленным.

Успешным приемом исследования и распространения современного педагогического опыта является проведение и рассмотрение «открытых» уроков опытного преподавателя. Особенно при всем этом надлежит выделить шаг обсуждения проделанного урока посещавшими его. Значение этого коллективного обсуждения процесса проведения и эффектов урока в том, что тут методические приемы, продемонстрированные учителем, мастером, подвергаются всестороннему и многоплановому анализу, вскрываются не исключительно заслуги, но и ошибки и промахи, складывается обобщенное мнение о значительных гранях опыта, рассматриваются приемы его применения. Для изучающих передовой опыт такие обсуждения предоставляют огромное значение в плане возможности более глубоко разобраться в его сущности и наметить для себя пути и приемы применения, посмотреть на свой опыт «сквозь призму» анализа опыта преподавателя, проводившего открытый урок.

Школы педагогического опыта

В числе иных действенных форм исследования и распространения педагогического опыта надлежит назвать «Школы современного педагогического опыта», в которых квалифицированный педагог-наставник (преподаватель или же знаток производственного обучения) передает (делится) собственный опыт группе сотрудников - педагогических сотрудников учебного заведения или же нескольких учебных заведений. Из ключевых направлений (тематики) этих школ отметим следующие:

  • взаимопосещение уроков участников школы с дальнейшим их анализом;
  • посещение участниками школы уроков управляющего ее с следующим разбором методики и организации проведения;
  • рассмотрение методики и организации проведения деловых игр на уроках;
  • методические приемы применения на уроках технических средств обучения;
  • обмен навыком компьютерного изучения учащихся;
  • методика и организация проведения «бинарных» уроков;
  • организация и методика тренажерного обучения;
  • комплексное учебно-методическое обеспечивание учебного процесса;
  • организация технического творчества учащихся и т. п.

Школы современного педагогического опыта - это коллективная форма педагогического наставничества. Во множестве учебных заведениях находит использование личная форма такового наставничества, своего рода «менторство». Педагогическое наставничество как поддержка искусного учителя, профессионала собственного менее искусного сослуживца по работе обеспечит прогнозируемый результат при соблюдении явных требований:

  • родственность предметов, профессий наставника и подшефного; взаимное стремление сотрудничать; массовость в педагогическом коллективе;
  • систематичность в пределах отведённого времени; плановость по содержанию и срокам; начальство и контроль со стороны управления учебным заведением.

Исследование современного опыта - существенный, но не главный шаг увеличения педагогической квалификации учителей и профессионалов производственного преподавания. Изученный опыт только тогда выдаст полезный результат, когда он будет использован и освоен.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot