Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ педагогического наблюдения

Понятие и сущность педагогического наблюдения

Определение 1

Наблюдение в педагогике – это организованное и целенаправленное фиксируемое восприятие участников педагогического процесса или его определенной стороны.

Выделяют следующие этапы педагогического наблюдения:

  1. Постановка цели наблюдения.
  2. Формулировка задач, поэтапное решение которых приведет к достижению поставленной цели.
  3. Определение времени проведения педагогического наблюдения (длительности процесса).
  4. Выбор объекта, предмета и ситуация педагогического наблюдения.
  5. Выбор наиболее оптимального метода наблюдения, который будет оказывать наименьшее влияние на объект исследования и при этом обеспечит наилучший результат по сбору необходимых данных.
  6. Определение и выбор вариант определения исследуемого явления или действия.
  7. Сбор, обработка и интерпретация полученных в ходе наблюдения данных, представление их в виде наглядности (таблица, график, диаграмма и т.д.).

Методы педагогического наблюдения, подразделяются в зависимости от разновидности организуемого наблюдения:

  1. В зависимости от уровня формализованности:

    • контролируемые;
    • неконтролируемые.
  2. В зависимости от места проведения:

    • естественные;
    • лабораторные;
  3. В зависимости от степени участия исследователя в наблюдаемой ситуации:

    • включенные;
    • не включенные.
  4. В зависимости от условий организации процесса наблюдения:

    • открытые;
    • закрытые.
  5. В зависимости от регулярности проведения:

    • систематические;
    • случайные.

В том случае, если организуется контролируемое педагогическое наблюдение, то прежде чем его проводить исследователь определяет ситуации, в рамках которых оно будет проводиться, а также устанавливает средства и методы фиксации полученных фактов. Данный тип наблюдения используется в основном в исследованиях экспериментального и описательного характера, когда исследователь уже знаком с субъектами педагогического процесса, рассматриваемыми явлениями и его основной задачей является дать им описательные характеристики.

«Анализ педагогического наблюдения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Неконтролируемое педагогическое наблюдение проводится в естественных условиях, когда перед педагогом стоит задача предварительно ознакомиться с проблемой исследования (учащимися, педагогическим процессом и т.д.). В данном типе наблюдения нет поэтапного плана действий исследователя. Перед началом работы им выделяют только лишь общие черты исследования.

Виды педагогического наблюдения

Выделяют следующие виды педагогического наблюдения:

  1. Открытое педагогическое наблюдение – участники наблюдения знают, что о проводимом исследовании. Исследователь находится среди учащихся, например, присутствует во время урока, учебного занятия, индивидуальной работы и т.д.
  2. Скрытое педагогическое наблюдение – участники исследования не знают о проводимом наблюдении. Данный вид наблюдения позволяет исследователю определить особенности поведения учащихся, отдельных групп и микрогрупп, увлечения детей, особенности их взаимоотношений друг с другом, а также определение места каждого испытуемого в исследуемом коллективе.
  3. Включенное педагогическое наблюдение – исследователь принимает непосредственное участие в происходящих вокруг событиях. При этом исследователь может не выделяться среди участников исследования, то есть изучать, интересующие его элементы, скрыто. Либо исследователь принимает участие включено и испытуемые знают о том, что он проводит исследование.
  4. Невключенное педагогическое наблюдение – наблюдать не принимает участие в событиях и ситуации, которые он наблюдает. При этом участники могут знать о проводимом исследовании, а могут и не знать. Наблюдение осуществляется исследователем со стороны.
  5. Естественное наблюдение – осуществляется в естественных условиях жизнедеятельности испытуемых. Исследователь не ставит никаких дополнительных условий, не дает указаний, не определяет рамки и т.д. Педагог наблюдает за поведением испытуемых в естественных и обыденных условиях.
  6. Лабораторное педагогическое наблюдение – исследователем создаются искусственные условия, имеющие определенные рамки и правила, которые участники должны соблюдать. Во время взаимодействия участников между собой в данных условиях исследователь осуществляет наблюдение и фиксацию необходимых данных.
  7. Систематическое педагогическое наблюдение – проводится исследователем систематически, с определенной периодичностью. В основном такие наблюдения проводятся по заранее разработанному плану, который устанавливает конкретную роль для наблюдателя в рамках происходящих событий.
  8. Случайное наблюдение – осуществляется не запланировано, без заранее составленного плана или программы, однако при этом наблюдение представляет собой богатый источник необходимой информации.

Требования к педагогическому наблюдению

К проведению педагогического наблюдения предъявляется ряд требований:

  1. Максимальное сохранение естественного проявления личностных качеств испытуемого.
  2. Объективная фиксация и анализ полученной информации и данных.
  3. Целенаправленность процесса наблюдения.

Педагогическое наблюдение, как метод исследования, имеет ряд достоинств и недостатков.

Основным достоинством педагогического наблюдения, перед иными методами исследования является то, что оно:

  • позволяет наблюдать за изменениями в исследуемом объекте в динамике;
  • позволяет фиксировать педагогические события и явления непосредственно в момент их протекания;
  • позволяет оценивать отдаленные последствия воспитания и обучения;
  • предоставляет фактические сведения о происходящих событиях и явлениях.

Отрицательные стороны педагогического наблюдения:

  • присутствие субъективности при осуществлении анализа и оценки информации со стороны исследователя;
  • недоступность ряда сторон деятельности участников исследования;
  • малый охват выборки испытуемых;
  • пассивная позиция исследователя.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot