Организация и результаты психолого-педагогического диагностического исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 2. Организация и
результ ат ы психологопедагогического
диагност ического
исследования
Этапы проведения
психодиагностического
обследования
Психодиагностическое
заклю чение
Принципы психологического
обследования
Целост ное изучение
Отдельные стороны психической организации
ребенка (психические процессы, эмоции,
воля, отношения, поведение) не изолированы,
а проявляются в целостности, в совокупности
всех
психических
качеств
личности,
обусловлены мотивационными установками,
зависимы от физического состояния.
Индивидуально-личност ны й подход
Учет
не
только
возрастных,
но
и
индивидуальных
особенностей
развития
личности каждого ребенка.
Общая концепция
психологического обследования
Основная цель психологического
обследования – выявление
особенностей развития ребенка, а
также его потенциальных
возможностей
Общие принципы концепции
обследования ребенка
В постановке диагноза ведущая роль
принадлежит врачу (психиатр, психоневролог и
т.д.).
Установление уровня и особенностей
интеллектуального развития, особенностей
эмоционально-волевой сферы, личностных
особенностей определяется психологом.
Логопед изучает уровень речевого развития
ребенка и специфику речевых нарушений.
В задачи педагогического обследования входит
определение уровня обученности ребенка
(знания, умения, навыки по основным
предметам), а также способности к обучению.
Морально-эт ические
принципы
психодиагност ического
обследования
комплекс норм и принципов,
регламентирующих деятельность
психолога-диагноста с целью
обеспечения интересов
обследуемого
Основны е эт ические
проблемы психодиагност ики:
Уровень квалификации лю дей,
применяю щих диагностические
методики.
Распространение диагностических
методик.
Обеспечение тайны результатов
обследования.
Сообщение результатов обследования.
Эт ические принципы работ ы
психодиагност а
Принцип благополучия обследуемого
человека
Принцип ответственности
Принцип компетентности
Принцип безоценочности
Принцип конфиденциальности
Задачи психологического
обследования в системе образования
Выявление особенностей психического развития;
Установление нарушений психического развития
(спец.);
Определение личностных особенностей, системы
отношений к учебной деятельности, к самому себе;
Выявление
сохранных,
потенциальных
и
компенсаторных возможностей ребенка (спец.);
Установление отношения к нормам поведения и
ценностным ориентациям;
Определение оптимальных условий обучения, развития,
социальной адаптации.
Эт апы проведения
психодиагност ического
обследования
1. Сбор первичной информации.
2. Идентификация проблемы.
3. Порождение взаимно независимых гипотез.
4. Выбор методик и процедур сбора данных
для проверки гипотез, разработка
исследовательского плана.
5. Сбор данных и их обработка.
6. Диагноз (интерпретация). Интегрирование
информации
1. Сбор первичной
инф ормации
Ориентация на жалобу. Анализ
жалобы в том виде, как она
сформулирована клиентом.
Признание того, что в помощи
нуждается конкретный человек.
Сбор первичной информации
(анамнез, беседа, клиническое
интервью).
2. Идентификация проблемы .
Переформулирование
проблемы таким образом,
чтобы она поддавалась
научному анализу.
3. Порождение взаимно
независимы х гипотез,
гипотез дающих
свое объяснение проблемы
(для предотвращения
преждевременного вывода).
5. Сбор данны х и их обработка
(тестирование и обработка
полученных результатов).
6. Диагноз (интерпретация).
Интегрирование информации
После того как тесты отобраны,
проведены и обработаны их
результаты, консультанты должны
интерпретировать полученные
данные способом,
понятным
для тестируемой популяции.
психологический диагноз
конечны й результат деятельности
психолога отражаемый в психологическом
заключении, направленный на:
выяснение сущности индивидуальнопсихологических особенностей личности
с целью оценки их актуального состояния,
прогноза дальнейшего развития
и разработки рекомендаций
Требования к
психодиагност ическому
заключению
должно
соответствовать
определенной структуре
должно быть представлено в
психологических понятиях,
доступных адресату (заказчику)
Структура психологического
заключения
Информация о клиенте, его социальный статус (ФИО, пол,
возраст, социальное положение и т.д.)
Дата
Причина (цель) исследования.
Анамнез
Описание поведения в течение исследования
Применяемые методики (только название)
Результаты исследования
уместно привести:
а) симптомы, проявления, цифровые результаты;
б) интерпретация приведенных данных их сопоставление с
данными анамнеза;
Резюме: главные симптомы, их патогенез и этимология;
Рекомендации (предложенные мероприятия);
Прогноз (что может быть в будущем если такое состояние
сохранится).
Описание поведения ребенка в
течение исследования
Состояние здоровья и физическая
зрелость.
Ориентированность в характере и
целях исследования.
Контактность.
Эмоциональное состояние
Результаты обследования, их
интерпретация
Познавательные особенности, их развитие по сравнению с
возрастными нормами (восприятие, мышление, речь, память,
внимание и т.д.)
Конституция и темперамент.
Мотивация: потребности, интересы, идеалы, ценности.
Умения, способности, возможности, образование и
интеллектуальный уровень.
«Я-образ», самооценка и самоотношение.
Эмоционально - волевые особенности, адаптационные
механизмы,толерантность, воля (владение собой).
Коммуникативные особенности, социабельность, позиции,
поведение в конфликте.
Деловые качества: дисциплинированность, добросовестность,
ответственность, профессионализм, стремление к
профессиональному росту.
Тема 3. Сравнит ельны й
анализ различны х
подходов в
психодиагност ике
Тестологический
и клинический
Номотетический и
идеографический
Факторный и типологический
Клинический
подход
Тестологический
подход
Использует количественные
меры измерения и
статистические нормативы
при исследовании
Позволяет выразить
характеристики личности в
количественной форме, что
значительно повышает
объективность данных и
делает их сравниваемыми
Использует описание
сложного и уникального
объекта как целого
Представляет собой
нестандартизированный
способ интервьюирования,
проводимый экспертом с
целью понять уникальность
человека. Термин
«клинический» обозначает
исследовательскую
ориентацию на изучение
отдельной личности
(отдельного случая), без
сравнения с группой людей.
Описание человека
Номотетический Идеографически
Номотетический (от лат.
й
norma - образец) измерение
индивидуальнопсихологических
особенностей,
требующее соотнесения
с нормой.
Идеографический (от греч.
- образ, идея)
распознавание
индивидуальнопсихологических
особенностей и их
описание
Прогноз и диагноз
Статистический
прогноз
формируется на
основании
соотнесения
результата человека с
данными из
статистических
таблиц (норм).
Клинический
прогноз
формируется на
основании
собственного опыта
эксперта
Факторны й
подход
Предполагает
существование
конечного набора
базисных качеств и
гласит, что личностные
различия определяются
степенью их
выраженности. Иными
словами, подход на
основе черт требует
группировки личностных
признаков
Типологический
подход
Предполагает, что тип
личности является
целостным
образованием, не
сводимым к комбинации
отдельных личностных
факторов. Требует
группировки испытуемых
по каким-либо типам.
Тема 4. Психомет рические
характ ерист ики т ест а
Дискриминативность
Надежность
теста
теста
Валидность теста
Стандартизация теста
Адаптация
ТЕСТ
это
серия однотипных
стандартизированных кратких
испытаний, которым
подвергается испытуемый —
носитель предполагаемого
скрытого фактора
СТРУКТУРА ТЕСТА
Надеж ность т ест а
Характеристика методики, отражающая
точность психодиагностических измерений,
а также устойчивость результатов теста к
действию посторонних случайны х факторов
степень согласованности результатов теста,
получаемых при первичном и вторичном его
применении, у одних и тех же испытуемых в
различные моменты времени, с использованием
разных (но сопоставимых по характеру) наборов
тестовых заданий или при других изменениях
условий обследования.
способы
определения
надежности
Ретестовая
надежность
Надежность
частей теста
Надежность
параллельных
форм
Надежность
по
внутренней
согласованности
Ретестовая надеж ност ь
характеристика надежности, получаемая путем
повторного обследования испытуемых с
помощью одного и того же теста
Интервалы между тестированиями 3 недели – 6
месяцев.
Проверка при помощи критериев r-Спирмена и
r-Пирсона
Ограничение – для проверки надежности
личностных методик, которые измеряют
например мотивацию, эмоциональные свойства
и др. данный способ не подходит, т.к. эти
характеристики могут меняться
Коэф ф ициент ы рет ест овой
надеж ност и
Тесты с ретестовой надежностью 0,7 для
индивидуальной диагностики не применимы, их
можно использовать только как отборочную или
скриниговую процедуру.
Тесты с ретестовой надежностью 0,8-0,9
применимы для индивидуальной и групповой
диагностики (тест Амтхауэра)
Тесты, имеющие ретестовую надежность более
0,9 – предпочтительней для индивидуальной
диагностики (к примеру тест Векслера выявляет
особенности индивидуального развития, его
возможности и недостатки).
Надеж ность частей т ест а
характеристика надежности
психодиагностической методики,
получаемая путем анализа устойчивости
результатов отдельных совокупностей
тестовых задач или единичных пунктов
(заданий) теста.
Определяется путем деления опросника
на две части, после чего и
рассчитывается корреляция между этими
частями
надежен, если rt > 0,6
Расчет надеж ност и част ей
т ест а
Формула Спирмена— Брауна имеет вид:
где r11 — надежность, оцененная для
всего опросника;
r1/21/2 — корреляция между двумя
половинами опросника.
Надеж ност ь параллельны х
ф орм
характеристика надежности с помощью
взаимозаменяемых форм теста.
Одни и те же испытуемые в выборке
определения надежности обследуются вначале с
использованием основного набора заданий, а
затем — с применением аналогичных
дополнительных наборов.
Испытуемые делятся примерно на равные
группы, затем одной из них предлагается форма
А теста, а другой — форма Б. Через
определенное время (обычно не более недели)
проводится повторное тестирование, но в
обратном порядке.
Надеж ност ь по внут ренней
согласованност и
Такой вид надежности достигается путем
расчета корреляций между всеми
заданиями теста. После чего возможен
рассчет по формуле Спирмена-Брауна:
n rij
rt
1 (n 1) rij
где rt - надежность теста, n – количество
заданий, rij – средняя взаимная
корреляция заданий.
Все исследования надежности должны
выполняться на достаточно больших
(рекомендуется 200 и более
испытуемых) и репрезентативных
выборках.
Валидность
(англ. valid — действительный, пригодный,
имеющий силу) — комплексная характеристика
методики (теста), включающая сведения об
области исследуемых явлений и
репрезентативности диагностической
процедуры по отношению к ним.
В наиболее простой и общей формулировке
валидность теста это понятие, указывающее
нам, что тест измеряет и насколько хорошо он
это делает
Пункты валидност и
данные о степени согласованности
результатов теста с другими сведениями
об исследуемой личности, полученными
из различных источников (наблюдение,
экспертные оценки, результаты других
методик, достоверность которых
установлена и т. д.)
суждение об обоснованности выводов,
прогноза развития исследуемого качества
Основны е виды валидност и
ВАЛИДНОСТЬ
степень КОНСТРУКТНАЯ
репрезентации исследуемого
психологического конструкта в
результатах теста
определяет область теоретической
структуры психологических явлений,
измеряемых тестом
Определяется при помощи корреляции
нового теста с уже известными (не
требуется высокой степени связи
результатов двух тестов)
Факторная валидность достигается с
помощью факторного аналиа, позволяющего
строго статистически проанализировать
структуру связей показателей исследуемого
теста с другими известными и латентными
факторами
Однородность, гомогенность теста –
происходит в результате проверки наличия
корреляционных связей между каждым
заданием теста и общим показателем по
тесту. Если корреляции достаточно высокие,
то тест считается валидно конструктивен
Конвергентная валидность - проверка
степени близости прямой или обратной
связи.
Дискриминантная валидность установление отсутствия связи
Согласую щаяся с теорией поведение
переменной - установление связи с
практическими формами деятельности,
достоверность прогноза реального
поведения
ВАЛИДНОСТЬ
КРИТЕРИАЛЬНАЯ
отражает соответствие диагноза и
прогноза определенному кругу
критериев измеряемого явления
Критерии валидизации - это
непосредственные меры
исследуемого качеств
Диагностическая валидность - отражает
способность теста дифференцировать
испытуемых по изучаемому признаку.
Примером определения может быть
исследование по методу контрастных
групп.
Текущая - установление соответствия
результатов валидизируемого теста
независимому критерию, отражающему
состояние исследуемого тестом качества
в момент проведения исследования.
Прогностическая информация о том, с
какой степенью точности и
обоснованности методика (тест)
позволяет судить о диагностируемом
психологическом качестве спустя
определенное время после измерения.
ретроспективная валидизация) валидизация теста может осуществляться
на основе критерия, отражающего
событие или состояние качества в
прошлом
ВАЛИДНОСТЬ
СОДЕРЖ АТЕЛЬНАЯ
один из основных типов валидности
методики, характеризующий степень
репрезентативности содержания
заданий теста измеряемой области
психических свойств
закладывается в тест уже при подборе
заданий будущей методики.
Очевидная (лицевая)
валидност ь
представление о тесте, сфере его применения,
результативности и прогностической ценности, которое
возникает у испытуемого или другого лица, не
располагающего специальными сведениями о характере
использования и целях методики.
Способы повышения валидности: 1) Для предупреждения
неадекватных мнений о методике следует избегать
помещения на бланках, опросных листах, тестовых тетрадях
туманных, необоснованно общих названий, которые могут
быть неправильно истолкованы (напр.: «Тест личности»,
«Тест умственных способностей», «Комплексная батарея
оценки достижений» и т. д.).
Адекватность В. о. повышается путем введения в
инструкцию краткой характеристики целей исследования.
Этапы проверки валидности по
содержанию
1 этап определение круга исследуемых свойств
и видов деятельности, расчленение сложной
способности или деятельности на элементы.
2 этап разрабатывают собственно модель
тестовой деятельности на основе наиболее
важных элементов реальной деятельности.
3 этап проводят анализ степени соответствия
разработанной модели реальной деятельности
проверку соответствия пропорций
представленности элементов в заданиях теста и
в реальной деятельности.
Эт апы ст рат егии проверки
валидност и
1. Теоретический анализ диагностического конструкта.
2. Выделение составных частей теоретического
конструкта.
3. Конструирование пунктов теста.
4. Формулирование релевантного социальнопрагматического критерия для проверки валидности.
5. Планирование и проведение корреляционного
исследования.
6. Оценка валидности эмпирических индикаторов.
7. Отсев пунктов, не удовлетворяющих критериям
валидности.
Дискриминативност ь
Это чувствительность теста –
определяет в какой степени тест
способен различать
индивидуальные вариации.
Крит ерии
дискриминат ивност и т ест а
Диапазон – чем шире диапазон
значений, тем выше
дискриминативность.
Размеры – чем больше выборка
стандартизации, тем лучше
дискриминативность.
Уровни градаций
Низкая дискриминативность – методики
имеющие градацию норма, не норма.
ниже среднего - методики имеющие градацию
норма, выше среднего, ниже среднего (тест
Айзенка).
Средняя дискриминативность – различает пять
градаций – требует большой выборки и
стандартизации (тест Раввена).
Высокая дискриминативность - различает 9
градаций
Дискриминат ивност ь
заданий т ест а
способность отдельных заданий теста
дифференцировать обследуемых
относительно максимального и
минимального результатов
Ст андарт изация
линейное преобразование масштаба
нормальной или искусственно
нормализованной шкалы
Два вида:
Нормирование – задается точка отсчета М
и единица измерения .
Уровни ст андартизации
Низкий уровень стандартизации - расчитывают
три градации - среднее, ниже среднего и выше
среднего, причем средним считается диапазон М
2/3.
Процентильная стандартизация – Процентиль –
это процент из выборки стандартизации, которые
получили равный или более низкий балл, чем
балл данного испытуемого.
Высокий уровень стандартизации – основан на
нормировании данных и называется
стандартные показатели. Рассчитывается по
формуле
При этом М = 0, = 1.
Стандарт ное
распределение
Перевод в новую
ст андарт ную шкалу
Перевод в новую шкалу осуществляется путем
умножения каждого z-значения на заданную
сигму и прибавления среднего.
Шкала стенов М = 5,5 , = 2.
Шкала станайнов М = 5 , = 2.
IQ (среднее 100, сигма 15);
Т-оценки (среднее 50, сигма 10)
Примером такой шкалы может являться шкала
Векслера для отдельных субтестов где М=10, =
3.
Адапт ация
комплекс мероприятий, обеспечивающих
адекватность теста в новых условиях его
применения
Основны е этапы адаптации теста:
— анализ исходных теоретических положений
автора теста;
— перевод теста и инструкций к нему на язык
пользователя, завершаемый экспертной оценкой
соответствия оригиналу;
— проверка валидности и надежности теста,
осуществляемая в соответствии с
психометрическими требованиями;
— стандартизация теста на соответствующих
выборках.
Домашнее задание:
1. Подобрать методику(тестовую) для
проведения исследования (любую)
2. Описать ее психометрические
характеристики (см. слайд 23)
3. Провести исследование на выборке из 3-5
человек и описать ход диагностического
исследования (см. слайд 9)
4. Написать психологическое заключение на
каждого испытуемого с рекомендациями (см.
слайд 15)