Справочник от Автор24
Психология

Конспект лекции
«Психологическая служба в дошкольной образовательной организации»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по психологии / Психологическая служба в дошкольной образовательной организации

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Психологическая служба в дошкольной образовательной организации», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Психологическая служба в дошкольной образовательной организации». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Психологическая служба в дошкольной образовательной организации», текстовый формат

Тема 1. Психологическая служба в дошкольной образовательной организации Назначение психологической службы дошкольного образовательного учреждения В Российской системе образования складывается система поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психологическое сопровождение. Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения является системно – ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Данные методические рекомендации опираются на функциональные обязанности педагога-психолога, работающего в образовании, а также на Этический кодекс психолога. Педагог-психолог МДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка. Данная цель конкретизируется в следующих задачах: - предупреждение возникновения проблем развития ребенка; - помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов; - психологическое обеспечение образовательных программ. Основными направлениями психологического сопровождения считаются: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение. Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы психологической службы, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка. Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от уровня (ступени) образования. Дошкольному образованию в этой системе отводится первостепенная роль, т.к. ранняя диагностика позволяет оценить соответствие уровня развития ребенка возрастным нормам, предупредить и скорректировать возможные отклонения. Осознавая важность психологической службы в ДОУ, областным научно-методическим советом службы практической психологии в системе образования области подготовлены методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ. Психологическая служба ДОУ является одним из важнейших компонентов в структуре областной психологической службы. В виду того, что основы дальнейшего благополучия в развитии ребенка закладываются в дошкольном детстве, организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста приобретает особую значимость и актуальность. Психологическая служба ДОУ призвана содействовать: - созданию условий для всестороннего развития каждого ребенка; - повышению качества воспитательно-образовательного процесса на дошкольной ступени; - повышению психологической компетентности педагогов; - развитию дошкольного образовательного учреждения в целом. Тема 1. Психологическая служба в дошкольной образовательной организации Цель и задачи психологической службы ДОУ Цель психологической службы ДОУ – создание условий для сопровождения и развития как субъектов образовательного процесса, так и учреждения в целом. Основными задачами психологической службы в ДОУ являются: 1.Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ. 2. Проведение индивидуальной работы с детьми с учетом их индивидуально-психологических особенностей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и семье. 3. Содействие развитию образовательного учреждения в целом, психологическая поддержка процесса формирования команды единомышленников. Функции психологической службы ДОУ • Создание условий для сохранения и укрепления психофизического здоровья и эмоционального благополучия детей. • Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка. • Подготовка детей к новой социальной ситуации развития. • Изучение индивидуальных особенностей детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер их проявления. • Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации деятельности. • Участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей в моменты инновационных изменений работы ДОУ. • Профилактическая и пропедевтическая работа с педагогами и родителями по развитию у детей личностных новообразований дошкольного возраста. • Обучение сотрудников ДОУ и родителей полноценному развивающему общению с детьми. • Содействие формированию психологической компетентности сотрудников ДОУ и родителей в закономерностях развития ребенка, в вопросах обучения и воспитания. Основные направления деятельности психолога ДОУ Предлагаемое содержание деятельности педагога-психолога ДОУ конкретизируется в двух плоскостях – обязательных видах деятельности и дополнительных. Данное разграничение продиктовано тем обстоятельством, что нагрузка психологов в ДОУ различна (может составлять 0,25 ставки, 0,5 ставки и т.п.). Тем не менее, в ДОУ должен быть обеспечен минимум психологического сопровождения. При наличии запроса со стороны педагогического коллектива, администрации или родителей психолог может осуществлять дополнительные виды работ, либо переадресовывать обратившихся с запросом в соответствующие службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специализирующиеся на решении данных проблем. В последнем случае психолог должен представить исчерпывающую информацию о том, где и как можно получить данную консультационную услугу. 1. Психодиагностика Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса. Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых развивающих задач. Обязательно: • Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка. • Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе. • Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк. • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы. Дополнительно: • По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса. 2. Психопрофилактика Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса. В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум. Обязательно: • Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды: - анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога; - групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей; - информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса. • Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации. Дополнительно: • Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей. • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ. • Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива. При введении новшеств в ДОУ психолог может выступать помощником администрации в планировании, организации и преодолении психологического сопротивления инновациям. 3. Коррекционная и развивающая работа Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития. Если в коррекционной работе психолог имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. Коррекционную и развивающую работу рекомендуется планировать и вести с учетом приоритетных направлений и особенностей конкретного ДОУ, специфики детского коллектива, отдельного ребенка. Педагог-психолог ДОУ осуществляет коррекционную и развивающую работу в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими уровень психического развития, соответствующий возрастной норме. Развитие ребенка в пределах возрастной нормы не исключает наличие тех или иных проблем в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой и т.п. сферах, что и может быть объектом коррекционной и развивающей работы психолога. Важно помнить, что в том случае, если отклонения выражены в значительной степени, ребенка необходимо направить на консультацию к специалистам психолого-медико-педагогической комиссии или в психолого-педагогические и медико-социальные центры. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, с участием психологов, дефектологов, лечащего врача и других специалистов. Обязательно: • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования. • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно–важных качеств (с учетом полученных диагностических данных старшей группы). Дополнительно: • Проведение занятий с детьми других возрастных групп. • При изменении статуса учреждения, программы развития, образовательной программы учреждения (выборе комплексной программы) - участие в экспертной оценке проектируемой социально-образовательной среды. 4. Психологическое консультирование Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. В случае необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Обязательно: • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка. Дополнительно: • Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей. • Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста. 5. Психологическое просвещение и обучение Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно: - актуализация и систематизация имеющихся знаний; - повышение уровня психологических знаний; - включение имеющихся знаний в структуру деятельности. Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Необходимо опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Обязательно: · Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов (возможная тематика – см. «Примерный перечень»). · Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей (возможная тематика – см. «Примерный перечень»). Дополнительно: · Создание информационных уголков по типу «Советы психолога». Каждое из названных направлений должно строиться с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, по возможности, опираться на игровые технологии и приемы. Приоритетным направлением в психологической работе МДОУ № .. является работа по созданию условий, способствующих сохранению физического и психического здоровья детей; развитию их способностей; обеспечение эмоционального благополучия детей; их социально-личностному развитию. В детском саду создавались условия для осуществления психологической поддержки воспитанников и их семей. Работа велась комплексно по направлениям: Просветительская работа с сотрудниками детского сада и родителями воспитанников Диагностическая Коррекционная Профилактическая Планирование работы по каждому направлению осуществлялось в виде целостных взаимосвязанных программ, имеющих форму психологического сопровождения. Процесс психологического сопровождения состоит из этапов: 1 – подготовительный к новому учебному году; 2 – этап, связанный с периодом адаптации детей к детскому саду; 3 – диагностический этап; 4 – коррекционно-формирующий этап; 5 – заключительный (итоговый). I этап. Подготовка к учебному году начинается заранее. В период набора детейи формирования групп раннего возраста проводится работа с родителями поступающих в сад детей. С ними обсуждается и составляется сценарий ввода ребенка в новую для него жизненную ситуацию. Психологом разработаны рекомендации для родителей, подробный пошаговый план введения ребенка в группу. С родителями проводится беседа, выявляются индивидуальные особенности ребенка, его привычки, режим и т.п. Родители заполняют индивидуальные тетради, где описывают портрет своего ребенка, особенности поведения дома. Семья предварительно знакомится с группой, воспитателями, некоторыми детьми, территорией детского сада. Воспитатели устанавливают контакт с семьей ребенка, консультируют родителей, рассказывают о том, как легче ребенку освоиться на новом месте. Проводят пробные игровые занятия, ребенок имеет возможность освоить новое пространство до поступления в группу, познакомиться с новыми людьми. Все этапы обеспечиваются программой по ранней социализации. В нее входят: блок диагностический (оценка развития детей по RSDI-шкале при участии родителей); блок игровой (игровые занятия, способствующие принятию детьми новых взрослых, сближению детей друг с другом, снятию эмоционального напряжения); блок наблюдений и оценки эмоционального состояния детей в период адаптации (совместное наблюдение за детьми воспитателями, психологом, медработниками); блок работы с родителями (консультативная поддержка, проведение тематических и организационных встреч, стендовых консультаций, собраний). II этап (сентябрь - октябрь) выделяется как адаптационный период. В нем наиболее полно реализуются все блоки программы по ранней социализации. Психолог, воспитатели, медработники ведут совместную с родителями работу по наиболее эффективной адаптации детей, связанную с развитием навыков самообслуживания, игровой деятельности детей, привыканию к новому для многих детей режиму. В этот период воспитателями, в чьи группы поступают новые дети, ведется Журнал по адаптации, где ежедневно отмечается эмоциональное состояние ребенка по 5-бальной шкале. Психолог ведет наблюдение за детьми в группе, отслеживая динамику общегруппового состояния. В этот период проводятся игровые занятия с детьми на снятие эмоционального напряжения, переключение состояний покоя и активности, активизацию слухового восприятия и внимания. Эти игры помогают ребенку принять взрослых, приобщиться к совместной игре. Игры несут также релаксационный эффект. Воспитателями, в чьи группы поступают новые дети, ведется Журнал по адаптации, где ежедневно отмечается эмоциональное состояние ребенка по 5-бальной шкале: 1 – ребенок часто пребывает в аффективном состоянии: напряжен все время, плачет, не переключается; тревожность высокая; 2 –ребенок часто плачет, тревожность высокая; иногда может ненадолго переключаться; 3 – ребенок ситуативно проявляет тревожность; плачет, как правило, утром, во время прихода в детский сад; но эмоциональное состояние не стабильно; 4 – ребенок чаще находится в стабильном, спокойном состоянии; иногда может проявлять ситуативную тревожность; 5 – ребенок ведет себя в течение дня стабильно: играет, спокойно реагирует на режимные моменты (еда, сон, прогулка и др.) III диагностический этап (ноябрь - апрель) направлен на выявление актуального уровня психического, интеллектуального и социального развития детей, также на выявление отклонений у детей в развитии. Диагностика проводится в течение года, в соответствии с задачами может проходить 2 раза в год (определение интеллектуальной готовности детей к школе), 3 раза в год (при заполнении Дневника динамического наблюдения детей логопедических групп). По результатам диагностики проводиться отбор детей в коррекционную группу («группу риска»). Список детей и план работы с ними обсуждается и утверждается на заседаниях ПМПК МДОУ. При диагностике психического, интеллектуального развития детей 5-7 лет используется методика определения готовности детей к школе (Л.А. Ясюковой), беседы с ребенком, проективные методики «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Дом. Дерево. Человек». Для наиболее эффективного решения поставленных годовых задач и повышения уровня развития детей в ДОУ началась работа по формированию образовательного пространства групп. В начале каждого годапроводитсяэкспертиза образовательных групповых пространств. В качестве экспертов выступают педагог-психолог и старший воспитатель МДОУ. Анализ групповых пространств проходил по следующим позициям: предметная среда: игровые зоны, «учебные» зоны; информационное и действенное пространство; представленность индивидуального и группового; взаимодействие с семьями воспитанников. Экспертами отмечались: пространственное положение; насыщенность зон материалами, их содержательное наполнение. По результатам экспертизы в дальнейшем проводилась работа по организации предметно-развивающей среды, способствующей развитию самостоятельности ребенка в групповом образовательном пространстве; оценивался образовательный потенциал среды. С воспитателями проводилась работа по проектированию образовательных пространств групп. С родителями по результатам диагностики проводиться консультативная работа. Воспитатели планируют индивидуальную и групповую работу, используя результаты диагностики детей, наблюдения психолога. Они обсуждают особенности детей, учитывают их при своей работе. IV – коррекционно-формирующий этап. За 20.. – 20.. год в процессе работы с детьми всех групп ДОУ были выявлены различные отклонения у детей в психоэмоциональной и поведенческой сферах. В специальную группу были выделены дети, у которых данные проявления носили наиболее выраженный и устойчивый характер. Эти детиобследовались в октябре по проективным методикам «Дом. Дерево. Человек», «Моя семья», также использовался метод наблюдения, беседы с воспитателями, специалистами, анкетирование воспитателей и родителей относительно этих детей. На заседаниях ПМПКформировались группы риска.Дети «группы риска» - это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом и социальном развитии. Это категории: - соматически ослабленных детей; - детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере и поведении; - детей с общими нарушениями речи (ОНР). Эти дети находятся под наблюдением специалистов МДОУ (психолога,логопедов, медработников).Данную группу выделяет следующая особенность: практически у всех детей сложные семейные отношения (неполные семьи, конфликтные отношения в семье, дети находятся без должного внимания, наблюдается педзапущенность). При хорошем интеллектуальном потенциале, нарушения носят социально-личностный характер, девиантность поведения, асоциальные отклонения, повешенный уровень конфликтности и агрессивности. Сдетьми«группы риска»проводилась индивидуальная иподгрупповая работа. Применялись техники свободного рисования (арт-терапия); беседы; проигрывания ситуаций (психодрама); моделирование отношений. Работа с каждым ребенком отражена в его индивидуальной тетрадке. Проводились встречи с педагогами, работающими с детьми и родителями детей.С воспитателями совместно проводился мониторинг развития детей (анкетирование, беседы, наблюдение, ведение записей в индивидуальной тетради). Для педагогов и родителей были проведены консультации по интересующим их вопросам относительно взаимодействия и бесконфликтного общения. Психологом была составлена система сопровождения детей «группы риска». Основная цель работы – совместными усилиями семьи и специалистов ДОУ создавать благоприятные условия для развития позитивных качеств ребенка. Одним из важных аспектов работы, как в семье, так и в ДОУ, является охрана физического и психического здоровья ребенка; решение его медицинских проблем, организация охранительного режима. Самым главным в сопровождении развития ребенка является составление и реализация индивидуальной коррекционной программы. На основе комплексной диагностики и анализа его проблем целенаправленного воздействия специалистов ДОУ и родителей, т.е. определение индивидуального маршрута его воспитания и обучения. Важной целью ППМС-сопровождения детей «группы риска» является, в первую очередь, осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком.Это позволяет: 1. Изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недооформленных функций. 2. Изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка. Были выделены задачи по работе с родителями: просветить по психолого-педагогическим проблемам воспитания, организовав лекторий для родителей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу; научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком; консультировать по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений, и проблемам ребенка; составить коррекционную программу совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка; поддержать родителей в кризисных ситуациях. Задачи по работе с воспитателями и сотрудниками ДОУ: просветить по психолого-педагогическим вопросам воспитания, организовав систему консультаций для воспитателей, рекомендовать для чтения специально подобранную литературу; научить приемам и методам конструктивного взаимодействия с ребенком; консультировать по проблемам, возникающим у воспитателей в процессе взаимоотношений с семьей и ребенком; ознакомить с коррекционной программой совместных действий родителей и специалистов по коррекции проблем ребенка. Взаимодействие субъектов сопровождения сопровождающих. Участник сопровождения Цели Методы работы Администрация Управленческое и организационное обеспечение профессионального роста педагога 1. Интервью с педагогом. 2. Информирование о перспективах деятельности педагога в ДОУ. 3. Создание в коллективе атмосферы поддержки и сотрудничества. Методист Профессиональная поддержка и помощь педагогу в разрешении профессиональных проблем 1. Интервью с педагогом. 2. Посещение и анализ занятий с детьми. 3. Анализ и оценка профессиональной деятельности педагога. 4. Информирование педагога о возможностях его профессионального роста. Психолог Повышение психологической компетентности педагога 1. Интервью с педагогом. 2. Психологический анализ педагогической деятельности. 3. Психологическое тестирование. 4. Проведение психолого-педагогических семинаров, тренингов, консилиумов. Педагог Повышение профессионального мастерства и психологической компетентности 1.Самоанализ педагогической деятельности. 2. Анализ педагогической деятельности совместно с администрацией, методистом и психологом. 3. Участие в семинарах, конференциях, курсах повышения квалификации, тренингах и группах личностного роста. В работе с детьми «группы риска» используются программы: И.И. Мамайчук«Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии»; Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста»; Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова «Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция». В рамках данного этапа с ноября по апрель также проводились формирующие психологические тренинги для старших дошкольников«Эмоционально-личностное развитие детей», «Психолого-педагогические игры, направленные на воспитание межличностных отношений у дошкольников». В Программе психологических занятий с детьмиэтих групп использовались игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие детей. Проводились игры, которые развивают коммуникативные способности, умение распознавать язык мимики и жестов, снятию телесных зажимов, умению работать в команде, проявлять ловкость, сообразительность, целеустремленность, способствуют развитию сообразительности, умению преодолевать препятствия, активизируют воображение, развивают чувство сопереживания другим, эмпатию, корректируют агрессивные тенденции в поведении, учат управлять своим телом, способствуют эмоциональной разрядке, выходу агрессии, учат соблюдать правила, умению договариваться, развивают инициативность, способность постоять за себя, договориться с партнером по общению. Тренинг, направленный на коррекцию межличностных отношений, включал в себя игры направлены на свободное взаимодействие детей, на преодоление сложившихся игровых стереотипов; формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему; снятие сосредоточенности на себе и своем Я, и обращение их внимания на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений.Задачей психологической работы было научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Также использовались игры, направленные на переживание общих эмоций, объединение детей. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Использовались игры, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания, эмотивности; игры, специально направленные на словесное выражение своего отношения к другому человеку. В процессе работы у детей повысилась степень эмоциональной вовлеченности в общие дела. Значительно повысился интерес к сверстникам. У многих сформировалось рефлексивное отношение, умение обращаться к своему опыту и переживаниям. Занятия по наработке произвольности также дали положительный результат. У детей повысилась степень переключаемости с одного вида деятельности на другой, улучшилась концентрация внимания, слуховое восприятие. Дети стали вербализовать свои переживания, более адекватно реагировать на сверстников. У детей, склонных к агрессии, улучшились коммуникативные навыки, повысился уровень произвольности движений. У большинства детей улучшились отношения к сверстникам, появилось рефлексивное отношение к своим действиям и переживаниям. Также дети, входящие в «группу риска» активно включались воспитателями в групповые процессы: участие в утренниках, кружках, различных мероприятиях. В процессе коррекционной работы у детей с затруднениями в общениипоявились позитивные сдвиги. Готовность детей к школе. Понимая важность формирования у детей психологической готовности к школе, как новой ступеньки в их социализации, психологическая работа в подготовительных группах проводилась как комплексные мероприятия. Они включали в себя диагностику межличностных отношений дошкольников (методика «Совместное письмо», социометрический метод «Капитан корабля», проективные методики «Картинки», «Неоконченные истории»), тренинговые занятия «Психолого-педагогические игры, направленные на воспитание межличностных отношений у дошкольников», диагностика психологической готовности к школе детей 6-7 лет. С воспитателями проводились консультации по особенностям психического развития детей 6-7 лет, психофизиологической готовности к школе, эмоционально-волевой готовности к школе, готовность детей к школе в сфере общения, мотивационная готовность к школе. Весь материал собирался воспитателями в специальной групповой папке «Консультации психолога». Этим материалом педагоги пользовались при работе с родителями. Для сбора материала о развитии ребенка в течение года использовались методы наблюдения за детьми во время занятий и свободной игры, беседы с родителями и педагогами, психодиагностика, включенное наблюдение во время тренингов. Результаты диагностики и наблюдений обсуждались с воспитателями, логопедами, методистом в режиме групповых, индивидуальныхконсультаций, на педсоветах. С родителями проводились совместные с педагогами собрания (групповые консультации) по наиболее актуальным для данного возрастного периода темам. Так, были проведены следующие мероприятия: родительско-педагогическая конференция по ориентированию в образовательных программах «Готовясь к школе…» (с участием педагогов, психологов, администрации школ № ..) (декабрь 20.. г.); интерактивные беседы «Факторы развития ребенка» (февраль 20.., март 20.. г.); родительская встреча «Готовясь к школе» с информацией о разных уровняхготовности к школе – психофизиологическом, эмоционально-волевом, в сфере общения, мотивационном, интеллектуальном (октябрь 20.. г.); тематическое выступление «Особенности психического развития детей 6-7 лет» (ноябрь 20.. г.); родительская встреча «Методы исследования интеллектуальных способностей детей 6-7 лет (по методике Ясюковой)» с обсуждением результатов диагностики (декабрь 20.. г.); лекторий «Социально-личностное развитие дошкольников» (январь 20.. г.); семинар для педагогов и родителей «Взаимодействие педагогов разновозрастной группы, психолога и семьи по формированию Индивидуальной образовательной программы дошкольников» (сентябрь 20.. г.), фокус-группы с участием педагогов и родителей «Формирование образовательного заказа» (сентябрь 20.. г.), «Образовательные результаты дошкольников» (май 20..). Также регулярно в течение года проводятся индивидуальные и семейные консультации. В рамках родительского лектория проводились тематические встречи: «Готовясь к школе…», «Девиантное поведение детей», «Социально-личностное развитие детей», «Психоэмоциональное развитие дошкольников». Основными задачами в работе с родителями является: психологическое просвещение родителей, создание возможностей для партнерства в воспитательно-образовательном процессе; оказание психологической помощи в решении проблем, связанных с воспитанием детей; совместная работа по их преодолению; выработка рекомендаций по итогам наблюдений, обследования, психокоррекционной работы. V– заключительныйэтап включает в себя подведение итогов года (май-июнь). В этот период с педагогами и родителями обсуждаются результаты диагностической, коррекционной, формирующей работы. Выявляются проблемы, которые требуют своего дальнейшего решения, намечаются перспективы работы в будущем году. Для сбора информации используются методы анкетирования, интервью. С родителями проводятся собрания, консультации. Нормативно-правовая база работы детского практического психолога В перечень нормативной документации детского практического психолога включают: «Закон РФ об образовании», «Конвенцию ООН о правах ребенка», «Положение о Службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»[5]. Помимо нормативной, психолог использует специальную и организационно-методическую документацию. Кабинет психолога Кабинеториентирован на работу в трех направлениях: 1) помощь воспитанникам в обычных условиях; 2) помощь детям и родителям в экстремальных условиях; 3) помощь детям с отклонениями в развитии. Основные зоны кабинет: 1) холл, 2) зона ожидания приема; 3) зона первичного приема и беседы; 4) зона консультативной работы; 5) зона игровой терапии; 6) зона релаксации [3]. Психопрофилактика В качестве приоритетного направления в деятельности детского практического психолога специалисты указывают психопрофилактику. Выделяют три уровня психопрофилактики: 1) первичный (психолог работает с детьми, имеющими незначительные расстройства, создает условия для сохранения психологического здоровья); 2) вторичный (работа с детьми группы риска, т.е. с теми, у которых проблемы уже начались; психолог занимается ранним выявлением трудностей детей); 3) третичный (работа с детьми, имеющими ярко выраженные проблемы, основная цель – коррекция трудностей детей). Содержание психопрофилактики включает: 1) разработку и внедрение развивающих программ для детей; 2) диагностику психологических особенностей детей, которые могут вызвать в дальнейшем отклонения в их развитии; 3)сопровождение детей на этапах возрастных кризисов, при переходе на следующую возрастную ступень; 4) проведениеработы по предупреждению психологической перегрузки детей; 5) осуществление работы по созданию благоприятного психологического климата в детском коллективе. Одним из путей психопрофилактики считают организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов, направленных наоказание помощи педагогам в рассмотрении проблемдетей с разных сторон. Психологическое просвещение Близким к психопрофилактике направлением является психологическое просвещение. Его основной смысл заключается в том, чтобы: 1) познакомить педагогов и родителей с основами психологии; 2) популяризировать и разъяснить педагогам и родителям результаты новейших психологических исследований; 3) сформировать потребность в психологических знаниях, желание их использовать в работе с ребенком или в интересах собственного развития. Специфика психологического консультирования в ДОУ состоит в том, что оно носит одновременно и профилактический, и собственно образовательный характер. Формы психолого-просветительской работы: лекции, беседы, практикумы, «круглые столы», семинары, консультации, подбор литературы, распространение и выставки литературы, просмотр и обсуждение видеофильмов, тренинги, стендовые консультации, издание газеты для родителей и др. Темы для групповых форм просвещения: 1) роль природных свойств ребенка и условий его жизни в психическом развитии; 2) развивающее значение детских видов деятельности; 3) условия эмоционального благополучия ребенка; 4) адаптация ребенка к образовательному учреждению; 5) особенности взаимодействия и общения с «трудными» детьми; 6) возрастные кризисыи условия, способствующие их благополучному разрешению; 7) влияние родительского отношения на психическое развитие ребенка; 8) оптимизация личностного развития в условиях педагогического общения; 9) психология педагогической оценки; 10) друзья наших детей [1, с.72-73]. Психологическая диагностика Диагностика направлена на углубленное изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в обучении и воспитании, выявление причин и механизмов нарушений [2, с.55]. Психологическая коррекция Она предполагает активное воздействие на процесс развития личности и сохранение ее индивидуальности [2, с.55]. Психологическое консультирование Оно предполагает оказание помощи обучающимся, их родителям и педагогам в вопросах развития, воспитания и обучения посредством беседы [2, с.55]. В настоящее время отмечается тенденция объединения направлений работы психолога: диагностико-коррекционное, диагностико-развивающее и т.д. Одной из интегративных форм работы психолога считают проведение психолого-медико-педагогических консилиумов. Экспертная деятельность Экспертная деятельность касается оценки образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений. Ошибки в деятельности педагога-психолога Ошибки в диагностической деятельности: чрезмерное увлечение диагностикой; постановка диагноза только на основании результатов диагностики; постановка диагноза в случаях, выходящих за пределы профессиональной компетентности; применение неадаптивных методик. Ошибки в психологическом консультировании: самоутверждение психолога во время консультации, излишняя непосредственность или «искусственность» в поведении психолога; стремление дать совет; проекция собственных трудностей на проблемы клиента; оценка клиента; консультирование лишь отдельных участников образовательного процесса. Ошибки в просветительской работе: частое употребление сложной терминологии; демонстрация манеры ученого; психологическое высокомерие; менторская позиция, чтение лекции в описательной манере; неэффективная организация лекционного материала [4,с.46-48]. Ошибки в коррекционной работе: перенасыщенность психокоррекционного тренинга упражнениями; манипулятивный стиль общения; излишняя авторитарность; излишняя театрализованность занятия [4,с.72]. Основные понятия: Психологическая диагностика, педагогическая диагностика, психологическая коррекция, психопрофилактика и ее виды (первичная, вторичная, третичная), психологическое просвещение, психологическое консультирование, психотерапия Тема 2. Психическое здоровье, норма и нарушение Психическое и психологическое здоровье личности Здоровье рассматривается как предмет междисциплинарного исследования. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. выделяют следующие подходы к анализу здоровья: 1) системный; 2) нормоцентрический; 3) феноменологический; 4) холистический; 5) эволюционный; 6) социально-ориентированный; 7) кросс-культурный; 8) дискурсивный; 9) аксеологический; 10) акмеологический [2, с.17-19]. Большинство исследователей рассматривают психическое здоровье как имеющее сложное строение. Высший уровень психического здоровья-личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека. Второй уровень- уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способности человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Низший уровень - уровень психофизиологического здоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности [1, с.72]. Психологическое здоровье - динамическое состояние внутреннего благополучия (согласованности) личности, которое составляет ее сущность и позволяет актуализировать свои индивидуальные и возрастно-психологические возможности на любом этапе развития Представления о норме развития Существует несколько подходов к определению нормативных показателей [6,с. 31-36]: 1)Статистическая норма - уровень психосоциального развития человека, соответствующий средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы людей одного возраста, пола, культуры и т.п. Данная норма представляет собой определенную область значений развития какого-либо качества, находящуюся около среднего арифметического в пределах стандартного квадратичного отклонения ситуации, когда распределение всех значений данного признака признанно нормативным. 2)Социально-психологический норматив - система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, они закреплены в виде правил, норм, предписаний в образовательных программах, в профессиональных и квалификационных характеристиках, общественном мнении воспитателей и родителей. 3)Функциональны норма - индивидуальная норма развития, которая является основной и целью коррекционно-развивающей работы. Она означает баланс между личностью и социумом, при котором удовлетворяются основные потребности личности, и личность полностью удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляет к ней социум. 4)Идеальная норма - теоретический конструкт, позволяющий вычленить объективные закономерности психического развития, необходимые и достаточные условиядля обеспечения успешности формирования психических процессов и состояний. 5)Типологический норматив – совокупность наиболее частотных (качественных и количественных) характеристик и особенностей ребенка, отражающих специфический (типологический) вариант развития – «психологический синдром». Норма – условное понятие среднестатистических данных, полученных на выборке здоровых детей. Норма (от лат. norma – правило, образец). В психологии и медицине термин «норма» нередко используется для обозначения здоровья, но их Патология - от греческого pathos – болезнь, страдание и logos – учение. Существует мнение, что девиантное поведение – это переходные неразвёрнутые варианты поведенческой психической патологии. И основным принципом их диагностики следует признать, с одной стороны, отсутствие качеств поведенческой нормы, с другой – отсутствие психопатологических свойств. Отклоняющееся развитие. Под отклоняющимся развитием понимают отклонение формирования всей иерархической структуры психического развития или ее отдельных составляющих за пределы социально-психологического норматива [5,с.19]. Дизоногенез - отклонение от нормального развития; различные формы нарушений онтогенеза. Как синоним понятия дизонтогенеза часто используют термин аномалии развития [3, с.6 ]. В отечественной психиатрии и психологии выделяют три основные группы психологических синдромов: 1) Недостаточное развитие (недоразвитие и задержанное развитие) характеризуется недостаточностью по отношению к средненормативному всех или отдельных психических функций, их базовых составляющих. Преимущественно страдает произвольная регуляция психической активности и пространственно-временные представления, являющиеся основой развития когнитивной сферы. Варианты недоразвития – тотальное, задержанное и парциальная несформированность высших психических функций. 2) Асинхронное развитие (искаженное и дисгармоничное) характеризуется нарушением принципагетерохронии развития, когда наблюдаются сложные сочетания недоразвития, ускоренного развития, искаженного развития, как отдельных психических функций, так и структуры их базовых составляющих. Преимущественно нарушается базовая аффективная составляющая функций. Виды асинхронного развития - это дисгармоническое и искаженное. 3) Поврежденное развитие характеризуется наличием повреждающего влияния на мозг того или иного фактора, искажающего в первую очередь органические основы развития, а вторично - воздействующего на всю структуру дальнейшего психического развития. Виды поврежденного развития - это локально поврежденное и диффузно поврежденное. 4) Дефицитарное развитие- подразумевается недостаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем. К этой же категории относятся дети с множественными нарушениями развития [5,с.45-47]. Основные понятия: Норма, психическое здоровье, психологическое здоровье, тотальное недоразвитие, задержка психического развития, парциальная несформированность высших психических функций, дисгармоничное развитие, искаженное развитие, дефицитарное развитие, поврежденное развитие.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Психология

Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года

Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года Задачи психологической службы • Создание...

Психология

История создания и организации службы практической психологии образования и её современное состояние

Тема 1. История создания и организации службы практической психологии образования и её современное состояние. Психологическая служба как организованна...

Педагогика

Теоретические основы руководства ДОУ

Лекция 10. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА ДОУ Оглавление Введение Глава 1. Основы руководства ДОУ 1.1 Программа руководства ДОУ и его управленческая...

Педагогика

Нормативные документы, регламентирующие деятельность ДОУ

Лекция №1 Нормативная, методическая документация, регламентирующая деятельность воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)  Нормативные...

Педагогика

Управление дошкольным образованием

Учреждение образования «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Учебно-методическое пособие для с...

Автор лекции

Г.Н. Казаручик

Авторы

Психология

Психолого-педагогическое сопровождение основных и дополнительных образовательных программ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (АНО ВО «Российский новый университет») ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И...

Автор лекции

Шустова Мария Вячеславовна

Авторы

Педагогика

Практическая психология образования в России и за рубежом

Лекции по курсу «Практическая психология образования в России и за рубежом» (продолжение) Структура лекции Тема 5. Документация психологической службы...

Педагогика

Методическое руководство работой по математическому развитию дошкольников в ДОО

Тема: Методическое руководство работой по математическому развитию дошкольников в ДОО Актуальность. Целью методической деятельности является удовлетво...

Право и юриспруденция

Закон об образовании. История закона

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В 2016 ГОДУ 2016Г. Учебно-методический комплекс к курсу «Закон об образовании. Изменения. Комментарии. » УЦДО...

Менеджмент

Менеджмент и экономика в образовании

КОНСПЕКТ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ КУРСА «Менеджмент и экономика в образовании» ТЕМА 1. Экономика образования как научная и учебная дисциплина. Экономика о...

Смотреть все