Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Диагностика нарушений в семейном воспитании и их влияние на готовность ребенка к школьному обучению

Все предметы / Психология / Диагностика нарушений в семейном воспитании и их влияние на готовность ребенка к школьному обучению
Определение 1

Семейное воспитание – это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи, силами родителей и родственников

Основные причины нарушения готовности ребенка к школе, связанные с семейным воспитанием

Причины, по которым ребенок дошкольного возраста может быть не готов к школьному обучению, связанные с нарушением семейного воспитания:

  1. Родители не уделяют вопросу подготовки ребенка к обучению в школе должного внимания. В основном это связано с тем, что родители не имеют необходимого уровня педагогической подготовки. Чаще всего такие родители заботятся лишь о материальном благополучии ребенка.
  2. Отсутствие систематических занятий. Родители уделяют ребенку внимание, стараются его развивать и готовить к школьному обучению, но не всегда это делается в системе. То есть, родители изредка читают с ребенком, занимаются письмом и счетом. В основном это связано с сильной занятостью родителей, либо их нежеланием тратить свое свободное время на ребенка.
  3. Излишняя избалованность. Это причина, которая чаще всего встречается в семьях с единственным ребенком или долгожданным позднорожденным ребенком. Зачастую таких детей излишне балуют, заласкивают, ограждают от всех проблем, в результате чего ребенок растет изнеженным и совершенно не самостоятельным. Кроме того, может быть и иная ситуация, когда у родителей один ребенок, очень часто они в силу неопытности совершают ряд воспитательных ошибок.
  4. Неоправданные надежды. Многие родители, которые не смогли сами реализоваться в жизни или не воплотили какие-то свои мечты и стремления, хотят, свои честолюбивые надежды переложить на ребенка, загружая их занятиями, кружками и дополнительными уроками. Все это в итоге приводит к тому, что к моменту поступления в общеобразовательную школу у ребенка сформировано стойкое отторжение к обучению.
  5. Не справедливые оценки и отсутствие внимания со стороны родителей. В тех семьях, где родители часто не справедливо оценивают поступки и поведение своих детей, приводит к тому, что ребенку сложно входить в новый коллектив и находить в нем свое место. Это все пугает ребенка, особенно в преддверии его поступления в школу.
Замечание 1

Таким образом, роль семьи в готовности ребенка к обучению в школе очевидна. От того как родители относятся к вопросам развития ребенка, формируют у него необходимые качества и умения, зависит успешность его вхождения в новый коллектив, и в целом обучение в школе.

Диагностики семьи и семейного воспитания

Одних из важнейших принципов подготовки ребенка дошкольного возраста к школьному обучению, является сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Совместная реализация усилий педагогов ДОУ и родителей способствует воспитанию полноценной личности. С этой целью педагоги ДОУ используют разнообразные технологии взаимодействия с семьями воспитанников. Однако, прежде, чем приступить к взаимодействию необходимо осуществить диагностику особенностей семейного воспитания и возможных нарушений.

Диагностика семейного воспитания проводится в следующих видах.

Первичная диагностика – проводится в начале учебного года, направлена на выявление особенностей семейного воспитания, потребностей и интересов родителей в оказании им квалифицированной психолого-педагогической помощи, выявлении нарушений в семейном воспитании.

Готовые работы на аналогичную тему

Промежуточная диагностика – проводится воспитателем группы, при необходимости привлекаются специалисты (психолог, социальный педагог, старший воспитатель и т.д.). Цель данной диагностики выявление динамики изменений взаимоотношений между родителями и детьми, более детальное изучение «проблемных» дошкольников.

В рамках промежуточной диагностики педагоги выявляют интересы и потребности воспитанников, то, как они реализуются в условиях семьи. Кроме того, по результатам проведенной диагностики разрабатываются индивидуальные программы по подготовке ребенка к школьному обучению.

Задачи и методы промежуточной диагностики различны и диктуются направлениями и особенностями семейного воспитания. Например, в качестве диагностики может быть применена комплексная диагностика семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста в системе психолого-педагогической поддержки семьи при подготовке к обучению в школе. Такая диагностика включает в себя: наблюдение, беседу и опрос.

Итоговая педагогическая диагностика – направлена на установление эффективности реализованной педагогами и родителями работе по подготовке ребенка старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Методики диагностики

Методики, которые могут быть включены в комплексную диагностику по исследованию семейных взаимоотношений и готовности ребенка к обучению в школе:

Беседа с родителями «Мой ребенок» (модифицированная версия О.И. Бочкаревой).

Цель: выявление истинных представлений родителей о своем ребенке, установление некоторых особенностей воспитания в семье.

В процессе индивидуальной беседы с родителями, воспитатель задает вопросы, которые касаются непосредственно ребенка, уровня его развития, имеющихся способностей и наклонностей, стиля его воспитания.

Анкетирование родителей «Семейное воспитание» (автор И.А, Хоменко, модификация О.И. Воронина)

Цель: изучение особенностей информационной культуры родителей по вопросам семейного воспитания детей дошкольного возраста.

Результаты анкетирования позволяют воспитателю выявить, какие формы и информационные источники необходимо использовать в работе с родителями, а также определить их роль в воспитании, развитии и подготовке детей к школьному обучению.

Беседа с родителями «Наша семья и ребенок»

Цель: выявление существующих в семье традиций, увлечений ребенка и родителей, особенностей семейного микроклимата и отношений родителей (близких) к ребенку.

По результатам беседы воспитатель получает информацию об особенностях взаимоотношений родителей и детей. Кроме того, сможет выявить трудности, которые родители испытывают в вопросах воспитания и развития своих детей.

«Интервью с ребенком» (автор А. И. Захаров)

Цель – выяснить особенности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Результаты такого интервью помогут воспитателю определить особенности детско-родительских проблем таких, как наказание дошкольников, авторитетность родителей, их значимость для детей.

Родительское сочинение (автор — В.В. Столин, адаптация — А.И. Тащевой)

Цель – изучение характера детско-родительских отношений, особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (родителя) сочинения.

Эта методика дает воспитателю возможность определить проблемы и особенности воспитания и развития ребенка «глазами родителя», выявить зоны конфликта в детско-родительском взаимодействии. Это позволит воспитателю в дальнейшем наладить контакт с семьей воспитанника.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анастасия Владимировна Ширко

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис