Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Взаимосвязь познавательной мотивации и интеллектуальной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития познавательной мотивации старших дошкольников

Определение 1

Познавательная мотивация – это система мотивов, которые побуждают ребенка к эффективной учебной деятельности.

Основы будущей личности закладываются в дошкольном возрасте, в этот период формируются физические, нравственные, познавательные предпосылки развития ребенка.

Не сформированная познавательная мотивация отрицательно влияет на дальнейшее приобретение системы знаний. Ребенок, имеющий довольно богатый опыт познания предметного мира, легче переходит на более высокие ступени развития. Он способен научиться упорядочивать, группировать, классифицировать, обобщать по свойствам. Он способен понимать существенные связи, логические отношения между явлениями и предметами.

В старшем дошкольном возрасте происходит усложнение деятельности и в связи с этим формируются новые познавательные и соревновательные мотивы. В возрасте 3-4-х лет ребенок постоянно задает вопросы, иногда пытаясь ответить на них сам. Специалисты считают, что большая часть задаваемых детьми вопросов, преследует не познавательный интерес, а другую цель – это стремление привлечь внимание к себе, вызвать на общение, поделиться возникшим переживанием. Довольно часто ребенок не дослушивает ответ до конца и перескакивает на другой вопрос. Интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий только к старшему дошкольному возрасту и начинает направлять поведение ребенка.

В целом, дошкольный возраст является благоприятным для формирования познавательной мотивации. Как считает А.Н. Леонтьев, мотив имеет две основные функции – побуждающую и смыслообразующую. Исходя из этого, с одной стороны познавательная мотивация побуждает деятельность и стимулирует инициативность, самостоятельность ребенка, а с другой стороны, она порождает специфические смысловые образования и познавательные эмоции, связанные с получением удовольствия от умственных усилий.

«Взаимосвязь познавательной мотивации и интеллектуальной подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Основной проблемой школы, по мнению М.И. Лисиной, является отсутствие мотивации к учению. Среди всех мотивов особое место занимает познавательный мотив. Познание, считал Л.С. Выготский, есть отражение объективной реальности в сознании человека, а его результатом является получение новых знаний об окружающем мире.

Познавательная деятельность, отмечает Е.Л. Виноградова, только тогда имеет место, когда активность человека побуждается процессом познания и познавательным результатом. Она выделяет следующие показатели выраженности познавательной мотивации старших дошкольников:

  • эмоциональная вовлеченность дошкольника в деятельность, его интерес, эмоциональный фон, сосредоточенность на задании;
  • завершенность и целенаправленность деятельности;
  • инициативность ребенка – вопросы, реплики по заданию, свои предложения, замечания, просьбы о помощи.

На первый план к концу старшего дошкольного возраста, таким образом, выходят целенаправленная познавательная деятельность, сформированность познавательной мотивации и готовность к школе.

Интеллектуальная готовность к школе

Замечание 1

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает овладение основами анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ребенок в ходе учебной деятельности должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и предметами, разрешать имеющиеся противоречия.

Интеллектуальная подготовка ребенка определяется таким важным показателем как развитие мышления и речи, а центральным показателем умственного развития малыша является сформированность образного и словесно-логического мышления. Дети 6-7 лет говорят много, но их речь ситуативна. Готовность ребенка к школе складывается из многих компонентов, а родители понимают её как накопление определенной суммы знаний, стараясь обучить его чтению письму, счету и, вообще, в целом, дать много «умных» сведений. Однако это может не определить успех в учебе. Основная задача заключается в подготовке ребенка к учебному труду. Ребенок должен быть психологически подготовлен к учебной деятельности, что означает усидчивость, внимательность, терпение, настойчивость, трудолюбие.

Мысль о том, что готовность к обучению в школе со стороны интеллектуального развития ребенка, заключается в качественных особенностях детского мышления, одним из первых сформулировал Л.С. Выготский.

С точки зрения интеллектуального развития значимым является дифференцированное восприятие, развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, умения ориентироваться в мире. Ребенка важно научить наблюдать, сравнивать предметы и явления, находить черты сходства и различия, выделять главное и второстепенное. Ребенок, не способный следить за рассуждениями учителя, к школе ещё не готов.

На первом месте при подготовке ребенка к школе стоят занятия, помогающие освоить ряд элементов учебной деятельности:

  • умение внимательно слушать,
  • умение следовать указаниям учителя,
  • умение собственные действия подчинять правилам,
  • умение осуществлять элементарную самооценку и самоконтроль.

Безусловно, учитель должен учитывать эмоциональное отношение ребенка к изучаемому материалу и поддерживать в нем интерес и любознательность. Важным моментом является развитие и поддержание у дошкольника интереса к окружающему, познавательный интерес к миру. Развить этот интерес помогает экспериментирование с водой, песком, другими материалами, подталкивающими ребенка к активной поисковой деятельности.

Целостность мыслительного процесса, единство образного и вербального компонентов мышления тоже являются показателями интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Замечание 2

Таким образом, степень развития познавательной активности ребенка и творческого подхода к познанию являются важнейшими показателями подготовки к школьному обучению.

Взаимосвязь психологической и интеллектуальной готовности дошкольников к обучению в школе

Школьное обучение является новым видом деятельности для ребенка и представляет собой важный этап в его жизни. Но, к сожалению, у многих детей недостаточно сформированной является психологическая готовность к школе, зависящая от психического, физиологического, социального аспектов развития.

Психологическая готовность к школе предполагает элементарные знания и представления, учебные навыки, волевую и личностно-мотивационную сферу. Все эти аспекты образуют целостную структуру, в которой все компоненты взаимосвязаны.

Замечание 3

Психологическая готовность к обучению в школе – это итог предыдущего обучения ребенка в дошкольном периоде.

Согласно концепции А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, В.З. Мухиной, готовность к обучению включает положительное отношение к школе, высокий уровень произвольности поведения, запас знаний, умений, навыков, познавательные процессы, этическую готовность, которая предполагает вхождение в жизнь классного коллектива.

Психологическая готовность к школе, по мнению Р. Кравцова и Е. Кравцовой, связана с развитием сфер отношений ребенка с миром – к самому себе, к сверстникам, к взрослым. К компонентам психологической готовности Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько относят интеллектуальную, личностную, социально-психологическую, волевую готовность.

Психологическую готовность А.Л. Венгер и Д.Б. Эльконин рассматривают во взаимосвязи её компонентов. Так, интеллектуальная готовность – это наглядно-образное, наглядно-схематическое, творческое воображение. Волевая готовность предполагает новую социальную позицию и готовность её занять. Социально-психологическая готовность – сформированность отношения к учителю, развитие необходимых форм общения со сверстниками.

На интеллектуальную готовность ребенка к обучению влияние оказывает личность ребенка и его социально-психологические качества. В интеллектуальном развитии дошкольников Л.С. Выготский выделяет память, восприятие, внимание, мышление, воображение, речь.

Интеллектуальная готовность старшего дошкольника зависит от степени сформированности всех психических и социально-психологических новообразований. Интеллектуальная готовность старшего дошкольника неразрывно связана с его социально-психологическими качествами – коммуникативностью, готовностью к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, активностью и открытостью ребенка к получению нового жизненного опыта.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot