Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Креативность как синдром

  • 👀 3021 просмотр
  • 📌 2937 загрузок
  • 🏢️ НИУ ВШЭ
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Креативность как синдром» pdf
Креативность как синдром Хархурин, А.В., Ph.D. Лаборатория языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ PICK 1 Вопросы для обсуждения • Что такое креативность? • Как исследовать креативность? • Кого можно считать креативным? • Что развивает креативность? • Чем отличается креативный человек от не креативного? • Есть ли культурные различия в креативности? PICK 2 Что такое креативность? Первое определение креативности Творческая работа — это новая работа, которая в какой-то момент времени воспринимается группой как обоснованная, полезная или удовлетворительная (Stein, 1953, стр. 311) PICK 4 Инаугурационная статья редактора Creativity Research Journal Оригинальность жизненно важна, но она должна быть сбалансирована уместностью (Runco, 1988, стр. 4) PICK 5 The Handbook of Creativity (Sternberg, 1999) • Современные исследования креативности рассматривают новизну и полезность как две определяющие черты конструкции. • Майер (1999) обобщил определения творчества, данные современными исследователями. Он показал, что большинство из них считают новизну и полезность ключевыми чертами творчества. PICK 6 2D конструкт • Новизна = оригинальная или неожиданная • Полезность = полезная или удовлетворяющая ограничениям поставленной задачи PICK 7 Креативность – это синдром или комплекс Расплывчатое определение творчества как «нового» и «полезного» действительно оказывается быстрым и грязным подходом, оставляющим открытой дверь для всевозможных различных подходов к научному изучению этой области (Kaufmann, 2003, стр. 247) PICK 8 3D конструкт • Ведомство США по патентам и товарным знакам – новый, полезный, неочевидный (обсуждение см. Simonton, 2012) • Boden (2004) – новый, ценный, удивительный (ср. Bruner, 1962) • Piffer (2012) – новизна, полезность, влияние • Sternberg and Lubart (1995) – новизна, актуальность, высокое качество PICK 9 4D конструкт (Kharkhurin, 2014) • Новизна – • Полезность – • Творческий акт выражает высшую истину, которая реализуется в идеальной упорядоченности явлений, эффективно отражающих суть феноменальной реальности и создающими сложную, полную внутренних напряжений и противоречий, конструкцию Аутентичность – PICK Творческий акт - это то, что агент или реципиент считает творческим, что представляет собой важную веху в духовной, культурной, социальной и/или политической среде и что касается вопросов нравственности Эстетика – • Творческий акт создает что-то новое, что представляет новую парадигму и/или изменяет или разрушает уже существующую Творческий акт выражает внутреннюю сущность человека и соотносит его собственную систему ценностей и убеждений с окружающим миром 10 Как исследовать креативность? 7 Ps 1. Process 2. Product 3. Person 4. Place/press (Rhodes 1961; Richards 1999; Runco 2004) 5. Persuasion (Simonton, 1990) 6. Potential (Runco, 2003) 7. Perception (Kharkhurin & Charkhabi, 2021) PICK 12 7 Cs (Lubart, 2017) • Creators • Creating • Collaborations • Contexts • Creations • Consumption • Curricula PICK 13 5 As (Glăveanu, 2013) • Actor • Action • Artifact • Audience • Affordances PICK 14 Кого можно считать креативным? Бог или человек? • Исключительные творческие способности – Способность к творческому мышлению ограничена определенным классом одаренных или «особо» талантливых людей. – Гении используют когнитивные процессы, радикально отличающиеся от тех, которые используются большинством людей при решении повседневных проблем. – Исключительные творческие способности — это результат таинственных и ненаблюдаемых процессов. • Творческое познание (creative cognition) – Творческий потенциал доступен широким слоям населения. – Преемственность когнитивного функционирования между повседневной и творческой деятельностью. PICK 16 Творческое познание • Фокус на когнитивных процессах, лежащих в основе творческого мышления. • Преемственность между выдающимися творческими достижениями и повседневными творческими явлениями. • Использование различных когнитивных процессов или комбинаций процессов. PICK 17 Творческое познание • Креативные продукты (напр., Martindale, 1989; Sternberg & Lubart, 1995) – Новизна (то есть оригинальность или неожиданность) – Уместность (т. е. полезность или соответствие ограничениям задачи) • «Предполагается, что идеи и материальные продукты, которые являются новыми и полезными, возникают в результате применения обычных фундаментальных когнитивных процессов к существующим структурам знаний» (Ward, 2007, стр. 28). • Творческие способности являются неотъемлемыми свойствами нормативного человеческого познания (Ward, Smith, & Finke, 1999). PICK 18 Творческое познание • Генеративность – Применяя конечное число синтаксических правил к конечному словарю, мы можем построить бесконечное число грамматически правильных предложений (Chomsky, 1972). – Сгенерированные предложения могут быть уникальными как для индивидуальной лингвистической практики, так и для общепринятой практики данного языка. • PICK Генеративность выходит за рамки обыденного человеческого познания и удовлетворяет критериям творческих продуктов: новизне и полезности. 19 Творческое познание • Подход творческого познания допускает индивидуальные различия в творчестве. – Некоторые люди добиваются более высоких результатов, чем другие, и лишь немногие достигают экстремальных уровней креативности (Eysenck, 1995). • Эти различия можно понять с точки зрения вариаций в использовании определяемых процессов или комбинаций процессов, интенсивности применения таких процессов, а также богатства и гибкости сохраненных когнитивных структур, к которым применяются эти процессы (Ward, Smith, & Vaid, 1997) • Разные люди будут демонстрировать разные творческие способности из-за различий в их познании. • Это изменение является количественным, а не качественным. PICK 20 Творческое познание • Методологическая значимость подхода – Если творческое мышление опирается на те же процессы, что и обыденное мышление, мы можем изучать первое, используя те же методы, что и при изучении последнего. – Креативное мышление воспринимается как сложная и универсальная конструкция, которую можно эффективно изучать, исследуя разнообразие процессов и функций, связанных с творческой деятельностью (Guilford, 1950). PICK 21 Когнитивные модели креативности • Stage Model (Wallas, 1926) • Information synthesis models • Divergent/convergent thinking model (Guilford, 1967) PICK 22 Stage Model • Подготовка (Preparation) – – – • Идентификация проблемы, определение проблемы и сбор информации Творческая проблема представлена сознательно Творческий человек должен определить проблему, определить ее в соответствующих терминах и сделать необходимые наблюдения и исследования. Инкубация (Incubation) – – Творческий человек на время откладывает проблему и занимается другими проблемами и мыслями. Бессознательная обработка • • Освещение / инсайт (Illumination / Insight) – – • "Ага!" эффект Решение проблемы, наконец, появляется без каких-либо сознательных усилий. Проверка (Verification) – PICK Сознательное внимание отворачивается от проблемы и уступает место бессознательной обработке. Превращение бессознательно сформулированного творческого решения в сознание происходит при проверке, когда это решение нуждается в проверке и уточнении. 23 Инсайт • Решение как бы всплывает в голове внезапно • Каковы основные процессы? • Консолидатация PICK 24 Задача с девятью точками – Соедините все 9 точек – Используйте только 4 линии – Не отрывайте карандаш от страницы после того, как начнете рисовать. PICK 25 Задача со свечей Дункера Используя только предметы, показанные на картинке, закрепите свечу на стене. PICK 26 Задача с двумя нитками Как можно связать две нити вместе, если человек не может дотянуться до них обеих? PICK 27 Решение задачи девяти точек Иногда нужно мыслить нестандартно! PICK 28 Решение задачи со свечей Дункера Коробка с кнопками также может быть использована как полка PICK 29 Решение задачи с двумя нитками Используйте плоскогубцы как маятник, чтобы раскачать вторую нитку ближе к себе. PICK 30 Information synthesis models • Arieti’s (1976) magic synthesis – • Rothenberg’s (1996) Janusian thinking – • Способность к «объединению двух до сих пор не связанных когнитивных матриц таким образом, что к иерархии добавляется новый уровень, который содержит в качестве своих членов ранее отдельные структуры». Mednick’s (1962) remote associations – PICK «состоит из активного понимания двух или более дискретных объектов, занимающих одно и то же пространство, концепция, ведущая к артикуляции новых идентичностей». Koestler’s (1968) bisociation – • Способность «активно воспринимать несколько противоположностей или антитез одновременно». Rothenberg’s (1979) homospatial thinking – • Возможность соединения противоположностей, противоречий и, казалось бы, несовместимых идей. Способность творческих личностей строить связи между несвязанными идеями или объектами. 31 Remote Associates Test cottage swiss cake loser throat spot opera hand dish stick maker point PICK 32 Remote Associates Test cottage swiss cake cheese loser throat spot sore opera hand dish soap stick maker point match PICK 33 Синтез информации • Бессознательное творческое познание • Одновременная активация и манипулирование разными, часто не связанными друг с другом понятиями и категориями. • Эти активированные экземпляры создают новую концептуальную плоскость, на которой могут быть установлены оригинальные и новые идеи. • Слабые стороны этих моделей – невозможность указать механизм, который задействует несколько понятий или категорий в одновременной обработке информации PICK 34 Творческое познание • Важное свойство творческого мышления — способность устанавливать отдаленные ассоциации, связывающие понятия из далеких категорий. • Предполагается, что связь между концептами представляет собой бессознательный процесс, во время которого активация распространяется по всей концептуальной сети. • Это свойство составляет ключевой механизм дивергентного мышления, которое многими исследователями воспринимается как один из важнейших компонентов креативности. PICK 35 Дивергентное и конвергентное мышление Guilford (1967) • Дивергентное мышление – Генерация множества часто не связанных между собой идей • Конвергентное мышление – Извлечение творческих идей из пула тех, которые генерируются во время дивергентного мышления. • Креативное мышление – Способность инициировать несколько циклов дивергентного и конвергентного мышления, что создает активный, требующий внимания процесс, позволяющий генерировать новые альтернативные решения. PICK 36 Тест конвергентного мышления PICK 37 Тест дивергентного мышления • Тест необычного использования (Guilford, 1967) – Составьте список различных способов использования кирпича. PICK 38 Тест дивергентного мышления Abbreviated Torrance Test for Adults (ATTA, Goff & Torrance, 2002) PICK 39 ATTA Задание 1 Просто предположим, что вы можете ходить по воздуху или летать, не находясь в самолете или подобном транспортном средстве. Какие проблемы это может создать? Перечислите как можно больше. PICK 40 ATTA Задание 2 Используйте незаконченные рисунки ниже, чтобы сделать несколько картинок. Постарайтесь сделать свои картинки необычными. Ваши картинки должны изобразить как можно более интересную и полную историю. PICK 41 ATTA Задание 2 Используйте незаконченные рисунки ниже, чтобы сделать несколько картинок. Постарайтесь сделать свои картинки необычными. Ваши картинки должны изобразить как можно более интересную и полную историю. PICK 42 ATTA Задание 3 Посмотрите, сколько картинок вы можете нарисовать используя треугольники ниже, как вы сделали это с незаконченными рисунками. PICK 43 ATTA Задание 3 Посмотрите, сколько картинок вы можете нарисовать используя треугольники ниже, как вы сделали это с незаконченными рисунками. PICK 44 Оценка дивергентного мышления • Четыре нормативных критерия дивергентного мышления: – Беглость • общее количество релевантных ответов – Разработка • количество деталей в ответах – Гибкость • различные категории релевантных ответов – Оригинальность • статистическая редкость ответов • Факторный анализ – Генерирующая способность • способность активировать множество несвязанных между собой понятий и прорабатывать уже активированные понятия – Инновационная способность • способность генерировать инновационные и полезные идеи PICK 45 Интеллект • PICK Умственный потенциал учиться на опыте, решать проблемы и использовать полученные знания для адаптации к новым ситуациям. 46 Единый интеллект • Общий интеллект Спирмана (g) – У людей есть один общий интеллект, который лежит в основе всего, что делает человек. – g лежит в основе конкретных умственных способностей и поэтому измеряется в каждом задании теста интеллекта. – Интеллект включает в себя различные способности, которые достаточно коррелируют, чтобы определить общий фактор интеллекта. PICK 47 Множественный интеллект • PICK Восемь интеллектов Гарднера 48 Множественный интеллект • Три интеллекта Стернберга – Аналитический интеллект • Школьная смекалка: традиционное решение академических задач. – Творческий интеллект • Инновационная смекалка: способность генерировать новые идеи. – Практический интеллект • Уличная смекалка: умение справляться с повседневными задачами. PICK 49 Cattell (1963) • Гибкий интеллект – использует индуктивное и дедуктивное мышление, классификацию и формирование понятий для решения новых сложных проблем. – относится к способности успешно решать задачи в новых ситуациях • Кристаллизованный интеллект – относится к уже полученным знаниям, частично благодаря гибкому интеллекту, культуре, образованию и другому опыту. PICK 50 Тест интеллекта Каттелла 1 PICK 2 3 4 5 51 Творчество и интеллект • Одно и тоже или нет? – Положительная и значимая корреляция между тестами творческого потенциала и интеллекта (Getzels & Jackson, 1962). – Не подтверждено Wallach & Kogan (1965). Интеллект коррелирует с конвергентным мышлением, но не с дивергентным. • Пороговая теория – Существует минимальный уровень интеллекта (нижний порог), ниже которого человек не может быть творческим. – интеллект необходим, но недостаточен для творческих достижений – Есть минимальная вариативность в творчестве выше определенного порога интеллекта. PICK 52 Что развивает креативность? PICK 53 Как развивается креативность • Преконвенциональная стадия – Дети очень творческие • Kонвенциональная стадия – Дети усваивают условности в мышлении и поведении – Им нравится делать то, что делают другие • Постконвенциональная стадия – Условности используются только для информации – Креативное мышление взрослых U-образное развитие PICK 54 Психоаналитический подход • Творчество – это реакция на невзгоды – Высокоэффективные люди очень часто переживают травмы и лишения в детстве. – Творчество — это способ воссоздать детскую боль, которую теперь может терпеть зрелый человек. • Сублимация – Защитный механизм • Подавленные побуждения Оно направляются в социально приемлемую форму Sigmund Freud Оно • Животное: инстинкты и биологические влечения • Работает по принципу удовольствия • Немедленное удовлетворение всех желаний Суперэго • Цивилизация: социально развитый аспект, побуждающий нас вести себя нравственно и социально. • Эго-идеал • Образ идеалов, к которым мы должны стремиться • Совесть • Набор запретов, которые определяют, как мы не должны себя вести Эго • Наше Я • Опосредует конфликт между «хочу» Оно и «должен» Суперэго. – Творчество как способ снять напряжение между Оно и Суперэго PICK 55 Подход когнитивного развития Jean Piaget • Когнитивное развитие состоит из двух процессов – Равновесие предполагает поиск ребенком «баланса» между собой и миром. • Адаптивное функционирование ребенка соответствует ситуационным требованиям • Равновесие поддерживает движение младенцев по пути развития, позволяя им все более эффективно адаптироваться. – Адаптация предполагает изменение ребенка в соответствии с ситуационными требованиями. • Ассимиляция – это применение старых схем к новой информации. • Аккомодация — это изменение старых схем перед лицом новой информации. • Люди не любят чувствовать дисбаланс и стремятся избежать его с помощью адаптации. – Творческая адаптация = аккомодация PICK 56 Гуманистический подход Carl Rogers Многие из нас наиболее креативны, когда находятся в Безусловное принятие • Ситуация, в которой принятие и любовь, безопасной, не оценочной и которые человек получает от значимых непредвзятой среде. других, безоговорочны. Люди могут быть самими собой (спонтанными, раскрепощенными, творческими и самоактуализированными), когда мало или совсем нет давления, чтобы приспосабливаться и подавлять себя. PICK Условное принятие • Ситуация, в которой принятие и любовь, которые человек получает от значимых других, зависят от его поведения. 57 Подход теории привязанности Исследования привязанности показывают, что дети, которые надежно связаны со своими родителями, готовы к поиску потому, что они уверены, что их родители будут ждать их, когда поиск закончится. Надёжная привязанность • когда дети чувствуют, что могут положиться на своих опекунов в удовлетворении их потребностей в близости, эмоциональной поддержке и защите Тревожно-устойчивая привязанность • Когда младенец чувствует угрозу сепарации, когда отделяется от значимого взрослого, однако когда воспитатель возвращается к младенцу, он не чувствует себя спокойным и в безопасности. Тревожно-избегающая привязанность • Когда ребенок избегает родителей Дезорганизующая привязанность • Когда есть нехватка самого конструкта поведения привязанности PICK 58 Влияние эмоций на креативность • Как отрицательные (невзгоды, дисбаланс, условное принятие), так и положительные (любовь, надежная привязанность) эмоции стимулируют творчество. • Модель двойного пути к творчеству (Nijstad, De Dreu, Rietzschel, & Baas, 2010) – Креативность можно стимулировать вызывая положительные эмоции, которые стимулируют когнитивную гибкость, – или вызывая отрицательные эмоции, которые стимулируют настойчивость PICK 59 Влияние семьи на креативность • Структура семьи – Размер семьи – Люди из больших семей более креативны – Наличие братьев и сестер ведет к гибкости • Порядок рождения – Старшие дети менее креативны, чем младшие • Социоэкономический статус – Низкий СЭС (меньше игрушек) ведет к более творческой игре. • Распределение по полу • Культурный бэкграунд PICK 60 Влияния стиля воспитания на креативность Diana Baumrind • Авторитарные родители принуждают ребенка – – – – • Либеральные родители не сдерживают ребенка – – – • – Они мало вовлечены в процесс воспитания, проявляют эмоциональную холодность Они могут не желать устанавливать ограничения Они могут игнорировать интересы и потребности ребенка, не давать ему достаточной формы защиты Дети более агрессивные. Авторитетные родители конфронтируют с ребенком – – – PICK Они отзывчивы, но не требовательны Они предъявляют мало требований и мало наказывают Дети более незрелые. Индифферентные родители игнорируют ребенка – – – • Они требовательны, но не отзывчивы Они устанавливают правила и ожидают послушания «Не перебивай». «Держи свою комнату в чистоте». «Не гуляй допоздна, иначе будешь наказан». "Почему? Потому что я так сказал." Дети с меньшими социальными навыками и чувством собственного достоинства. Они и требовательны и отзывчивы Они осуществляют контроль, устанавливая правила, но, особенно с детьми старшего возраста, поощряют открытое обсуждение и допускают исключения. Дети с самой высокой самооценкой, уверенностью в себе и социальной компетентностью. 61 Влияния родителей на креативность • Родительское отношение к творчеству – – Признание автономии и независимости Эксплицитные теории Толерантность к творчеству • • • Имплицитные теории креативности родителей – – • • являются научными. Их передают исследователи, ученые и все, кто должен формулировать идеи. Имплицитные теории • не нужно ни распространять, ни проверять. Их передают родители и учителя. Представления о понятии креативности Эти идеи приводят к ожиданиям, которые, в свою очередь, приводят к реальному поведению. Креативность родителей – – – PICK Идеальные дети вежливы, тактичны, уважительны и пунктуальны. Творческие дети бунтари, девианты в поведении, нонконформисты. Дети моделируют творческое поведение родителей Дети перенимают родительскую ценность творческого поведения Дети могут дистанцироваться от семьи и ее ценностей в подростковом возрасте, но вернуться к прежним ценностям в какой-то момент взрослой жизни. 62 Влияние сверстников на креативность • Результаты исследований – Самые популярные дети имели самые высокие рейтинги креативности – Дети, которым не уделялось должного внимания, имела очень низкие показатели креативности, также как и дети, которых игнорировали. • Объяснение – Творческие дети могут более социально развиты, чем другие дети – Креативность – это своего рода решение проблем и адаптивность, которые можно применить к социальным ситуациям. • Обоснование – Социальный статус связан с творчеством – Одина из 7P – убеждение PICK 63 Развитие креативности с возрастом • Формальная операционная стадия по Пиаже (с 12 лет и старше) – – – • Креативность возникает на постформальной операционной стадии. – – – • Понимание относительности (т. е. признание важности непосредственного контекста и отказ от абсолютов) Диалектическое мышление (т. е. способность учитывать как одну крайнюю позицию или «тезис», так и «антитезис», его противоположность, и интегрировать их в осмысленный синтез) Поиск проблем Креативность в позднем возрасте – – – PICK Используйте методы логики Индуктивное рассуждение, дедуктивное рассуждение и систематическая проверка гипотез Может формулировать решения заранее Otto Rank: После того, как безопасная рамка построена, нужно «выйти за рамки господствующей идеологии». Самые творческие художники (такие, как Рембрандт, Микеланджело и Леонардо) умеют отрываться даже от своих величайших успехов, от прежних творческих воплощений самих себя. Их «величие состоит именно в этом выходе за пределы самих себя, за пределы той идеологии, которую они сами взрастили» 64 Креативная личность PICK 65 Вопросы для обсуждения • Есть ли у творческих личностей особые черты, которые отличают их от других? • Какие черты личности способствуют творческому мышлению? • Какие черты личности мешают творческому мышлению? • Есть ли различия между творческими людьми разных профессий? PICK 66 Черты творческой личности • Индикативные черты (например, автономия) положительно связаны с творчеством. – Наличие этих черт может способствовать выражению творческих способностей (т. е. реальной творческой деятельности) или реализации творческого потенциала. • Контраиндикативные черты (например, соответствие) отрицательно связаны с творчеством. – Наличие этих черт может препятствовать творческой деятельности или реализации творческого потенциала. • PICK Как индикативные, так и контраиндикативные черты творчества могут быть достойными восхищения, респектабельными и социально желательными, но также часто непривлекательными и малопривлекательными для общества. 67 Автономия и независимость • Оригинальность подразумевает, что человек делает что-то отличное от того, что делают другие, и это, вероятно, проще всего, если он или она независимы и автономны. • Родители многих одаренных детей рассчитывали на разумную автономию – Родительские оценки соответствующего возраста для каждого вида деятельности отрицательно коррелировали с дивергентным мышлением детей (Runco & Albert, 1985). • Автономия и независимость творческих личностей может легко привести к развенчанию авторитетов. – Многим творческим личностям может быть трудно реагировать на авторитет • PICK Контраиндикативная черта = соответствие 68 Девиантность • Индивидуум слишком оригинален, слишком автономен, ему не хватает осмотрительности или контроля. • Креативность — это отклонение, потому что она связана со статистически редким поведением. • Психоз как отклонение – Психопатология выявляет странность, тогда как творчество выявляет контролируемую странность. PICK 69 Самоконтроль • Первый тип самоконтроля — это немедленный контроль, который мы используем в нашей повседневной жизни в любой момент, например, приспосабливаемся к соответствующим формам поведения, придерживаемся рутины или следуем графику, чтобы уложиться в срок. • Второй тип самоконтроля требует понимания, веры и видения будущего и мотивирован страстью, уверенностью в себе и чувством собственного достоинства. • Самоконтроль удовлетворяет функцию полезности творческого мышления. PICK 70 Контролируемая странность • Человек может быть странным, но контролирует это. • Человек обладает воображением, но также и реалистичен. • Это приводит как к новизне, так и к полезности. • Это может привести к контрарианству. PICK 71 Контрарианство • Контрарианец - это тот, кто делает что-то отличное от того, что делают другие. • Контрарианец мыслит не так как другие • Контрарианское познание приводит человека к оригинальным идеям и решениям. • Осознанный контрарианизм или мышление «наоборот» – «Спор ради спора»: человек не стремится к творчеству, его оригинальные действия направлены на привлечения внимания. – Эти связанные с эгоизмом мотивы сильно мешают творчеству. • Профессиональная маргинальность – Работа не по основной специальности PICK 72 Парадоксальная личность • Демонстрация противоположных взглядов и/или поведения одновременно – Магический синтез – Гегелевская триада – Cropley and Cropley (2012) • Парадокс процесса (дивергентное или конвергентное мышление) • Парадокс личностных факторов (инновационная или адаптивная личности) • Мотивационный парадокс (внутренняя или внешняя мотивация) • Парадокс настроения (порождающие или сохраняющие чувства) • Парадокс продукта (радикальный или обычный продукт) • Парадокс прессы (пресса, ориентированная на свободу или на необходимость) • PICK Приводит к терпимости неоднозначности 73 Терпимость неоднозначности • Позволяет человеку иметь дело с нечеткой природой проблем, обладающих творческим потенциалом. • Позволяет человеку терпеть ряд вариантов, которые следует рассмотреть. • Предотвращает преждевременное закрытие. – Некоторым людям не нравится неопределенность, связанная с отсутствием готового решения. – Это может привести их к удовлетворенности • Тенденция принимать первое адекватное решение, которое приходит в голову, а не откладывать решение и рассматривать более широкий спектр вариантов. • Важно для командной работы (например, мозговой штурм). • Творческим личностям важно принять себя. PICK 74 Терпимость к риску • Креативные идеи являются новыми, непроверенными и нетрадиционными. • Существует риск, связанный с рассмотрением или обменом этими идеями • Человек с низким уровнем толерантности к риску вряд ли будет рассматривать, исследовать и делиться новыми идеями. PICK 75 Импульсивность и авантюризм • Люди, курившие марихуану, имели относительно высокие баллы по тестам на креативность и авантюризм и относительно низкие баллы на авторитаризм (Grossman et al., 1974). • Когда студентов поощряли к импульсивности, они создавали больше творческих работ. • Импульсивность и авантюризм развивают творческую асоциальную личность. PICK 76 Игривость • «Работа — это то, что тело обязано делать, а игра — это то, что тело не обязано делать» (Марк Твен, Том Сойер) • «Все взрослые когда-то были детьми… но лишь немногие из них помнят об этом» (Антуан де СентЭкзюпери, «Маленький принц») • «Взрослые любят числа» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц») • Творческие личности могут иметь склонность к игривости. – Игра в миры может включать в себя своего рода фантазию и мечтания, которые могут проявляться в построении футуристических или других воображаемых миров и воображаемых компаньонов. PICK 77 Открытость опыту • Чувствительность к фантазиям, чувствам, эстетике, идеям, действиям и ценностям. • Воображение и любопытство при рассмотрении новых идей, ощущений и чувств. • Открытость опыту коррелирует с автономией, нестандартностью и чувствительностью. PICK 78 Чувствительность • Художники имеют биологическую склонность к необычному уровню чувствительности. • Художники — «антенны расы»; они чувствительны к Zeitgeist (духу времени) • Написание и чтение стихов требует чуткости: «стихи учат вниманию к… тонким различиям». • Творческие люди должны быть одновременно чувствительными и приспосабливаемыми, чтобы видеть эти нюансы, а также сопротивляться давлению соответствовать • Чтобы справиться с необходимостью соответствовать требованиям, творческие люди должны обладать твердой уверенностью в себе. PICK 79 Уверенность • Уверенность – это чувство доверия к кому-либо или чемулибо – Уверенность в себе – это доверие к себе • Уверенность связана с локусом контроля – Люди с внутренним локусом контроля верят, что сами творят свою судьбу → уверенность в себе – Люди с экстернальным локусом контроля верят, что находятся во власти удачи, судьбы и влиятельных людей. • Уверенность в себе способствует творчеству в областях, ориентированных на производительность, и препятствует ему в областях сотрудничества. • Неуверенность в себе приводит к тревоге • Уверенность в себе связана с творческим самовосприятием PICK 80 Творческое самовосприятие • Творческая самоэффективность – – • Творческая самоидентификация – • Оценка человеком акта творчества по отношению к своей экзистенциальной позиции Креативная самооценка – • Осознание способности производить творческую работу Это отражает степень, в которой люди способны идентифицировать свой собственный творческий потенциал. Индивидуальная оценка собственных творческих способностей при выполнении конкретной задачи Креативное метапознание – – Самопознание сильных и слабых сторон собственных творческих способностей человека. Контекстное знание того, почему, как, где и когда применять эту творческую способность • В то время как творческая самоэффективность — это способность творчески выполнять работу, человек с высокой творческой самоидентификацией будет стремиться делать все творчески, а не только поставленную задачу, потому что творчество является основой его или ее самоопределения. • Творческая самоидентификация будет положительно связана с творчеством на работе, потому что люди будут вести себя так, чтобы подтверждать важную для них идентичность. PICK 81 Тревога • Уверенность в себе: Да, я креативный! • Тревога: Действительно ли? • Творческая фрустрация – Сопутствует mental block – Эмоциональная инъекция в бессознательно консолидирующийся разум – Облегчает понимание – Увеличивает настойчивость PICK 82 Настойчивость • Готовность тратить усилия • Важные идеи часто требуют больших затрат времени – – • Настойчивость помогает творческим личностям бороться с невзгодами – – • PICK Невзгоды могут помочь нам развить настойчивость (см. Модель двойного пути к креативности). Ницше: «Все, что меня не убивает, делает меня сильнее». Творческие личности трудолюбивы и почти одержимы своей приверженностью к работе. – • Правило 10 лет: человеку может потребоваться десятилетие, чтобы овладеть знаниями, необходимыми для понимания пробелов и нюансов в данной области. В некоторых областях нужно освоить больше знаний, чем в других Известные творцы часто игнорировали других или даже злоупотребляли ими, пытаясь завершить свою работу (антисоциальные тенденции). Творческие личности не столько настойчивы, сколько внутренне мотивированы, но они кажутся настойчивыми, потому что они настолько мотивированы. 83 Мотивация • Реактивная (внешняя) – Для достижения результата, который вознаграждается деньгами, оценками, принуждением и т. д. – Реакция на неприятности или дискомфорт • Проактивная (внутренняя) – Основана на получении удовольствия от деятельности, а не на получении внешнего вознаграждения. – Движима личным интересом к самой задаче, а не внешним давлением. • Внутренняя мотивация стимулировала творчество, а внешняя мотивация мешала творческой работе (Amabile, 1990). • И то, и другое заряжает энергией творческого человека. Как? PICK 84 Внешняя мотивация • "Голь на выдумки хитра" • Желание бессмертия – «Творчество — это стремление к бессмертию. Мы, люди, знаем, что должны умереть. Как ни странно, у нас есть слово для обозначения смерти. Мы знаем, что каждый из нас должен развить мужество, чтобы противостоять смерти. Но мы также должны восставать и бороться против нее. Творчество происходит из этой борьбы, из восстания рождается творческий акт [выражение] страсти жить после смерти» (May 1975/1994). – Творчество = символическое бессмертие – Страх смерти смягчается самоактуализацией и открытостью опыту, т. е. творческими чертами (Maslow, 1970; Rogers, 1980). PICK 85 Страх жизни и смерти Otto Rank • Страх жизни [Lebensangst] – Тревога рождения • Вхождение в самость • Отделение от природы • Приобретение индивидуальности – Страх разделения и индивидуации – Воля к отделению и индивидуализации коррелирует с творческим импульсом. • Страх смерти [Todesangst] – Тревога смерти • Возвращение к не-самости • Союз с природой • Потеря индивидуальности – Страх союза и слияния • Символическое бессмертие художника может быть достигнуто путем отождествления себя с коллективной волей своей культуры и религии. PICK 86 Внутренняя мотивация • У спортсменов «любовь к игре» Дошкольники играли фломастерами. Всем было весело. • Чистая радость ученых от открытий • Неустанная потребность художников самовыражаться Через две недели их разделили на 3 группы: 1. Снова дали фломастеры и попросили что-то нарисовать без какой-либо награды 2. Обещали награду за игру фломастерами 3. Играли фломастерами, а потом неожиданно получили вознаграждение. – – • PICK «искусство ради искусства» (Moritz, 1785) «свободное искусство» против «наемного искусства» (Экономимезис Деррида) Основной мотивацией творчества является врожденная потребность в самоактуализации (Rogers, 1995). Через неделю им снова представилась возможность поиграть фломастерами (без упоминания вознаграждения). Группа 1 (красная) играла по-прежнему Группа 2 (синяя) играла больше (ожидая награду) Группа 3 (желтая) потеряла интерес (награда не была обещана) 87 Самоактуализация • Мы внутренне мотивированы актуализирующей тенденцией – Склонность выражать и активировать все способности организма или самости. • Самоактуализирующийся человек соприкасается с внутренним опытом, который по своей сути способствует росту (организмический процесс). • Это наш подсознательный проводник, который оценивает опыт с точки зрения его потенциала роста. – Мы биологически знаем, что хорошо для собственного роста, а что плохо – Это запрограммировано, и у каждого человека есть свои ценности. PICK 88 Самопродвижение • Многие творческие люди занимаются самопродвижением. – Пикассо, Стравинский, Ганди, Фрейд, Грэм, Эйнштейн, Элиот • Мы их знаем, потому что они были абсолютно выдающимися или потому, что они успешно продвигали себя? • Другие не продвигали – Ричард Фейнман пренебрегал почестями – Чарльз Дарвин избегал споров о теории эволюции. – Боб Дилан часто избегает публичности. • «Если бы кто-нибудь когда-нибудь сказал мне, что у меня есть хоть малейший шанс получить Нобелевскую премию, я должен был бы думать, что у меня были бы примерно такие же шансы, как стоять на Луне». • Создание впечатления – Кто-то может даже продвигать себя, говоря самоуничижительные вещи и изображая скромность. – Самореклама и создание впечатления — напрасные инвестиции (или нет?) PICK 89 Интроверсия • Состояние интереса к собственному ментальному «я» • Интроверты обычно воспринимаются как более сдержанные или задумчивые. • Эмпирические данные – Скромность сигнификантно коррелирует с творческим потенциалом детей (Cheek & Stahl, 1986). – Незначительная корреляция между интроверсией и креативностью • PICK То, что иногда кажется интроверсией, на самом деле просто сосредоточенность или приверженность задаче, что отнимает время от других занятий, включая общение. 90 Психологическая андрогинность • Анима – внутренняя женщина мужчины – Подавленные или недоразвитые женские качества мужчины – Анима представляет Эрос, принцип родства • Анимус – внутренний мужчина женщины – Подавленные или недоразвитые мужские качества женщины – Анумус представляет отцовский Логос, логика и разум • PICK Психологическая андрогинность важна как для психологического здоровья, так и для творчества. 91 Креативная личность Автономия Гибкость Предпочтение сложности Принятие риска или толерантность к риску Внутренняя мотивация Открытость опыту Психологическая андрогинность Чувствительность Самоэффективность Игривость Широкие интересы и любознательность Терпимость к двусмысленности PICK 92 Культурные различия в креативности PICK 93 Культура • Набор верований, моральных норм, обычаев, и социального поведения определенной нации или группы людей, чьи общие убеждения и обычаи определяют конкретное место, класс или время, к которому они принадлежат. • Набор общих ментальных моделей, культурных сценариев и «интерпретационных фреймов» характеризует этих людей и предлагает стратегии решения проблем и выхода из различных ситуаций культурно-специфическим образом. • Влияет ли культура на творчество? PICK 94 Zeitgeist • «Дух времени» – Совокупность знаний и мнений, доступных в любое время человеку, живущему в данной культуре (Boring, 1971). – Господствующий набор идеалов и убеждений, мотивирующих действия членов общества в определенный период времени (Википедия) – Общий интеллектуальный, моральный и культурный климат эпохи (Merriam-Webster) – Общее настроение или качество определенного периода истории, о чем свидетельствуют идеи, верования и т. д., распространенные в то время (Оксфордский диктант). • PICK У разных культур разный дух времени 95 Zeitgeist – Креативность • Zeitgeist вдохновляет творческое мышление • Продукт творческого мышления делает вклад в Zeitgeist • Zeitgeist — это творчество; творчество – это Zeitgeist PICK 96 Культурная перспектива • Различаются ли культуры в восприятии творческой конструкции? – Эксплицитные определения творчества – Имплицитные определения творчества • Влияет ли культурный бэкграунд на творческие способности? • Влияет ли культурный бэкграунд на оценку творческих способностей? PICK 97 Культурные измерения Хофстеде Power distance The extent to which the less powerful members of institutions and organizations within a country expect and accept that power is distributed unequally Individualism The degree of interdependence a society maintains among its members Masculinity What motivates people, wanting to be the best (Masculine) or liking what you do (Feminine) Uncertainty avoidance The extent to which the members of a culture feel threatened by ambiguous or unknown situations and have created beliefs and institutions that try to avoid these Long-term orientation how every society has to maintain some links with its own past while dealing with the challenges of the present and future Indulgence The extent to which people try to control their desires and impulses PICK 98 Культурные измерения Хофстеде https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/ Russia vs. USA PICK 99 Индивидуализм / коллективизма • Независимая и взаимозависимая точка зрения – Индивидуалистические общества имеют слабые связи, которые часто связывают человека только с его / ее ближайшими родственниками. – Коллективистское общество имеет тесно интегрированные отношения с расширенными семьями и другими группами. • Это различие основано на степени подчинения личных целей индивидуума целям некоего коллектива. – Индивидуалистическое общество ценит уникальные качества человека, его инициативу и достижения. – Коллективистское общество ценит согласие с сообществом и соответствие другим. PICK 100 Индивидуализм / коллективизма • Индивидуалист – Люди независимы и сосредоточены на внутренних мыслях – Экзистенциальная проблема: самовыражение и отличие от других – Знаменитость в США • Внешность, успешная карьера, богатство, скандалы — все, что выделяет вас из толпы, считается добродетелью. • Коллективист – Люди взаимозависимы и сосредоточены на том, чтобы приспособиться к другим. – Экзистенциальная проблема: подчинение нуждам и требованиям общества – Иранская социальная система • Независимые нетрадиционные способы мышления не заслуживают высокого мнения • Люди с очень разными взглядами и поведением рассматриваются как необычные или странные. • Скромность очень характерна для моделей общения большинства иранцев. Они редко чувствуют себя комфортно, приписывая себе заслуги, хороший вкус или выбор, и склонны смущаться в результате чрезмерной похвалы. PICK 101 Культурные различия • Политика – Демократические и авторитарные режимы – Тоталитарные режимы демонстрируют низкую терпимость к девиантным группам – Пуританские религиозные правила значительно ограничивают личную свободу PICK 102 Культурные различия • Образование – Коллективистская система образования • Подчеркивает манипулирование существующими знаниями, что приводит к нахождению единственного правильного решения (КМ) • Поощряет запоминать ответы, данные другими, вместо того, чтобы находить свои собственные • Препятствует исследованию проблемы и поиску новых решений – Индивидуалистская система образования • Развивает индивидуальные интересы и способности, поддерживающие критическое мышление и творчество PICK 103 Культурные различия • Семья – Стиль воспитания • Коллективное авторитарное воспитание • Индивидуалистическое авторитетное воспитание – Роль родителей • Родители-коллективисты и старейшины играют важную роль в принятии решений о браке, покупке дома, выборе профессии или области образования. • Родители-индивидуалисты передают право принятия решений детям – Отношения между родителями и детьми • Родители-коллективисты воспитывают зависимых и более послушных детей • Родители-индивидуалисты воспитывают общительных, дружелюбных и независимых детей. PICK 104 Культурные различия • Индивидуалистская креативность – Нестандартные способы мышления – Акцент на индивидуальных особенностях, которые способствуют уникальному, творческому стремлению человека – Бросьте вызов толпе (ср. Sternberg & Lubart, 1995) • Коллективистская креативность – Приверженность социокультурным нормам и традициям – Акцент на социальных и моральных ценностях творческого участия, часто по отношению к обществу. – Следуй за толпой (ср. Sternberg & Lubart, 1995) PICK 105 Коллективистская креативность • Дао = Инь + Ян (Книга Перемен) – Дао создает Вселенную – Природа Дао – это благо (включая нравственное благо) – Так как Дао хорошо, сотворенная вселенная по своей сути хороша, и, следовательно, человек, рожденный в этой вселенной, также по своей сути хорош. • Творческая деятельность всегда заключает в себе добро, и это, а не новизна, должно быть акцентом творческих достижений (Конфуций). – Творческий акт, который просто приносит что-то новое, не считается ценным примером творчества, если ему не хватает добра. – Такая доброта также направлена на коллективное существование или вклад во все общество. – Творческие личности должны не только удовлетворять свои собственные человеческие потребности, но и посвящать себя другим людям и интересам общества в целом. PICK 106 Культурные различия • Индивидуалистская креативность – Новизна продукта – Прагматические аспекты решения проблем • Коллективистская креативность – Внутренний рост – Личное удовлетворение – Эстетические аспекты творческого решения проблем (Lubart, 1999; Raina, 1999; Westwood & Low, 2003) PICK 107 Горизонтальные и вертикальные традиции в искусстве • Горизонтальная (типична для индивидуалистических культур) – Символы, методы и цели искусства подвержены модификации и даже радикальному изменению. • Вертикальная (типична для коллективистских культур) – ограничивает как содержание, так и приемы художественного произведения и уделяет больше внимания эстетическим ценностям продукта PICK 108 Поэзия • Горизонтальная традиция (западная поэзия) – Инновации в поэтической технике, размере стиха и словоупотреблении. – Классический греческий размер (например, дактилический, в котором используются стихи длиной в шесть футов) József Bíró – Классический французский размер (александрийский: 2 полустишия по 6 слогов в каждом) 古池や蛙飛び込む水の音 – Свободный стих поэзии ふるいけやかわずとびこ – Визуальная поэзия むみずのおと • Вертикальная традиция (восточная поэзия) fu-ru-i-ke ya (5) ka-wa-zu to-bi-ko-mu (7) mi-zu-no-o-to (5) – японское хайку – Сохранил свою форму и тему на протяжении всей истории: три строки, содержащие пять, семь и пять слогов соответственно, и сезонная ссылка. PICK old pond frog leaps in water's sound Bashō 109 Искусство • Горизонтальная традиция (западное искусство) – Ориентация на новизну и радикальный отказ от существующей парадигмы • Вертикальная традиция (восточное искусство) – Вдохнуть новую сущность в существующие идеи, чтобы отразить собственные ценности и убеждения человека (конфуцианская эстетика) – Традиционная арабская каллиграфия или китайская живопись кистью Joseph Beuys die Fettecke • старые идеи должны быть плавно изменены, чтобы соответствовать новым обстоятельствам – Аутентичное восприятие художника становится творческим инструментом, улавливающим «дух» изображаемого объекта. PICK Pu Ru Thutched Hut 110 Культурные различия • Индивидуалистская креативность – Новинка – Полезность • Коллективистская креативность – Эстетика – Аутентичность PICK 111 «Западный» уклон в исследованиях креативности • Запад > Восток на тестах креативности – e.g., Jaquish & Ripple, 1985; Jellen & Urban, 1989; Kharkhurin & Samadpour Motalleebi, 2008; Niu & Sternberg, 2001 • Концептуальный недостаток – Запад ≠ Индивидуалист; Восток ≠ Коллективист – Различие в восприятии понятия креативности как такового • Культурные предубеждения тестов креативности PICK 112 Запад ≠ Индивидуализм Восток ≠ Коллективизм • Различие между Западом и Востоком представляет собой неутонченный, если не упрощенный взгляд на богатое разнообразие социокультурных ценностей и норм, существующих в этих географических точках. • Западный и восточный миры кажутся неоднородными в отношении доступных социальных и культурных конструктов. • Западная мысль относится к европейскоамериканской традиции, начиная с эпохи Возрождения. • Восточная мысль относится к традиционным культурам, встречающимся в определенных частях Азии и Африки. PICK 113 Оценка креативности • Индивидуалистическая креативность = новизна и полезность • Коллективистская креативность = эстетика и аутентичность PICK 114 Запад – Восток • Иранцы набрали меньше баллов по креативности (Kharkhurin & Samadpour Motalleebi, 2008). • Индивидуалистическая интерпретация 17.00 Originality – Предписанные ритуальные модели поведения таароф – Иранцы представляют наиболее распространенные традиционные ответы вместо того, чтобы искать оригинальные решения 18.00 16.00 15.00 14.00 13.00 • Коллективистская интерпретация Russia USA Iran Country – Смирение – Иранцы не воспринимали оригинальность как важную составляющую творческого поведения. PICK 115 Эксплицитные определения креативности • PICK The International Handbook of Creativity (Kaufman & Sternberg, 2006) – Авторы из англоязычных стран делают акцент на когнитивном подходе к творчеству, в частности на дивергентном мышлении. – Немецкоязычные авторы сосредотачиваются на когнитивных процессах при творческом решении проблем. – Франкоязычные страны сочетают психодинамические и психометрические традиции в исследованиях креативности – Скандинавские ученые придерживаются экзистенциального подхода к творчеству. – Польская наука развивается вокруг повседневных творческих достижений, так называемого малого творчества. – Израильская литература рассматривает взаимосвязь творчества и решения реальных проблем. – Китайские исследователи сосредотачиваются на социальных влияниях в творческом предпринимательстве – Советско-российские ученые рассматривают истоки творчества в гештальтпсихологии, переосмысленной в рамках марксистской психологии. 116 Имплицитные определения креативности • Некоторые характеристики схожи в разных культурах (Аргентина, Бразилия, Китай, Куба, Индия, Румыния, Сингапур, Южная Корея, США, Великобритания). – Когнитивные навыки • способность устанавливать связи, задавать вопросы, использовать воображение, гибко мыслить, экспериментировать с идеями – Характеристики личности • независимость, уверенность в себе, настойчивость – Мотивационные атрибуты • высокая энергия, амбиции, энтузиазм PICK 117 Имплицитные определения креативности • Некоторые характеристики различаются в разных культурах – В Северной Америке, но не в Китае • чувство юмора, эстетическая, художественная направленность – В Китае, но не в Северной Америке • вдохновляет людей, вносит вклад в прогресс общества и ценится другими • Некоторые характеристики творческих людей рассматриваются как негативные в некоторых культурах. – Несоответствие, экспрессивность и напористость рассматриваются китайскими учителями как бунтарство, самоуверенность и эгоцентризм. – Творческих людей корейцы характеризуют как равнодушных к чужому мнению, упрямых, конфликтующих в рабочих коллективах, грубых или ненормальных. PICK 118 Современная литература о творчестве • Культурные аспекты среды оказывают значительное влияние как на уровень творческого потенциала, так и на оценку креативности. • Культурные ценности и нормы определяют и формируют концепцию творчества, что, в свою очередь, может влиять на способ восприятия и воплощения творческого потенциала. • «Никакое объяснение творчества не может быть удовлетворительным, если оно не включает культуру» (Glăveanu, 2010, стр. 151). PICK 119 Влияние культуры на креативность • Люди из разных культур могут иметь разные представления о творчестве. • Люди из разных культур могут использовать разные психологические процессы, когда занимаются творчеством. • Язык может влиять на развитие творчества • Окружающая среда может либо способствовать, либо снижать творческий потенциал людей PICK 120 Обязательная литература – A Review of Creativity Theories (Cambridge handbook of creativity, ch. 2) – Creative Cognition (Multilingualism and Creativity, ch. 1) PICK 121
«Креативность как синдром» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot