Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Креативность как синдром
Хархурин, А.В., Ph.D.
Лаборатория языковых, межкультурных и творческих компетенций
НИУ ВШЭ
PICK
1
Вопросы для обсуждения
•
Что такое креативность?
•
Как исследовать креативность?
•
Кого можно считать креативным?
•
Что развивает креативность?
•
Чем отличается креативный человек от не
креативного?
•
Есть ли культурные различия в креативности?
PICK
2
Что такое креативность?
Первое определение креативности
Творческая работа — это новая работа, которая в
какой-то момент времени воспринимается группой
как обоснованная, полезная или удовлетворительная
(Stein, 1953, стр. 311)
PICK
4
Инаугурационная статья редактора Creativity Research Journal
Оригинальность жизненно важна, но она должна быть
сбалансирована уместностью (Runco, 1988, стр. 4)
PICK
5
The Handbook of Creativity (Sternberg, 1999)
•
Современные исследования креативности
рассматривают новизну и полезность как две
определяющие черты конструкции.
•
Майер (1999) обобщил определения творчества,
данные современными исследователями. Он
показал, что большинство из них считают новизну и
полезность ключевыми чертами творчества.
PICK
6
2D конструкт
•
Новизна = оригинальная или неожиданная
•
Полезность = полезная или удовлетворяющая
ограничениям поставленной задачи
PICK
7
Креативность – это синдром или комплекс
Расплывчатое определение творчества как
«нового» и «полезного» действительно
оказывается быстрым и грязным подходом,
оставляющим открытой дверь для всевозможных
различных подходов к научному изучению этой
области (Kaufmann, 2003, стр. 247)
PICK
8
3D конструкт
•
Ведомство США по патентам и товарным знакам
– новый, полезный, неочевидный (обсуждение см.
Simonton, 2012)
•
Boden (2004)
– новый, ценный, удивительный (ср. Bruner, 1962)
•
Piffer (2012)
– новизна, полезность, влияние
•
Sternberg and Lubart (1995)
– новизна, актуальность, высокое качество
PICK
9
4D конструкт
(Kharkhurin, 2014)
•
Новизна
–
•
Полезность
–
•
Творческий акт выражает высшую истину, которая реализуется в
идеальной упорядоченности явлений, эффективно отражающих суть
феноменальной реальности и создающими сложную, полную
внутренних напряжений и противоречий, конструкцию
Аутентичность
–
PICK
Творческий акт - это то, что агент или реципиент считает творческим,
что представляет собой важную веху в духовной, культурной,
социальной и/или политической среде и что касается вопросов
нравственности
Эстетика
–
•
Творческий акт создает что-то новое, что представляет новую
парадигму и/или изменяет или разрушает уже существующую
Творческий акт выражает внутреннюю сущность человека и
соотносит его собственную систему ценностей и убеждений с
окружающим миром
10
Как исследовать креативность?
7 Ps
1.
Process
2. Product
3. Person
4. Place/press (Rhodes 1961; Richards 1999; Runco 2004)
5. Persuasion (Simonton, 1990)
6. Potential (Runco, 2003)
7. Perception (Kharkhurin & Charkhabi, 2021)
PICK
12
7 Cs
(Lubart, 2017)
•
Creators
•
Creating
•
Collaborations
•
Contexts
•
Creations
•
Consumption
•
Curricula
PICK
13
5 As
(Glăveanu, 2013)
•
Actor
•
Action
•
Artifact
•
Audience
•
Affordances
PICK
14
Кого можно считать креативным?
Бог или человек?
•
Исключительные творческие способности
– Способность к творческому мышлению ограничена
определенным классом одаренных или «особо»
талантливых людей.
– Гении используют когнитивные процессы, радикально
отличающиеся от тех, которые используются
большинством людей при решении повседневных
проблем.
– Исключительные творческие способности — это
результат таинственных и ненаблюдаемых процессов.
•
Творческое познание (creative cognition)
– Творческий потенциал доступен широким слоям
населения.
– Преемственность когнитивного функционирования
между повседневной и творческой деятельностью.
PICK
16
Творческое познание
•
Фокус на когнитивных
процессах, лежащих в
основе творческого
мышления.
•
Преемственность между
выдающимися
творческими
достижениями и
повседневными
творческими явлениями.
•
Использование различных
когнитивных процессов
или комбинаций
процессов.
PICK
17
Творческое познание
•
Креативные продукты (напр., Martindale, 1989;
Sternberg & Lubart, 1995)
– Новизна (то есть оригинальность или неожиданность)
– Уместность (т. е. полезность или соответствие
ограничениям задачи)
•
«Предполагается, что идеи и материальные
продукты, которые являются новыми и полезными,
возникают в результате применения обычных
фундаментальных когнитивных процессов к
существующим структурам знаний» (Ward, 2007,
стр. 28).
•
Творческие способности являются неотъемлемыми
свойствами нормативного человеческого познания
(Ward, Smith, & Finke, 1999).
PICK
18
Творческое познание
•
Генеративность
– Применяя конечное число синтаксических правил к
конечному словарю, мы можем построить
бесконечное число грамматически правильных
предложений (Chomsky, 1972).
– Сгенерированные предложения могут быть
уникальными как для индивидуальной
лингвистической практики, так и для общепринятой
практики данного языка.
•
PICK
Генеративность выходит за рамки обыденного
человеческого познания и удовлетворяет
критериям творческих продуктов: новизне и
полезности.
19
Творческое познание
•
Подход творческого познания допускает
индивидуальные различия в творчестве.
– Некоторые люди добиваются более высоких результатов, чем
другие, и лишь немногие достигают экстремальных уровней
креативности (Eysenck, 1995).
•
Эти различия можно понять с точки зрения вариаций в
использовании определяемых процессов или
комбинаций процессов, интенсивности применения
таких процессов, а также богатства и гибкости
сохраненных когнитивных структур, к которым
применяются эти процессы (Ward, Smith, & Vaid, 1997)
•
Разные люди будут демонстрировать разные творческие
способности из-за различий в их познании.
•
Это изменение является количественным, а не
качественным.
PICK
20
Творческое познание
•
Методологическая значимость подхода
– Если творческое мышление опирается на те же
процессы, что и обыденное мышление, мы можем
изучать первое, используя те же методы, что и при
изучении последнего.
– Креативное мышление воспринимается как сложная и
универсальная конструкция, которую можно
эффективно изучать, исследуя разнообразие
процессов и функций, связанных с творческой
деятельностью (Guilford, 1950).
PICK
21
Когнитивные модели креативности
•
Stage Model (Wallas, 1926)
•
Information synthesis models
•
Divergent/convergent thinking model (Guilford, 1967)
PICK
22
Stage Model
•
Подготовка (Preparation)
–
–
–
•
Идентификация проблемы, определение проблемы и сбор
информации
Творческая проблема представлена сознательно
Творческий человек должен определить проблему, определить ее в
соответствующих терминах и сделать необходимые наблюдения и
исследования.
Инкубация (Incubation)
–
–
Творческий человек на время откладывает проблему и занимается
другими проблемами и мыслями.
Бессознательная обработка
•
•
Освещение / инсайт (Illumination / Insight)
–
–
•
"Ага!" эффект
Решение проблемы, наконец, появляется без каких-либо
сознательных усилий.
Проверка (Verification)
–
PICK
Сознательное внимание отворачивается от проблемы и уступает место
бессознательной обработке.
Превращение бессознательно сформулированного творческого
решения в сознание происходит при проверке, когда это решение
нуждается в проверке и уточнении.
23
Инсайт
•
Решение как бы всплывает в голове внезапно
•
Каковы основные процессы?
•
Консолидатация
PICK
24
Задача с девятью точками
– Соедините все 9 точек
– Используйте только 4 линии
– Не отрывайте карандаш от страницы после того, как
начнете рисовать.
PICK
25
Задача со свечей Дункера
Используя только предметы, показанные на картинке,
закрепите свечу на стене.
PICK
26
Задача с двумя нитками
Как можно связать две нити вместе, если человек не
может дотянуться до них обеих?
PICK
27
Решение задачи девяти точек
Иногда нужно мыслить нестандартно!
PICK
28
Решение задачи со свечей Дункера
Коробка с кнопками также может быть использована
как полка
PICK
29
Решение задачи с двумя нитками
Используйте плоскогубцы как маятник, чтобы
раскачать вторую нитку ближе к себе.
PICK
30
Information synthesis models
•
Arieti’s (1976) magic synthesis
–
•
Rothenberg’s (1996) Janusian thinking
–
•
Способность к «объединению двух до сих пор не связанных
когнитивных матриц таким образом, что к иерархии добавляется
новый уровень, который содержит в качестве своих членов ранее
отдельные структуры».
Mednick’s (1962) remote associations
–
PICK
«состоит из активного понимания двух или более дискретных
объектов, занимающих одно и то же пространство, концепция,
ведущая к артикуляции новых идентичностей».
Koestler’s (1968) bisociation
–
•
Способность «активно воспринимать несколько противоположностей
или антитез одновременно».
Rothenberg’s (1979) homospatial thinking
–
•
Возможность соединения противоположностей, противоречий и,
казалось бы, несовместимых идей.
Способность творческих личностей строить связи между
несвязанными идеями или объектами.
31
Remote Associates Test
cottage
swiss
cake
loser
throat
spot
opera
hand
dish
stick
maker
point
PICK
32
Remote Associates Test
cottage
swiss
cake
cheese
loser
throat
spot
sore
opera
hand
dish
soap
stick
maker
point
match
PICK
33
Синтез информации
•
Бессознательное творческое познание
•
Одновременная активация и манипулирование
разными, часто не связанными друг с другом
понятиями и категориями.
•
Эти активированные экземпляры создают новую
концептуальную плоскость, на которой могут быть
установлены оригинальные и новые идеи.
•
Слабые стороны этих моделей
– невозможность указать механизм, который
задействует несколько понятий или категорий в
одновременной обработке информации
PICK
34
Творческое познание
•
Важное свойство творческого мышления —
способность устанавливать отдаленные
ассоциации, связывающие понятия из далеких
категорий.
•
Предполагается, что связь между концептами
представляет собой бессознательный процесс, во
время которого активация распространяется по
всей концептуальной сети.
•
Это свойство составляет ключевой механизм
дивергентного мышления, которое многими
исследователями воспринимается как один из
важнейших компонентов креативности.
PICK
35
Дивергентное и конвергентное мышление
Guilford (1967)
•
Дивергентное мышление
– Генерация множества часто не связанных между
собой идей
•
Конвергентное мышление
– Извлечение творческих идей из пула тех, которые
генерируются во время дивергентного мышления.
•
Креативное мышление
– Способность инициировать несколько циклов
дивергентного и конвергентного мышления, что
создает активный, требующий внимания процесс,
позволяющий генерировать новые альтернативные
решения.
PICK
36
Тест конвергентного мышления
PICK
37
Тест дивергентного мышления
•
Тест необычного использования (Guilford, 1967)
– Составьте список различных способов использования
кирпича.
PICK
38
Тест дивергентного мышления
Abbreviated Torrance Test for Adults
(ATTA, Goff & Torrance, 2002)
PICK
39
ATTA Задание 1
Просто предположим, что вы можете ходить по
воздуху или летать, не находясь в самолете или
подобном транспортном средстве. Какие проблемы
это может создать? Перечислите как можно больше.
PICK
40
ATTA Задание 2
Используйте незаконченные рисунки ниже, чтобы
сделать несколько картинок. Постарайтесь сделать
свои картинки необычными. Ваши картинки должны
изобразить как можно более интересную и полную
историю.
PICK
41
ATTA Задание 2
Используйте незаконченные рисунки ниже, чтобы
сделать несколько картинок. Постарайтесь сделать
свои картинки необычными. Ваши картинки должны
изобразить как можно более интересную и полную
историю.
PICK
42
ATTA Задание 3
Посмотрите, сколько картинок вы можете нарисовать
используя треугольники ниже, как вы сделали это с
незаконченными рисунками.
PICK
43
ATTA Задание 3
Посмотрите, сколько картинок вы можете нарисовать
используя треугольники ниже, как вы сделали это с
незаконченными рисунками.
PICK
44
Оценка дивергентного мышления
•
Четыре нормативных критерия дивергентного
мышления:
– Беглость
• общее количество релевантных ответов
– Разработка
• количество деталей в ответах
– Гибкость
• различные категории релевантных ответов
– Оригинальность
• статистическая редкость ответов
•
Факторный анализ
– Генерирующая способность
• способность активировать множество несвязанных между
собой понятий и прорабатывать уже активированные
понятия
– Инновационная способность
• способность генерировать инновационные и полезные
идеи
PICK
45
Интеллект
•
PICK
Умственный потенциал учиться на опыте, решать
проблемы и использовать полученные знания для
адаптации к новым ситуациям.
46
Единый интеллект
•
Общий интеллект Спирмана (g)
– У людей есть один общий интеллект, который лежит в
основе всего, что делает человек.
– g лежит в основе конкретных умственных
способностей и поэтому измеряется в каждом задании
теста интеллекта.
– Интеллект включает в себя различные способности,
которые достаточно коррелируют, чтобы определить
общий фактор интеллекта.
PICK
47
Множественный интеллект
•
PICK
Восемь интеллектов Гарднера
48
Множественный интеллект
•
Три интеллекта Стернберга
– Аналитический интеллект
• Школьная смекалка: традиционное решение
академических задач.
– Творческий интеллект
• Инновационная смекалка: способность генерировать
новые идеи.
– Практический интеллект
• Уличная смекалка: умение справляться с повседневными
задачами.
PICK
49
Cattell (1963)
•
Гибкий интеллект
– использует индуктивное и дедуктивное мышление,
классификацию и формирование понятий для
решения новых сложных проблем.
– относится к способности успешно решать задачи в
новых ситуациях
•
Кристаллизованный интеллект
– относится к уже полученным знаниям, частично
благодаря гибкому интеллекту, культуре,
образованию и другому опыту.
PICK
50
Тест интеллекта Каттелла
1
PICK
2
3
4
5
51
Творчество и интеллект
•
Одно и тоже или нет?
– Положительная и значимая корреляция между
тестами творческого потенциала и интеллекта (Getzels
& Jackson, 1962).
– Не подтверждено Wallach & Kogan (1965).
Интеллект коррелирует с конвергентным мышлением,
но не с дивергентным.
•
Пороговая теория
– Существует минимальный
уровень интеллекта (нижний
порог), ниже которого человек не
может быть творческим.
– интеллект необходим, но
недостаточен для творческих
достижений
– Есть минимальная вариативность
в творчестве выше определенного
порога интеллекта.
PICK
52
Что развивает креативность?
PICK
53
Как развивается креативность
•
Преконвенциональная стадия
– Дети очень творческие
•
Kонвенциональная стадия
– Дети усваивают условности в мышлении и поведении
– Им нравится делать то, что делают другие
•
Постконвенциональная стадия
– Условности используются только для информации
– Креативное мышление взрослых
U-образное развитие
PICK
54
Психоаналитический подход
•
Творчество – это реакция на
невзгоды
– Высокоэффективные люди
очень часто переживают
травмы и лишения в детстве.
– Творчество — это способ
воссоздать детскую боль,
которую теперь может
терпеть зрелый человек.
•
Сублимация
– Защитный механизм
• Подавленные побуждения
Оно направляются в
социально приемлемую
форму
Sigmund Freud
Оно
• Животное: инстинкты и биологические
влечения
• Работает по принципу удовольствия
• Немедленное удовлетворение всех желаний
Суперэго
• Цивилизация: социально развитый аспект,
побуждающий нас вести себя нравственно и
социально.
• Эго-идеал
• Образ идеалов, к которым мы должны
стремиться
• Совесть
• Набор запретов, которые определяют,
как мы не должны себя вести
Эго
• Наше Я
• Опосредует конфликт между «хочу» Оно и
«должен» Суперэго.
– Творчество как способ снять
напряжение между Оно и
Суперэго
PICK
55
Подход когнитивного развития
Jean Piaget
•
Когнитивное развитие состоит из двух процессов
– Равновесие предполагает поиск ребенком «баланса»
между собой и миром.
• Адаптивное функционирование ребенка соответствует
ситуационным требованиям
• Равновесие поддерживает движение младенцев по пути
развития, позволяя им все более эффективно
адаптироваться.
– Адаптация предполагает изменение ребенка в
соответствии с ситуационными требованиями.
• Ассимиляция – это применение старых схем к новой
информации.
• Аккомодация — это изменение старых схем перед лицом
новой информации.
•
Люди не любят чувствовать дисбаланс и стремятся
избежать его с помощью адаптации.
– Творческая адаптация = аккомодация
PICK
56
Гуманистический подход
Carl Rogers
Многие из нас наиболее
креативны, когда находятся в Безусловное принятие
• Ситуация, в которой принятие и любовь,
безопасной, не оценочной и
которые человек получает от значимых
непредвзятой среде.
других, безоговорочны.
Люди могут быть самими
собой (спонтанными,
раскрепощенными,
творческими и
самоактуализированными),
когда мало или совсем нет
давления, чтобы
приспосабливаться и
подавлять себя.
PICK
Условное принятие
• Ситуация, в которой принятие и любовь,
которые человек получает от значимых
других, зависят от его поведения.
57
Подход теории привязанности
Исследования
привязанности показывают,
что дети, которые надежно
связаны со своими
родителями, готовы к поиску
потому, что они уверены, что
их родители будут ждать их,
когда поиск закончится.
Надёжная привязанность
•
когда дети чувствуют, что могут
положиться на своих опекунов в
удовлетворении их потребностей в
близости, эмоциональной
поддержке и защите
Тревожно-устойчивая привязанность
•
Когда младенец чувствует угрозу
сепарации, когда отделяется от
значимого взрослого, однако когда
воспитатель возвращается к
младенцу, он не чувствует себя
спокойным и в безопасности.
Тревожно-избегающая привязанность
•
Когда ребенок избегает родителей
Дезорганизующая привязанность
•
Когда есть нехватка самого
конструкта поведения
привязанности
PICK
58
Влияние эмоций на креативность
•
Как отрицательные (невзгоды, дисбаланс, условное
принятие), так и положительные (любовь, надежная
привязанность) эмоции стимулируют творчество.
•
Модель двойного пути к творчеству (Nijstad, De
Dreu, Rietzschel, & Baas, 2010)
– Креативность можно стимулировать вызывая
положительные эмоции, которые стимулируют
когнитивную гибкость,
– или вызывая отрицательные эмоции, которые
стимулируют настойчивость
PICK
59
Влияние семьи на креативность
•
Структура семьи
– Размер семьи
– Люди из больших семей более креативны
– Наличие братьев и сестер ведет к гибкости
•
Порядок рождения
– Старшие дети менее креативны, чем младшие
•
Социоэкономический статус
– Низкий СЭС (меньше игрушек) ведет к более
творческой игре.
•
Распределение по полу
•
Культурный бэкграунд
PICK
60
Влияния стиля воспитания на креативность
Diana Baumrind
•
Авторитарные родители принуждают ребенка
–
–
–
–
•
Либеральные родители не сдерживают ребенка
–
–
–
•
–
Они мало вовлечены в процесс воспитания, проявляют эмоциональную холодность
Они могут не желать устанавливать ограничения
Они могут игнорировать интересы и потребности ребенка, не давать ему
достаточной формы защиты
Дети более агрессивные.
Авторитетные родители конфронтируют с ребенком
–
–
–
PICK
Они отзывчивы, но не требовательны
Они предъявляют мало требований и мало наказывают
Дети более незрелые.
Индифферентные родители игнорируют ребенка
–
–
–
•
Они требовательны, но не отзывчивы
Они устанавливают правила и ожидают послушания
«Не перебивай». «Держи свою комнату в чистоте». «Не гуляй допоздна, иначе
будешь наказан». "Почему? Потому что я так сказал."
Дети с меньшими социальными навыками и чувством собственного достоинства.
Они и требовательны и отзывчивы
Они осуществляют контроль, устанавливая правила, но, особенно с детьми
старшего возраста, поощряют открытое обсуждение и допускают исключения.
Дети с самой высокой самооценкой, уверенностью в себе и социальной
компетентностью.
61
Влияния родителей на креативность
•
Родительское отношение к творчеству
–
–
Признание автономии и независимости
Эксплицитные теории
Толерантность к творчеству
•
•
•
Имплицитные теории креативности
родителей
–
–
•
• являются научными. Их передают
исследователи, ученые и все, кто
должен формулировать идеи.
Имплицитные теории
• не нужно ни распространять, ни
проверять. Их передают родители и
учителя.
Представления о понятии креативности
Эти идеи приводят к ожиданиям, которые, в
свою очередь, приводят к реальному
поведению.
Креативность родителей
–
–
–
PICK
Идеальные дети вежливы, тактичны,
уважительны и пунктуальны.
Творческие дети бунтари, девианты в
поведении, нонконформисты.
Дети моделируют творческое поведение
родителей
Дети перенимают родительскую ценность
творческого поведения
Дети могут дистанцироваться от семьи и ее
ценностей в подростковом возрасте, но
вернуться к прежним ценностям в какой-то
момент взрослой жизни.
62
Влияние сверстников на креативность
•
Результаты исследований
– Самые популярные дети имели самые высокие
рейтинги креативности
– Дети, которым не уделялось должного внимания,
имела очень низкие показатели креативности, также
как и дети, которых игнорировали.
•
Объяснение
– Творческие дети могут более социально развиты, чем
другие дети
– Креативность – это своего рода решение проблем и
адаптивность, которые можно применить к
социальным ситуациям.
•
Обоснование
– Социальный статус связан с творчеством
– Одина из 7P – убеждение
PICK
63
Развитие креативности с возрастом
•
Формальная операционная стадия по Пиаже (с 12 лет и старше)
–
–
–
•
Креативность возникает на постформальной операционной
стадии.
–
–
–
•
Понимание относительности (т. е. признание важности
непосредственного контекста и отказ от абсолютов)
Диалектическое мышление (т. е. способность учитывать как одну
крайнюю позицию или «тезис», так и «антитезис», его
противоположность, и интегрировать их в осмысленный синтез)
Поиск проблем
Креативность в позднем возрасте
–
–
–
PICK
Используйте методы логики
Индуктивное рассуждение, дедуктивное рассуждение и
систематическая проверка гипотез
Может формулировать решения заранее
Otto Rank: После того, как безопасная рамка построена, нужно «выйти
за рамки господствующей идеологии».
Самые творческие художники (такие, как Рембрандт, Микеланджело и
Леонардо) умеют отрываться даже от своих величайших успехов, от
прежних творческих воплощений самих себя.
Их «величие состоит именно в этом выходе за пределы самих себя, за
пределы той идеологии, которую они сами взрастили»
64
Креативная личность
PICK
65
Вопросы для обсуждения
•
Есть ли у творческих личностей особые черты,
которые отличают их от других?
•
Какие черты личности способствуют творческому
мышлению?
•
Какие черты личности мешают творческому
мышлению?
•
Есть ли различия между творческими людьми
разных профессий?
PICK
66
Черты творческой личности
•
Индикативные черты (например, автономия)
положительно связаны с творчеством.
– Наличие этих черт может способствовать выражению
творческих способностей (т. е. реальной творческой
деятельности) или реализации творческого потенциала.
•
Контраиндикативные черты (например, соответствие)
отрицательно связаны с творчеством.
– Наличие этих черт может препятствовать творческой
деятельности или реализации творческого потенциала.
•
PICK
Как индикативные, так и контраиндикативные черты
творчества могут быть достойными восхищения,
респектабельными и социально желательными, но также
часто непривлекательными и малопривлекательными
для общества.
67
Автономия и независимость
•
Оригинальность подразумевает, что человек делает
что-то отличное от того, что делают другие, и это,
вероятно, проще всего, если он или она независимы
и автономны.
•
Родители многих одаренных детей рассчитывали
на разумную автономию
– Родительские оценки соответствующего возраста для
каждого вида деятельности отрицательно
коррелировали с дивергентным мышлением детей
(Runco & Albert, 1985).
•
Автономия и независимость творческих личностей
может легко привести к развенчанию авторитетов.
– Многим творческим личностям может быть трудно
реагировать на авторитет
•
PICK
Контраиндикативная черта = соответствие
68
Девиантность
•
Индивидуум слишком оригинален, слишком
автономен, ему не хватает осмотрительности или
контроля.
•
Креативность — это отклонение, потому что она
связана со статистически редким поведением.
•
Психоз как отклонение
– Психопатология выявляет странность, тогда как
творчество выявляет контролируемую странность.
PICK
69
Самоконтроль
•
Первый тип самоконтроля — это немедленный
контроль, который мы используем в нашей
повседневной жизни в любой момент, например,
приспосабливаемся к соответствующим формам
поведения, придерживаемся рутины или следуем
графику, чтобы уложиться в срок.
•
Второй тип самоконтроля требует понимания, веры
и видения будущего и мотивирован страстью,
уверенностью в себе и чувством собственного
достоинства.
•
Самоконтроль удовлетворяет функцию полезности
творческого мышления.
PICK
70
Контролируемая странность
•
Человек может быть странным, но контролирует
это.
•
Человек обладает воображением, но также и
реалистичен.
•
Это приводит как к новизне, так и к полезности.
•
Это может привести к контрарианству.
PICK
71
Контрарианство
•
Контрарианец - это тот, кто делает что-то отличное
от того, что делают другие.
•
Контрарианец мыслит не так как другие
•
Контрарианское познание приводит человека к
оригинальным идеям и решениям.
•
Осознанный контрарианизм или мышление
«наоборот»
– «Спор ради спора»: человек не стремится к творчеству,
его оригинальные действия направлены на
привлечения внимания.
– Эти связанные с эгоизмом мотивы сильно мешают
творчеству.
•
Профессиональная маргинальность
– Работа не по основной специальности
PICK
72
Парадоксальная личность
•
Демонстрация противоположных взглядов и/или
поведения одновременно
– Магический синтез
– Гегелевская триада
– Cropley and Cropley (2012)
• Парадокс процесса (дивергентное или конвергентное
мышление)
• Парадокс личностных факторов (инновационная или
адаптивная личности)
• Мотивационный парадокс (внутренняя или внешняя
мотивация)
• Парадокс настроения (порождающие или сохраняющие
чувства)
• Парадокс продукта (радикальный или обычный продукт)
• Парадокс прессы (пресса, ориентированная на свободу
или на необходимость)
•
PICK
Приводит к терпимости неоднозначности
73
Терпимость неоднозначности
•
Позволяет человеку иметь дело с нечеткой
природой проблем, обладающих творческим
потенциалом.
•
Позволяет человеку терпеть ряд вариантов,
которые следует рассмотреть.
•
Предотвращает преждевременное закрытие.
– Некоторым людям не нравится неопределенность,
связанная с отсутствием готового решения.
– Это может привести их к удовлетворенности
• Тенденция принимать первое адекватное решение,
которое приходит в голову, а не откладывать решение и
рассматривать более широкий спектр вариантов.
•
Важно для командной работы (например, мозговой
штурм).
•
Творческим личностям важно принять себя.
PICK
74
Терпимость к риску
•
Креативные идеи являются новыми,
непроверенными и нетрадиционными.
•
Существует риск, связанный с рассмотрением или
обменом этими идеями
•
Человек с низким уровнем толерантности к риску
вряд ли будет рассматривать, исследовать и
делиться новыми идеями.
PICK
75
Импульсивность и авантюризм
•
Люди, курившие марихуану, имели относительно
высокие баллы по тестам на креативность и
авантюризм и относительно низкие баллы на
авторитаризм (Grossman et al., 1974).
•
Когда студентов поощряли к импульсивности, они
создавали больше творческих работ.
•
Импульсивность и авантюризм развивают
творческую асоциальную личность.
PICK
76
Игривость
•
«Работа — это то, что тело обязано делать, а игра —
это то, что тело не обязано делать» (Марк Твен, Том
Сойер)
•
«Все взрослые когда-то были детьми… но лишь
немногие из них помнят об этом» (Антуан де СентЭкзюпери, «Маленький принц»)
•
«Взрослые любят числа» (Антуан де Сент-Экзюпери,
«Маленький принц»)
•
Творческие личности могут
иметь склонность к игривости.
– Игра в миры может включать в
себя своего рода фантазию и мечтания, которые могут
проявляться в построении футуристических или
других воображаемых миров и воображаемых
компаньонов.
PICK
77
Открытость опыту
•
Чувствительность к фантазиям, чувствам, эстетике,
идеям, действиям и ценностям.
•
Воображение и любопытство при рассмотрении
новых идей, ощущений и чувств.
•
Открытость опыту коррелирует с автономией,
нестандартностью и чувствительностью.
PICK
78
Чувствительность
•
Художники имеют биологическую склонность к
необычному уровню чувствительности.
•
Художники — «антенны расы»; они чувствительны к
Zeitgeist (духу времени)
•
Написание и чтение стихов требует чуткости:
«стихи учат вниманию к… тонким различиям».
•
Творческие люди должны быть одновременно
чувствительными и приспосабливаемыми, чтобы
видеть эти нюансы, а также сопротивляться
давлению соответствовать
•
Чтобы справиться с необходимостью
соответствовать требованиям, творческие люди
должны обладать твердой уверенностью в себе.
PICK
79
Уверенность
•
Уверенность – это чувство доверия к кому-либо или чемулибо
– Уверенность в себе – это доверие к себе
•
Уверенность связана с локусом контроля
– Люди с внутренним локусом контроля верят, что сами творят
свою судьбу → уверенность в себе
– Люди с экстернальным локусом контроля верят, что
находятся во власти удачи, судьбы и влиятельных людей.
•
Уверенность в себе способствует творчеству в областях,
ориентированных на производительность, и препятствует
ему в областях сотрудничества.
•
Неуверенность в себе приводит к тревоге
•
Уверенность в себе связана с творческим
самовосприятием
PICK
80
Творческое самовосприятие
•
Творческая самоэффективность
–
–
•
Творческая самоидентификация
–
•
Оценка человеком акта творчества по отношению к своей экзистенциальной
позиции
Креативная самооценка
–
•
Осознание способности производить творческую работу
Это отражает степень, в которой люди способны идентифицировать свой
собственный творческий потенциал.
Индивидуальная оценка собственных творческих способностей при выполнении
конкретной задачи
Креативное метапознание
–
–
Самопознание сильных и слабых сторон собственных творческих способностей
человека.
Контекстное знание того, почему, как, где и когда применять эту творческую
способность
•
В то время как творческая самоэффективность — это способность
творчески выполнять работу, человек с высокой творческой
самоидентификацией будет стремиться делать все творчески, а не только
поставленную задачу, потому что творчество является основой его или ее
самоопределения.
•
Творческая самоидентификация будет положительно связана с
творчеством на работе, потому что люди будут вести себя так, чтобы
подтверждать важную для них идентичность.
PICK
81
Тревога
•
Уверенность в себе: Да, я креативный!
•
Тревога: Действительно ли?
•
Творческая фрустрация
– Сопутствует mental block
– Эмоциональная инъекция в бессознательно
консолидирующийся разум
– Облегчает понимание
– Увеличивает настойчивость
PICK
82
Настойчивость
•
Готовность тратить усилия
•
Важные идеи часто требуют больших затрат времени
–
–
•
Настойчивость помогает творческим личностям бороться с
невзгодами
–
–
•
PICK
Невзгоды могут помочь нам развить настойчивость (см. Модель
двойного пути к креативности).
Ницше: «Все, что меня не убивает, делает меня сильнее».
Творческие личности трудолюбивы и почти одержимы своей
приверженностью к работе.
–
•
Правило 10 лет: человеку может потребоваться десятилетие, чтобы
овладеть знаниями, необходимыми для понимания пробелов и
нюансов в данной области.
В некоторых областях нужно освоить больше знаний, чем в других
Известные творцы часто игнорировали других или даже
злоупотребляли ими, пытаясь завершить свою работу
(антисоциальные тенденции).
Творческие личности не столько настойчивы, сколько внутренне
мотивированы, но они кажутся настойчивыми, потому что они
настолько мотивированы.
83
Мотивация
•
Реактивная (внешняя)
– Для достижения результата, который вознаграждается
деньгами, оценками, принуждением и т. д.
– Реакция на неприятности или дискомфорт
•
Проактивная (внутренняя)
– Основана на получении удовольствия от деятельности,
а не на получении внешнего вознаграждения.
– Движима личным интересом к самой задаче, а не
внешним давлением.
•
Внутренняя мотивация стимулировала творчество,
а внешняя мотивация мешала творческой работе
(Amabile, 1990).
•
И то, и другое заряжает энергией творческого
человека. Как?
PICK
84
Внешняя мотивация
•
"Голь на выдумки хитра"
•
Желание бессмертия
– «Творчество — это стремление к бессмертию. Мы,
люди, знаем, что должны умереть. Как ни странно, у
нас есть слово для обозначения смерти. Мы знаем, что
каждый из нас должен развить мужество, чтобы
противостоять смерти. Но мы также должны
восставать и бороться против нее. Творчество
происходит из этой борьбы, из восстания рождается
творческий акт [выражение] страсти жить после
смерти» (May 1975/1994).
– Творчество = символическое бессмертие
– Страх смерти смягчается самоактуализацией и
открытостью опыту, т. е. творческими чертами (Maslow,
1970; Rogers, 1980).
PICK
85
Страх жизни и смерти
Otto Rank
•
Страх жизни [Lebensangst]
– Тревога рождения
• Вхождение в самость
• Отделение от природы
• Приобретение индивидуальности
– Страх разделения и индивидуации
– Воля к отделению и индивидуализации коррелирует с
творческим импульсом.
•
Страх смерти [Todesangst]
– Тревога смерти
• Возвращение к не-самости
• Союз с природой
• Потеря индивидуальности
– Страх союза и слияния
• Символическое бессмертие художника может быть достигнуто
путем отождествления себя с коллективной волей своей культуры
и религии.
PICK
86
Внутренняя мотивация
•
У спортсменов «любовь к
игре»
Дошкольники играли фломастерами. Всем
было весело.
•
Чистая радость ученых от
открытий
•
Неустанная потребность
художников
самовыражаться
Через две недели их разделили на 3 группы:
1. Снова дали фломастеры и попросили что-то
нарисовать без какой-либо награды
2. Обещали награду за игру фломастерами
3. Играли фломастерами, а потом неожиданно
получили вознаграждение.
–
–
•
PICK
«искусство ради
искусства» (Moritz, 1785)
«свободное искусство»
против «наемного
искусства»
(Экономимезис Деррида)
Основной мотивацией
творчества является
врожденная потребность
в самоактуализации
(Rogers, 1995).
Через неделю им снова представилась
возможность поиграть фломастерами (без
упоминания вознаграждения).
Группа 1 (красная) играла по-прежнему
Группа 2 (синяя) играла больше (ожидая
награду)
Группа 3 (желтая) потеряла интерес (награда
не была обещана)
87
Самоактуализация
•
Мы внутренне мотивированы
актуализирующей тенденцией
– Склонность выражать и активировать
все способности организма или
самости.
•
Самоактуализирующийся человек
соприкасается с внутренним опытом,
который по своей сути способствует
росту (организмический процесс).
•
Это наш подсознательный
проводник, который оценивает опыт
с точки зрения его потенциала роста.
– Мы биологически знаем, что хорошо
для собственного роста, а что плохо
– Это запрограммировано, и у каждого
человека есть свои ценности.
PICK
88
Самопродвижение
•
Многие творческие люди занимаются
самопродвижением.
– Пикассо, Стравинский, Ганди, Фрейд, Грэм, Эйнштейн, Элиот
•
Мы их знаем, потому что они были абсолютно
выдающимися или потому, что они успешно продвигали
себя?
•
Другие не продвигали
– Ричард Фейнман пренебрегал почестями
– Чарльз Дарвин избегал споров о теории эволюции.
– Боб Дилан часто избегает публичности.
• «Если бы кто-нибудь когда-нибудь сказал мне, что у меня есть
хоть малейший шанс получить Нобелевскую премию, я должен
был бы думать, что у меня были бы примерно такие же шансы, как
стоять на Луне».
•
Создание впечатления
– Кто-то может даже продвигать себя, говоря
самоуничижительные вещи и изображая скромность.
– Самореклама и создание впечатления — напрасные
инвестиции (или нет?)
PICK
89
Интроверсия
•
Состояние интереса к собственному ментальному
«я»
•
Интроверты обычно воспринимаются как более
сдержанные или задумчивые.
•
Эмпирические данные
– Скромность сигнификантно коррелирует с творческим
потенциалом детей (Cheek & Stahl, 1986).
– Незначительная корреляция между интроверсией и
креативностью
•
PICK
То, что иногда кажется интроверсией, на самом
деле просто сосредоточенность или
приверженность задаче, что отнимает время от
других занятий, включая общение.
90
Психологическая андрогинность
•
Анима – внутренняя женщина мужчины
– Подавленные или недоразвитые женские качества
мужчины
– Анима представляет Эрос, принцип родства
•
Анимус – внутренний мужчина женщины
– Подавленные или недоразвитые мужские качества
женщины
– Анумус представляет отцовский
Логос, логика и разум
•
PICK
Психологическая андрогинность
важна как для психологического
здоровья, так и для творчества.
91
Креативная личность
Автономия
Гибкость
Предпочтение сложности
Принятие риска или
толерантность к риску
Внутренняя мотивация
Открытость опыту
Психологическая
андрогинность
Чувствительность
Самоэффективность
Игривость
Широкие интересы и
любознательность
Терпимость к
двусмысленности
PICK
92
Культурные различия в
креативности
PICK
93
Культура
•
Набор верований, моральных норм, обычаев, и
социального поведения определенной нации или
группы людей, чьи общие убеждения и обычаи
определяют конкретное место, класс или время, к
которому они принадлежат.
•
Набор общих ментальных моделей, культурных
сценариев и «интерпретационных фреймов»
характеризует этих людей и предлагает стратегии
решения проблем и выхода из различных ситуаций
культурно-специфическим образом.
•
Влияет ли культура на творчество?
PICK
94
Zeitgeist
•
«Дух времени»
– Совокупность знаний и мнений, доступных в любое
время человеку, живущему в данной культуре (Boring,
1971).
– Господствующий набор идеалов и убеждений,
мотивирующих действия членов общества в
определенный период времени (Википедия)
– Общий интеллектуальный, моральный и культурный
климат эпохи (Merriam-Webster)
– Общее настроение или качество определенного
периода истории, о чем свидетельствуют идеи,
верования и т. д., распространенные в то время
(Оксфордский диктант).
•
PICK
У разных культур разный дух времени
95
Zeitgeist – Креативность
•
Zeitgeist вдохновляет творческое мышление
•
Продукт творческого мышления делает вклад в
Zeitgeist
•
Zeitgeist — это творчество; творчество – это Zeitgeist
PICK
96
Культурная перспектива
•
Различаются ли культуры в восприятии творческой
конструкции?
– Эксплицитные определения творчества
– Имплицитные определения творчества
•
Влияет ли культурный бэкграунд на творческие
способности?
•
Влияет ли культурный бэкграунд на оценку
творческих способностей?
PICK
97
Культурные измерения Хофстеде
Power distance
The extent to which the less powerful members of
institutions and organizations within a country expect and
accept that power is distributed unequally
Individualism
The degree of interdependence a society maintains among
its members
Masculinity
What motivates people, wanting to be the best
(Masculine) or liking what you do (Feminine)
Uncertainty avoidance
The extent to which the members of a culture feel
threatened by ambiguous or unknown situations and have
created beliefs and institutions that try to avoid these
Long-term orientation
how every society has to maintain some links with its own
past while dealing with the challenges of the present and
future
Indulgence
The extent to which people try to control their desires and
impulses
PICK
98
Культурные измерения Хофстеде
https://www.hofstede-insights.com/country-comparison/
Russia vs. USA
PICK
99
Индивидуализм / коллективизма
•
Независимая и взаимозависимая точка зрения
– Индивидуалистические общества имеют слабые связи,
которые часто связывают человека только с его / ее
ближайшими родственниками.
– Коллективистское общество имеет тесно
интегрированные отношения с расширенными
семьями и другими группами.
•
Это различие основано на степени подчинения
личных целей индивидуума целям некоего
коллектива.
– Индивидуалистическое общество ценит уникальные
качества человека, его инициативу и достижения.
– Коллективистское общество ценит согласие с
сообществом и соответствие другим.
PICK
100
Индивидуализм / коллективизма
•
Индивидуалист
– Люди независимы и сосредоточены на внутренних мыслях
– Экзистенциальная проблема: самовыражение и отличие от
других
– Знаменитость в США
• Внешность, успешная карьера, богатство, скандалы — все, что
выделяет вас из толпы, считается добродетелью.
•
Коллективист
– Люди взаимозависимы и сосредоточены на том, чтобы
приспособиться к другим.
– Экзистенциальная проблема: подчинение нуждам и
требованиям общества
– Иранская социальная система
• Независимые нетрадиционные способы мышления не
заслуживают высокого мнения
• Люди с очень разными взглядами и поведением рассматриваются
как необычные или странные.
• Скромность очень характерна для моделей общения большинства
иранцев. Они редко чувствуют себя комфортно, приписывая себе
заслуги, хороший вкус или выбор, и склонны смущаться в
результате чрезмерной похвалы.
PICK
101
Культурные различия
•
Политика
– Демократические и авторитарные режимы
– Тоталитарные режимы демонстрируют низкую
терпимость к девиантным группам
– Пуританские религиозные правила значительно
ограничивают личную свободу
PICK
102
Культурные различия
•
Образование
– Коллективистская система образования
• Подчеркивает манипулирование существующими
знаниями, что приводит к нахождению единственного
правильного решения (КМ)
• Поощряет запоминать ответы, данные другими, вместо
того, чтобы находить свои собственные
• Препятствует исследованию проблемы и поиску новых
решений
– Индивидуалистская система образования
• Развивает индивидуальные интересы и способности,
поддерживающие критическое мышление и творчество
PICK
103
Культурные различия
•
Семья
– Стиль воспитания
• Коллективное авторитарное воспитание
• Индивидуалистическое авторитетное воспитание
– Роль родителей
• Родители-коллективисты и старейшины играют важную
роль в принятии решений о браке, покупке дома, выборе
профессии или области образования.
• Родители-индивидуалисты передают право принятия
решений детям
– Отношения между родителями и детьми
• Родители-коллективисты воспитывают зависимых и
более послушных детей
• Родители-индивидуалисты воспитывают общительных,
дружелюбных и независимых детей.
PICK
104
Культурные различия
•
Индивидуалистская креативность
– Нестандартные способы мышления
– Акцент на индивидуальных особенностях, которые
способствуют уникальному, творческому стремлению
человека
– Бросьте вызов толпе (ср. Sternberg & Lubart, 1995)
•
Коллективистская креативность
– Приверженность социокультурным нормам и
традициям
– Акцент на социальных и моральных ценностях
творческого участия, часто по отношению к обществу.
– Следуй за толпой (ср. Sternberg & Lubart, 1995)
PICK
105
Коллективистская креативность
•
Дао = Инь + Ян (Книга Перемен)
– Дао создает Вселенную
– Природа Дао – это благо (включая нравственное благо)
– Так как Дао хорошо, сотворенная вселенная по своей сути
хороша, и, следовательно, человек, рожденный в этой
вселенной, также по своей сути хорош.
•
Творческая деятельность всегда заключает в себе добро,
и это, а не новизна, должно быть акцентом творческих
достижений (Конфуций).
– Творческий акт, который просто приносит что-то новое, не
считается ценным примером творчества, если ему не хватает
добра.
– Такая доброта также направлена на коллективное
существование или вклад во все общество.
– Творческие личности должны не только удовлетворять свои
собственные человеческие потребности, но и посвящать себя
другим людям и интересам общества в целом.
PICK
106
Культурные различия
•
Индивидуалистская креативность
– Новизна продукта
– Прагматические аспекты решения проблем
•
Коллективистская креативность
– Внутренний рост
– Личное удовлетворение
– Эстетические аспекты творческого решения проблем
(Lubart, 1999; Raina, 1999; Westwood & Low, 2003)
PICK
107
Горизонтальные и вертикальные традиции в искусстве
•
Горизонтальная
(типична для индивидуалистических культур)
– Символы, методы и цели искусства подвержены
модификации и даже радикальному изменению.
•
Вертикальная
(типична для коллективистских культур)
– ограничивает как содержание, так и приемы
художественного произведения и уделяет больше
внимания эстетическим ценностям продукта
PICK
108
Поэзия
•
Горизонтальная традиция
(западная поэзия)
– Инновации в поэтической технике,
размере стиха и словоупотреблении.
– Классический греческий размер
(например, дактилический, в котором
используются стихи длиной в шесть
футов)
József Bíró
– Классический французский размер
(александрийский: 2 полустишия по 6
слогов в каждом)
古池や蛙飛び込む水の音
– Свободный стих поэзии
ふるいけやかわずとびこ
– Визуальная поэзия
むみずのおと
•
Вертикальная традиция
(восточная поэзия)
fu-ru-i-ke ya (5)
ka-wa-zu to-bi-ko-mu (7)
mi-zu-no-o-to (5)
– японское хайку
– Сохранил свою форму и тему на
протяжении всей истории: три строки,
содержащие пять, семь и пять слогов
соответственно, и сезонная ссылка.
PICK
old pond
frog leaps in
water's sound
Bashō
109
Искусство
•
Горизонтальная традиция (западное
искусство)
– Ориентация на новизну и
радикальный отказ от существующей
парадигмы
•
Вертикальная традиция (восточное
искусство)
– Вдохнуть новую сущность в
существующие идеи, чтобы отразить
собственные ценности и убеждения
человека (конфуцианская эстетика)
– Традиционная арабская каллиграфия
или китайская живопись кистью
Joseph Beuys die Fettecke
• старые идеи должны быть плавно
изменены, чтобы соответствовать
новым обстоятельствам
– Аутентичное восприятие художника
становится творческим инструментом,
улавливающим «дух» изображаемого
объекта.
PICK
Pu Ru Thutched Hut
110
Культурные различия
•
Индивидуалистская креативность
– Новинка
– Полезность
•
Коллективистская креативность
– Эстетика
– Аутентичность
PICK
111
«Западный» уклон в исследованиях креативности
•
Запад > Восток на тестах креативности
– e.g., Jaquish & Ripple, 1985; Jellen & Urban, 1989; Kharkhurin &
Samadpour Motalleebi, 2008; Niu & Sternberg, 2001
•
Концептуальный недостаток
– Запад ≠ Индивидуалист; Восток ≠ Коллективист
– Различие в восприятии понятия креативности
как такового
•
Культурные предубеждения тестов креативности
PICK
112
Запад ≠ Индивидуализм
Восток ≠ Коллективизм
•
Различие между Западом и Востоком представляет
собой неутонченный, если не упрощенный взгляд
на богатое разнообразие социокультурных
ценностей и норм, существующих в этих
географических точках.
•
Западный и восточный миры кажутся
неоднородными в отношении доступных
социальных и культурных конструктов.
•
Западная мысль относится к европейскоамериканской традиции, начиная с эпохи
Возрождения.
•
Восточная мысль относится к традиционным
культурам, встречающимся в определенных частях
Азии и Африки.
PICK
113
Оценка креативности
•
Индивидуалистическая креативность =
новизна и полезность
•
Коллективистская креативность =
эстетика и аутентичность
PICK
114
Запад – Восток
•
Иранцы набрали меньше баллов по
креативности (Kharkhurin &
Samadpour Motalleebi, 2008).
•
Индивидуалистическая
интерпретация
17.00
Originality
– Предписанные ритуальные модели
поведения таароф
– Иранцы представляют наиболее
распространенные традиционные
ответы вместо того, чтобы искать
оригинальные решения
18.00
16.00
15.00
14.00
13.00
•
Коллективистская интерпретация
Russia
USA
Iran
Country
– Смирение
– Иранцы не воспринимали
оригинальность как важную
составляющую творческого
поведения.
PICK
115
Эксплицитные определения креативности
•
PICK
The International Handbook of Creativity (Kaufman &
Sternberg, 2006)
– Авторы из англоязычных стран делают акцент на
когнитивном подходе к творчеству, в частности на
дивергентном мышлении.
– Немецкоязычные авторы сосредотачиваются на когнитивных
процессах при творческом решении проблем.
– Франкоязычные страны сочетают психодинамические и
психометрические традиции в исследованиях креативности
– Скандинавские ученые придерживаются экзистенциального
подхода к творчеству.
– Польская наука развивается вокруг повседневных
творческих достижений, так называемого малого творчества.
– Израильская литература рассматривает взаимосвязь
творчества и решения реальных проблем.
– Китайские исследователи сосредотачиваются на социальных
влияниях в творческом предпринимательстве
– Советско-российские ученые рассматривают истоки
творчества в гештальтпсихологии, переосмысленной в
рамках марксистской психологии.
116
Имплицитные определения креативности
•
Некоторые характеристики схожи в разных
культурах (Аргентина, Бразилия, Китай, Куба,
Индия, Румыния, Сингапур, Южная Корея, США,
Великобритания).
– Когнитивные навыки
• способность устанавливать связи, задавать вопросы,
использовать воображение, гибко мыслить,
экспериментировать с идеями
– Характеристики личности
• независимость, уверенность в себе, настойчивость
– Мотивационные атрибуты
• высокая энергия, амбиции, энтузиазм
PICK
117
Имплицитные определения креативности
•
Некоторые характеристики различаются в разных
культурах
– В Северной Америке, но не в Китае
• чувство юмора, эстетическая, художественная
направленность
– В Китае, но не в Северной Америке
• вдохновляет людей, вносит вклад в прогресс общества и
ценится другими
•
Некоторые характеристики творческих людей
рассматриваются как негативные в некоторых
культурах.
– Несоответствие, экспрессивность и напористость
рассматриваются китайскими учителями как
бунтарство, самоуверенность и эгоцентризм.
– Творческих людей корейцы характеризуют как
равнодушных к чужому мнению, упрямых,
конфликтующих в рабочих коллективах, грубых или
ненормальных.
PICK
118
Современная литература о творчестве
•
Культурные аспекты среды оказывают
значительное влияние как на уровень творческого
потенциала, так и на оценку креативности.
•
Культурные ценности и нормы определяют и
формируют концепцию творчества, что, в свою
очередь, может влиять на способ восприятия и
воплощения творческого потенциала.
•
«Никакое объяснение творчества не может быть
удовлетворительным, если оно не включает
культуру» (Glăveanu, 2010, стр. 151).
PICK
119
Влияние культуры на креативность
•
Люди из разных культур могут иметь разные
представления о творчестве.
•
Люди из разных культур могут использовать разные
психологические процессы, когда занимаются
творчеством.
•
Язык может влиять на развитие творчества
•
Окружающая среда может либо способствовать,
либо снижать творческий потенциал людей
PICK
120
Обязательная литература
– A Review of Creativity Theories (Cambridge handbook
of creativity, ch. 2)
– Creative Cognition (Multilingualism and Creativity, ch. 1)
PICK
121