Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства, их взаимосвязь и взаимозависимости

Процесс обучения характеризуется целостностью и системностью. Он являет собой сосредоточение разнообразных элементов, которые взаимосвязаны друг с другом и в процессе тесного взаимодействия составляют основу организация процесса обучения.

По своей структуре процесс обучения состоит из:

  • целевого элемента;
  • мотивационного;
  • содержательного;
  • операционного;
  • координационного;
  • аналитического.

Процесс обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Процесс обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Каждый элемент учебного процесса имеет свое особое значение и выполняет конкретную функцию.

Содержание и цели процесса обучения

Наличие целевого компонента в образовательном процессе связано с выполнением им системообразующей функции. Постановка целей является первоначальным этапом организации учебного процесса. От целеполагания зависит содержание образовательного процесса, его методы и формы организации, используемые в ходе его осуществления средства.

Цели образования отражают разрешение вопроса «для чего необходимо обучение?» и «что оно принесет в конечном итоге?». Постановка целей определяет разрешение конкретных проблемных моментов в различных сферах жизнедеятельности т.е. определяется совокупность знаний и навыков, развитие способностей решения проблем и преодоления трудностей, формирование убеждений, установок учащегося по итогам прохождения процесса обучения.

Постановка учебных целей должна носить полный и разнообразный характер. Они должны быть сформулированы на языке тех задач, которые предполагают усвоение системы знаний и навыков в процессе протекания учебного процесса, чтобы их успешно разрешить.

«Основные компоненты обучения: цель, содержание, формы, методы и средства, их взаимосвязь и взаимозависимости» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Процесс образования является социально значимым и организуемым по определенным правилам и нормам. Он основывается на передаче социального опыта между поколениями, посредством которого происходит развитие личности и ее социализация. В этой связи, цели образования должны быть поставлены таким образом, чтобы их реализация позволила учащимся освоить определенный объемом знаний и развить конкретные навыки, а итоговый результат достижения цели должен приносить обществу пользу.

В процессе достижения целей образования происходит раскрытие и развитие творческих способностей личности. Мероприятия по достижению целей должны быть ориентированы на раскрытие проблем современного общества и рассмотрение ситуации в обширном контексте связей.

Поставленные образовательные цели определяют последующее содержание образования, программ обучения и воспитания. Содержание образования должно включать в свой состав следующие компоненты:

  • опыт познавательной деятельности, включающий теоретические знания и практические навыки в различных сферах жизнедеятельности: природе, социальной среде, политике, технологической сфере, физиологическом устройстве организма, мыслительной деятельности. Формирование этих знаний позволяет создать образ реальной картины мироздания в сознании учащихся, развить навыки оптимального методологического подхода к процессу познания и практической реализации, освоенной информации;
  • опыт репродуктивной деятельности, состоящий и усвоения различных приемов деятельности, проявляющихся в виде реальных умений и их практической реализации;
  • опыт творческой деятельности, базирующийся на выборе нестандартных методов и средств для решения определенных задач и способности применения знаний и умений в новых, необычных ситуациях;
  • опыт эмоционально-ценностных отношений. Он основывается на выработке определенного отношения к окружающей действительности: природе, обществу и людям. В процессе обучения происходит формирование системы ценностей, на которой основывается эмоциональное восприятие личности.

Формы, методы, средства обучения и их взаимосвязь

На основе поставленной цели образования осуществляется выбор форм, методов и средств, применяемых для продуктивной организации процесса обучения.

Методы и средства должны однозначно соответствовать цели образования, его содержанию и закономерностям организации. При этом, они не всегда имеют связь друг с другом, поскольку одни и те же средства подходят для применения с разными методами.

Методы обучения являются способами, путями и направлениями деятельности всех участников образовательного процесса, ориентированными на решение образовательных задач и достижения целей. Методы обучения могут иметь наглядный вид, словесный, иметь форму видеопредставления, проходить в форме экспериментальной деятельности.

В качестве средств обучения применяются разнообразные объекты, которые создаются непосредственно человеком или природной средой и используются для организации продуктивной образовательной деятельности.

Средства обучения выполняют познавательную функцию т.е. способствуют усвоению знаний и облегчают этот процесс. Помимо этого, им отводится формирующая и дидактическая функция. Формирующая функция связана с развитием познавательных способностей, личностных качеств. Дидактическая функция средств обучения является стимулирующей, поскольку она помогает развить познавательную активность учащихся и делает процесс обучения проще и доступнее.

Замечание 2

Применение средств обучения происходит либо посредством их реализации в готовом виде, либо, путем их конструирования в совместной деятельности педагога и учащегося и разработки алгоритма их применения.

В любом случае между всеми составными элементами образовательного процесса прослеживается тесная взаимосвязь. Цель образования определяет итоговый показатель педагогического взаимодействия, который должен быть достигнут при взаимодействии педагога и учащегося в процессе прохождения совместного учебно-воспитательного процесса.

Содержание образовательного процесса конкретизируется для достижения, поставленных целей обучения, а методы и формы передают содержание образования.

Формы образовательного процесса необходимы для логического обоснования педагогического процесса. Они определяют каким именно образом будет происходить взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса, чтобы реализовать содержание обучение и достичь продуктивных результатов и поставленных целей.

Взаимосвязь компонентов обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Взаимосвязь компонентов обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 20.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot