Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура процесса обучения

Определение 1

Процесс обучения - это совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и учащихся, направленных на обеспечение сознательного и прочного усвоения системы знаний

Основные компоненты структуры обучения

Процесс обучения представлен двумя взаимосвязанными процессами, а именно преподавание и учение.

Замечание 1

Процесс учения – это организованная деятельность учащегося и коллектива учащихся.

Процесс преподавания – это организованная деятельность педагога.

Любой процесс предполагает движение вперед и по своей структуре является совокупностью действий, направленных на достижение определенного результата.

Процесс обучения – это взаимосвязанные между собой компоненты деятельности, объединенные общей целью, мотивами, содержанием, способами действий и контролем за ними.

Исходя из этого, можно представить структуру процесса обучения, состоящую из следующих компонентов:

  1. Целевые
  2. Стимулирующе-мотивационные
  3. Содержательные
  4. Операционно-деятельностные (включают методы, способы, приемы и формы обучения)
  5. Контрольно-регулировочные
  6. Оценочно-результативные.

Данные компоненты, отражают весь процесс обучения и взаимодействия педагога с учащимися с момента постановки целей до получения конечного результата. При этом необходимо иметь в виду, что все компоненты процесса обучения характеризуют как весь процесс, так и его отдельные части, особенности взаимодействия педагога и учащихся, специфику изучения каждой отдельной дисциплины.

Замечание 2

Таким образом, структура процесса обучения представлена рядом взаимосвязанных между собой компонентов, направленных на достижение целей обучения.

«Структура процесса обучения » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика основных компонентов процесса обучения

Целевой компонент структуры процесса обучения – направлен на осознание педагогами и принятие учащимися учебной цели. Цель может быть поставлена общая на весь процесс обучения, а также краткосрочная на период изучение дисциплины, темы или раздела. Цель обучения определяется целями, которые стоят перед обществом и образовательными организациями по подготовке подрастающего поколения.

В рамках конкретного учебного цикла цели и задачи обучения устанавливаются согласно требованиям образовательной программы, а также с учетом особенностей учащихся (возрастных, психологических и т.п.), уровня их подготовки (то есть имеющихся исходных знаний), уровня подготовки самого педагога, материальной обеспеченности учебного заведения и других факторов.

Стимулирующе-мотивационный компонент структуры процесса обучения. Данный компонент предполагает, осуществление педагогом мер, направленных на стимулирование у учащихся интереса в обучении и потребности в получении новых знаний. Стимулирование должно не просто побуждать к обучению, а порождать положительные мотивы обучения. Суть этого компонента состоит в единстве стимулирования и мотивации учащихся.

Компонент содержания процесса обучения – определяется и устанавливается учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами и методическими указаниями по изучению конкретного учебного предмета. Содержание каждого учебного занятия устанавливается педагогом на основании поставленной учебной задачи, уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в учении.

Операционно-деятельностный компонент процесса обучения, является одним из тех компонентов, которые отражают всю сущность обучения. Именно в совместной деятельности педагога и учащихся реализуется поставленная цель обучения. Осуществление данного компонента достигается путем использования разнообразных методов, средств, приемов и способов преподавания.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения, включает в себя ряд составляющих, таких как:

  • контроль за ходом обучения и решением поставленных педагогом задач;
  • самоконтроль со стороны учащихся за правильностью выполнения конкретных учебных заданий, операций и т.д.

Реализация контроля осуществляется посредством проведения разнообразных проверочных работ, представленных устными и письменными формами (лабораторные работы, тестирование, опросы, зачеты, экзамены и т.д.).

Самоконтроль осуществляется в форме самостоятельных проверок учащимися уровня усвоения учебного материала, посредством выполнения упражнений, решения задач и т.д.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения – предусматривает осуществлении оценки педагогом и самооценки учащимися достигнутых результатов обучения, а также соответствие полученных знаний поставленным задачам.

Закономерная зависимость компонентов процесса обучения

Поскольку в структуру любого процесса входят не только компоненты, включенные в него, но и связи между ними, все компоненты процесса обучения должны рассматриваться в рамках их взаимоотношений и взаимосвязи друг с другом:

  • Цель обучения определяет его содержание.
  • Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения.
  • В процессе обучения необходимо отслеживать и регулировать процесс, приближая его к оптимальному варианту.
  • Наконец, все компоненты процесса обучения во всей их полноте обеспечивают конечного результата обучения

Все компоненты учебного процесса расположены в определенной логике, вытекающей из их регулярной зависимости друг от друга. Указанная последовательность и содержание компонентов в процессе обучения является наиболее типичной.

Но в зависимости от специфики учебных задач, способностей учащихся, уровня их отношения к предмету, определенные компоненты процесса будут применяться в большей или меньшей степени, а иногда и вовсе исключены из цикла. Например, не всегда необходимо применять специальные меры для стимулирования обучения, если известно, что учащиеся положительно относятся к изучению этой темы. Точно так же контроль со стороны педагога не всегда необходим. Иногда достаточно самоконтроля со стороны учащихся.

Замечание 3

Таким образом, необходимо творчески подходить к разработке и реализации структурных компонентов процесса обучения, не допускать стандартов и шаблонов, учитывать особенности конкретной учебной ситуации.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 28.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot