Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Потребности и мотивы личности

Содержание статьи

Важная роль в структуре личности отводится сфере принадлежащих ей потребностей и мотивов. Именно они побуждают человека к деятельности (труду, общению и т. п.), которая позволяет установить социальные связи с миром.

Потребности, их виды

Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо; потребности характеризуют зависимость личности от конкретных условий существования.

Традиционным признается распределение потребностей на две группы: по их предмету (содержанию) и по происхождению. По предмету, то есть по тому, на что они направлены, потребности можно разделить на материальные и духовные. В соответствии с происхождением выделяют естественные (или биологические) потребности, то есть те, которые пришли к человеку от его животных предков, и культурные потребности, вызванные культурными условиями жизни личности.

К естественным потребностям человека относят все его витальные потребности, такие как необходимость питаться, спать, продолжать род и т. п. Если в течение длительного времени невозможно удовлетворение перечисленных нужд организма, человек перестает существовать не только как личность, но и как живое существо, индивид, начинается нарушение гомеостаза организма и обмена веществ. Но при этом в отличие животных человек способен осознанно сдерживать удовлетворение многих потребностей. Научно доказано, что при полном отсутствии пищи человек может прожить несколько десятков дней. Но с другой стороны, все естественные потребности человека связаны с культурными традициями, то есть в культуре заложен сам способ их удовлетворения (этого также нет в мире дикой природы).

К культурным относятся потребности в объектах материальной и духовной культуры. Особняком стоит такая группа культурных потребностей, как потребность в культурном характере отдыха, труда, потребность в хобби, увлечениях и т. п.

Материальной (по содержанию) потребностью личности признается потребность в использовании продуктов материального производства, орудий труда и т. п. Например, потребности в стуле, компьютере – это материальные потребности, но в отличие от витальных они не заложены в организме на биологическом уровне. Витальные потребности также можно считать материальными, например, в том случае, если человек испытывает потребность в еде определенного рода, качества, стремится получать удовольствие от приема пищи, а не лишь удовлетворение потребности.

Готовые работы на аналогичную тему

Группу духовных потребностей составляют познавательные, эстетические и нравственные потребности (последние выделяют лишь несколько авторов). Удовлетворение познавательных потребностей возможно в процессе познания, а в качестве проявления данных потребностей выступают интересы личности. Эстетические потребности строятся на необходимости восприятия произведений искусства, литературы, кинематографа.

Нравственные потребности реализуются в следовании нормам, принципам нравственности, свершении нравственных поступков и деяний. На данном этапе развития человечества духовные потребности связаны с обладанием соответствующими ценностями (эстетическими, нравственными и т. д.), хотя проблема личностных ценностей лишь с недавнего времени начала активно разрабатываться в психологии.

Различные по типам потребности человека могут выступать источником мотивов личности, реализоваться в них.

Мотивы личности

Как известно, любая активность человека является мотивированной.

Определение

Мотив (от лат. moveo – «двигаю») – это движущая и направляющая сила деятельности. Мотивы всегда регулируют деятельность: они определяют ее общее направление, которое строится в соответствии с потребностями человека, обусловливают силу, интенсивность, энергетику деятельности.

Мотивы поведения человека весьма разнообразны. По утверждению А. Н. Леонтьева, «мотивами называют инстинктивные импульсы, биологические влечения и аппетиты, а равно переживание эмоций, интересы, желания; в пестром перечне мотивов можно обнаружить такие, как жизненные цели и идеалы, но также и такие, как раздражение или удар электрическим током».

Нередко вместо термина «мотив» употребляют и более общее понятие «мотивационное образование», которое характеризует не только мотивы, но и потребности, установки и ценности личности, нормы поведения и т. д.

Однако при рассмотрении мотивов лишь в качестве конкретного проявления соответствующих потребностей, потребности предстают как источник активности человека, а мотивы как «рулевое колесо», задающее конкретное направление деятельности.

Функции мотивов

Классификация функций, выполняемых мотивами, представлена в работах А. Н. Леонтьева, А. Б. Орлова и некоторых других исследователей. Обобщая различные точки зрения, можно выделить следующие функции мотивов:

  1. функция активации деятельности, или стимулирующая функция. Она сводится к тому, что мотивы порождают активность личности, стимулируют ее;
  2. функция направленности. Мотивы корректируют направление деятельности человека, задают определенный «вектор» активности;
  3. побудительная функция. Мотивы, стимулируя деятельность, выступают ее первопричиной, а сама деятельность становится лишь следствием влияния мотива. Функция побуждения характеризуется силой, напряженностью, интенсивностью стремлений человека к определенного рода занятиям; данные стремления могут быть различными у разных людей;
  4. смыслообразующая функция. Она связана с тем, что мотив способен придавать деятельности человека личностный смысл, понимаемый как соотношение мотива и цели деятельности (А. Н. Леонтьев). Нередко деятельность разных людей подчинена одной и той же общественно значимой цели (так, целью деятельности учащегося является получение соответствующего образования). Однако достижение данной цели может быть обусловлено разными личностными смыслами, которые варьируются в зависимости от того, какой мотив движет человеком. К примеру, студент может учиться для того, чтобы получить диплом, приобрести знания в конкретной сфере деятельности или оправдать ожидания значимого окружения;
  5. интегративная функция. По мнению В. А. Ганзена, психика человека способна выполнять не только функцию отражения, но и интегративную функцию. Данное утверждение в полной мере может быть применено и к мотивам личности. Так как человек – существо социальное, то и мотивы его деятельности сопряжены с включением определенных результатов проделанной «работы» в окружающую социальную среду. При этом естественные потребности человека не способны к интеграции индивида и социума (по Д. Леонтьеву, «в своих потребностях человек всегда одинок»). А ценности и мотивы, напротив, играют роль интегрирующего фактора в процессе взаимодействия людей (это можно отнести к нравственным, религиозным, эстетическим и др. ценностям);
  6. регулятивная функция мотивов. Данная функция обобщает все предыдущие и сводится к следующему: мотив подчиняет поведение человека тому, ради чего оно осуществляется.

Перечисленные функции могут быть отражены в различных мотивах и в разной степени. Кроме того, многие мотивы являются ситуативными, то есть проявляются лишь в конкретной ситуации. Однако по утверждению новосибирского психолога В. Г. Леонтьева, на всем протяжении процесса мотивации деятельности последовательно проявляются все основные функции мотивов. Также данный исследователь предлагает учитывать еще одну функцию мотивов, ранее не рассмотренную другими учеными, – целемоделирующую.

Виды мотивов

Как уже отмечалось, существует огромное многообразие мотивов. По мнению А. Н. Леонтьева, в зависимости от преобладания той или иной функции мотивы можно дифференцировать на мотивы-стимулы и мотивы-смыслы. Первые лишь стимулируют активность человека, вторые – придают этой активности личностный смысл.

Также традиционным принято разделение мотивов на две обширные группы – неосознанные и осознанные мотивы.

Неосознаные мотивы построены на функциях побуждения и регуляции; выступают стимулами деятельности, однако данный факт человеком не осознается. К неосознанным мотивам можно отнести влечения и установки (разновидностью последних являются социальные установки, называемые в западной психологической традиции атитьюдами).
Определение

Установка – неосознаваемая человеком готовность к определенной деятельности, порождаемая объективно существующей потребностью и ситуацией.

Так, если человек привык удовлетворять ту или иную потребность в конкретной ситуации, у него наблюдается неосознанное побуждение к воспроизведению того же самого способа деятельности, который ранее в этой ситуации приводил его к успеху. С данной точки зрения правомерна схема: установка = потребность + ситуация. Если привычный способ деятельности не срабатывает, происходит акт смены установки. Как правило, данный акт уже является осознанным и протекает с участием воли.

Влечение – это не в полной мере осознанная потребность, которая становится побуждением к определенной деятельности. Разновидностью влечения может быть признано неосознаваемое влечение ребенка к игре. Кроме того, на примере влечения можно проследить, как потребность перетекает в мотив.

К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, идеалы, стремления и т. д.

Интерес – это эмоционально переживаемая познавательная потребность. Интерес является движущей силой познавательной активности человека. Интересы можно классифицировать по широте (объему), устойчивости и глубине. По широте интересы бывают, соответственно, широкие и узкие. Широкие интересы – это интересы одновременно к нескольким различным видам деятельности, например, интерес школьника к шахматам, информатике и искусству. Узкие интересы – это интересы к одному виду деятельности или к двум схожим. Устойчивые интересы наблюдаются на протяжении нескольких лет или даже всей жизни человека, а неустойчивые могут длиться не более одного-двух месяцев. Глубокие интересы именуются также содержательными. Примером глубоких интересов может быть интерес к музыке, при котором ученик изучает биографии композиторов, анализирует музыкальные направления, стили музыки и т. д. В случае поверхностных интересов к музыке учащийся ограничивается прослушиванием записей популярных песен.

Убеждения – это вид мотивов, связанных с мировоззрением человека. Убеждения – это такие мотивы личности, которые связаны с осознанной потребностью человека поступать в соответствии с признаваемыми им взглядами и принципами. То есть убеждения предполагают активный характер мировоззрения человека, они связаны с претворением его собственных принципов в реальную жизнь.

Идеалы – это мотивы личности, которые связаны с ее стремлением к нравственному совершенству. По своему содержательному наполнению идеалы приближаются к личностным ценностям.

Стремления – это такие мотивы поведения, для реализации которых пока не сложились соответствующие условия. В связи с этим возникает особая деятельность, направленная на подготовку условий, на основе которых данные стремления могут реализоваться. Стремления, как и личностные ценности, идеалы и убеждения относятся к числу надситуативных мотивов.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Анжелика Ивановна Иванова

Эксперт по предмету «Психология»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис