Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Понятие образовательно-воспитательной системы

Образовательные стандарты и программы

Определение

Образовательные стандарты - государственные нормативные документы, в которых раскрываются основные цели обучения и воспитания, обязательные требования к структурной и содержательной части образования.

Образовательные стандарты представлены федеральным и национально-региональным компонентами.

Стандарты определяют:

  • содержание основных образовательных программ;
  • максимальный уровень учебной нагрузки;
  • требования к уровню подготовки выпускников;
  • параметры объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Для обучающихся с нарушением в психофизиологическом и физическом развитии, установлены специальные стандарты образования. На их основе готовятся учебно-методические документы, направленные на соответствующие технологии обучения.

На основе требований образовательного стандарта разрабатываются примерные образовательные программы, которые определяют содержание образования всех уровней. У образовательного учреждения есть право на договорной основе реализовывать дополнительные образовательные программы.

В России образовательные программы подразделяются на две большие группы:

  • общеобразовательные;
  • профессиональные.

К общеобразовательным относятся следующие программы образования:

  • дошкольного,
  • начального,
  • основного,
  • среднего (полного) общего.

Особенность этих программ заключается в том, что каждая последующая программа базируется на предыдущей.

Профессиональные образовательные программы призваны решать задачи формирования и повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.

К ним относятся программы образования:

  • начального,
  • среднего,
  • высшего,
  • послевузовского профессионального.

Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования.

Содержание образования прописано в учебном плане. В современном учебном плане базовое образование является основой последующей специализации. Поэтому общее и специальное образование взаимно обусловлены.

Образование XXI века должно отличаться непрерывностью и поликультурностью. Оно уже не ограничивается знаниями данными в учебном заведении, а предполагает интеграцию учебы, труда и досуга людей.

Система образовательных учреждений

Для функционирования образовательной системы России сформирована цепочка образовательных институтов. Она состоит из следующих звеньев:

  • системы дошкольного воспитания;
  • общеобразовательной школы;
  • профессионально-технического образования;
  • среднее специального образования;
  • высшего образования;
  • послевузовского образования;
  • системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

Каждое звено системы образования представлено образовательными учреждениями, которые обеспечивают реализацию образовательных программ. Существуют различные организационно-правовые формы образовательных учреждений:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • негосударственные:
    • частные,
    • религиозные,
    • общественные организации.

Законодательство в равной степени распространяется на все образовательные учреждения.

Образовательная система России имеет определенные типы образовательных учреждений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные:
  • начальное общее,
  • основное общее,
  • среднее (полное) общее;
  • специальные (коррекционные);
  • учреждения дополнительного образования;
  • учреждения для детей-сирот.

Дошкольные образовательные учреждения для воспитания детей до шести лет. Их основная цель охрана и укрепление физического здоровья детей, развитие индивидуальных способностей и при необходимости коррекции недостатков развития.

Общеобразовательные учреждения имеют три ступени.

I ступень – начальная школа. Она призвана формировать у обучаемого мотивацию к познанию и навыки учебной деятельности. Учебные предметы на этом этапе закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке.

II ступень - неполная средняя школа. В ней закладываются базовые основы общеобразовательной подготовки. Главная задача на данном этапе - формирование основ научного мировоззрения. Эта ступень образования является обязательной.

III ступень - полная средняя школа. Она является завершающей общеобразовательную подготовку. На этом этапе формируется способность к самообразованию.

Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. Для обучения в них требуется согласие родителей. В этих учреждениях дети проходят не только обучение, но и дополнительно лечение, коррекцию и социальную адаптацию.

Среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи) готовит специалистов среднего звена. Оно может предоставляться на основе неполного или полного среднего образования.

Высшее профессиональное образование осуществляется в институтах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведениях. Цель высшего образования - подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др.) способствует повышению уровня научной квалификации и приобретению навыков исследовательской работы. Учреждения дополнительного образования предоставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей отдельных граждан и целых организаций.

Учреждения для детей сирот (детские дома) занимаются воспитанием и обучением детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы управления образованием

Функции управления образованием выполняют органы различного уровня:

  1. государственные органы,
  2. местные (муниципальные) органы.

К государственным органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление образованием относятся:

  • Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации;
  • федеральные ведомственные органы управления образованием;
  • органы государственного управления образованием субъектов РФ.

Органы управления образованием

На органы государственного управления образованием возложены следующие функции:

  • разработка и реализация федеральных и международных программ;
  • разработка образовательных стандартов;
  • государственная аккредитация образовательных учреждений;
  • формирование структуры системы образования;
  • разработка перечней профессий, направлений и специальностей;
  • прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
  • создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
  • разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений;
  • контроль исполнения законов Российской Федерации, образовательных стандартов, а также исполнение бюджетной и финансовой дисциплины образовательными учреждениями.

В субъектах Российской Федерации органами ведающими областью образования, выступают: министерства или комитеты в республиках; департаменты, главные управления, отделы образования в прочих субъектах.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot