Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Становление педагогики как науки

Предпосылки появления педагогической науки

Определение 1

Педагогика – это наука, занимающаяся исследованием теоретических аспектов воспитания и обучения и разработкой практических рекомендаций реализации данных процессов.

Педагогика зародилась вместе с появлением воспитания и обучения в Древнем мире. Она существовала, как фундамент учебно-воспитательной деятельности в разные эпохи. Однако, она не являлась самостоятельной наукой. Ее выделению в отдельную научную область способствовали некоторые факторы, ставшие предпосылками появления педагогической науки. К ним относятся:

  1. Эпоха капитализма и тенденции ее развития. С переходом общества на новую ступень развития, появление капиталистических отношений требовало пересмотра реализации образовательной деятельности. Это было обусловлено тем, что «новое» общество требовало «новых» людей: капитализм стремительно развивался и требовал быстрой подготовки профессионалов в сфере производства. Их нехватка тормозила процесс развития капиталистического общества. Поэтому, образовательная система требовала переориентации направлений своей образовательной деятельности, пересмотра принципов и методов организации учебно-воспитательной деятельности.
  2. За долгую историю обучения и воспитания, был накоплен огромный пласт теоретической информации, касающейся организации образовательной и воспитательной деятельности, затрагивающий связь воспитания и обучения с развитием и социализацией личности. Эти данные требовали обработки: анализа и обобщения. Она могла быть осуществлена только при обособлении исследований в отдельную научную теорию. Дальнейший прогресс общества зависел от разработки практической базы применения накопленных теоретических данных.

Таким образом, выделение педагогики в отдельную науку происходит в XVII столетии, когда капитализм охватывает общество и обуславливает новые задачи образовательной деятельности.

В этот период появляются труды ученых и философов, в которых педагогика становится отдельным учением, наукой, исследующей разные аспекты образовательной деятельности.

В частности, Ф. Бекон в 1623 году издал учение, в котором предлагал новую классификацию наук, выделяя, новое научное знание – педагогику. Он не отводил ей весомой роли в образовательном процессе, а придавал, лишь, узкую специализацию – способ осуществления процесса обучения чтению. Однако, его исследования стали серьезным шагом на пути развития педагогической науки. Обособление педагогики в качестве научного знания, ее выделение в самостоятельную науку связано с именем Я.А. Коменского, признанного ее основоположником. Им были разработаны принципы и методы воспитания, разработана система организации учебно-воспитательного процесса и выделены ее научные основы, ставшие фундаментом педагогической науки.

«Становление педагогики как науки» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Научная педагогическая система Я. А. Коменского

Я. А. Коменский посвятил свою жизнь и деятельность обширным педагогическим исследованиям. Благодаря нему, педагогика обрела научную основу и стала учением об обучении и воспитании, в основе которого лежали тенденции развития современного общества.

Коменским была разработана новая педагогическая система, содержание которой базировалось на современных тенденциях научного развития и практических аспектах функционирования образовательной системы, удовлетворяющей потребности общества на данном этапе его развития.

Заслуги Коменского в создании научной педагогической системы можно отразить следующими положениями:

  1. Разработка целостной теории воспитания и обучения и системы ее практической реализации. До Коменского, в обществе не имелось полноценной педагогической системы, отражающей цели и задачи обучения и воспитания, их содержание, формы и методы реализации, инструментарий и компоненты, а также их связи, обуславливающие эффективность реализации содержания образовательной и воспитательной деятельности.
  2. Утверждение необходимости создания пансофических школ и ее аргументация. Я.А. Коменский утверждал, что каждый человек должен познать все научные знания, накопленные человечеством. Для этого, эти знания должны быть сведены в единую систему: выделение в них главного и определение способов передачи этих данных. Пансофические школы предполагают доступность научного познания всеми гражданами.
  3. Отрицание верности теоретического и практического опыта реализации образовательной деятельности на протяжении веков и создание новой педагогической системы, в которой обучение и воспитание реализуется в соответствии с естественными законами развития личности.
  4. Обучение должно быть реальным, т.е. учить тому, что пригодиться в жизни, связь теории с практикой и обучение должно осуществляться на родном языке.
  5. Разработка новой учебной литературы и открытие школ «нового» типа.
  6. Разработка дидактических основ образовательного процесса.
  7. Разработка классно-урочной системы обучения. Данная форма реализации образовательной деятельности используется по сей день в качестве основной.
  8. Утверждение необходимости такого построения образовательной деятельности, при котором весь учебный процесс пронизан ценностным отношением к личности учащегося и ценностным отношением к знаниям.

Научный этап становления педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Научный этап становления педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Многозначность понятия «педагогика»

Выделившись в качестве самостоятельной науки, педагогика получила несколько трактовок. С одной стороны, педагогика рассматривается в качестве научного знания, а с другой стороны выступает искусством, т.е. областью практической деятельности. Педагогика является уникальной научной теорией, в которой практика и теория тесно связаны и взаимообусловлены. Педагогика является системой деятельности в области обучения и воспитания, которая утверждается в научной педагогической литературе, методических пособиях, рекомендациях.

Понятие «педагогика», как самостоятельная наука имеет несколько трактовок, которые возникали и развивались по мере ее научного становления и развития. К ним относятся:

  1. Педагогика является исследовательской деятельностью, рассматривающей вопросы реализации образовательного и воспитательного процесса.
  2. Педагогика является учебной дисциплиной.
  3. Педагогика отражает идеи, взгляды общества, ученых на содержание и технологию учебно-воспитательной деятельности.
  4. Педагогика является областью деятельности в сфере обучения и воспитания, ориентированной на развитие подрастающего поколения.
  5. Педагогика является мастерством практической реализации теоретических научных данных в области образовательной и воспитательной деятельности.

Став самостоятельной наукой, педагогика не перестала быть искусством и учебной дисциплиной, мастерством и областью практической деятельности. Педагогика изучает аспекты воспитания и обучения и разрабатывает практические основы реализации этих процессов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot