Образовательные стандарты и программы
Образовательные стандарты - государственные нормативные документы, в которых раскрываются основные цели обучения и воспитания, обязательные требования к структурной и содержательной части образования.
Образовательные стандарты представлены федеральным и национально-региональным компонентами.
Стандарты определяют:
- содержание основных образовательных программ;
- максимальный уровень учебной нагрузки;
- требования к уровню подготовки выпускников;
- параметры объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Для обучающихся с нарушением в психофизиологическом и физическом развитии, установлены специальные стандарты образования. На их основе готовятся учебно-методические документы, направленные на соответствующие технологии обучения.
На основе требований образовательного стандарта разрабатываются примерные образовательные программы, которые определяют содержание образования всех уровней. У образовательного учреждения есть право на договорной основе реализовывать дополнительные образовательные программы.
В России образовательные программы подразделяются на две большие группы:
- общеобразовательные;
- профессиональные.
К общеобразовательным относятся следующие программы образования:
- дошкольного,
- начального,
- основного,
- среднего (полного) общего.
Особенность этих программ заключается в том, что каждая последующая программа базируется на предыдущей.
Профессиональные образовательные программы призваны решать задачи формирования и повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов.
К ним относятся программы образования:
- начального,
- среднего,
- высшего,
- послевузовского профессионального.
Образовательные программы реализуются во всех типах образовательных учреждений и учреждений профессионального образования.
Содержание образования прописано в учебном плане. В современном учебном плане базовое образование является основой последующей специализации. Поэтому общее и специальное образование взаимно обусловлены.
Образование XXI века должно отличаться непрерывностью и поликультурностью. Оно уже не ограничивается знаниями данными в учебном заведении, а предполагает интеграцию учебы, труда и досуга людей.
Система образовательных учреждений
Для функционирования образовательной системы России сформирована цепочка образовательных институтов. Она состоит из следующих звеньев:
- системы дошкольного воспитания;
- общеобразовательной школы;
- профессионально-технического образования;
- среднее специального образования;
- высшего образования;
- послевузовского образования;
- системы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Каждое звено системы образования представлено образовательными учреждениями, которые обеспечивают реализацию образовательных программ. Существуют различные организационно-правовые формы образовательных учреждений:
- государственные;
- муниципальные;
- негосударственные:
- частные,
- религиозные,
- общественные организации.
Законодательство в равной степени распространяется на все образовательные учреждения.
Образовательная система России имеет определенные типы образовательных учреждений:
- дошкольные;
- общеобразовательные:
- начальное общее,
- основное общее,
- среднее (полное) общее;
- специальные (коррекционные);
- учреждения дополнительного образования;
- учреждения для детей-сирот.
Дошкольные образовательные учреждения для воспитания детей до шести лет. Их основная цель охрана и укрепление физического здоровья детей, развитие индивидуальных способностей и при необходимости коррекции недостатков развития.
Общеобразовательные учреждения имеют три ступени.
I ступень – начальная школа. Она призвана формировать у обучаемого мотивацию к познанию и навыки учебной деятельности. Учебные предметы на этом этапе закладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке.
II ступень - неполная средняя школа. В ней закладываются базовые основы общеобразовательной подготовки. Главная задача на данном этапе - формирование основ научного мировоззрения. Эта ступень образования является обязательной.
III ступень - полная средняя школа. Она является завершающей общеобразовательную подготовку. На этом этапе формируется способность к самообразованию.
Специальные образовательные учреждения создаются для детей, имеющих отклонения в развитии. Для обучения в них требуется согласие родителей. В этих учреждениях дети проходят не только обучение, но и дополнительно лечение, коррекцию и социальную адаптацию.
Среднее профессиональное образование (техникумы, училища, колледжи) готовит специалистов среднего звена. Оно может предоставляться на основе неполного или полного среднего образования.
Высшее профессиональное образование осуществляется в институтах, университетах, академиях, т.е. в высших учебных заведениях. Цель высшего образования - подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребности в углублении и расширении образования. Поступить в высшие учебные заведения можно лишь на основе полного среднего или среднего профессионального образования.
Послевузовское профессиональное образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры и др.) способствует повышению уровня научной квалификации и приобретению навыков исследовательской работы. Учреждения дополнительного образования предоставляют услуги в сфере всестороннего удовлетворения образовательных потребностей отдельных граждан и целых организаций.
Учреждения для детей сирот (детские дома) занимаются воспитанием и обучением детей, оставшихся без попечения родителей.
Органы управления образованием
Функции управления образованием выполняют органы различного уровня:
- государственные органы,
- местные (муниципальные) органы.
К государственным органам исполнительной власти, осуществляющим непосредственно управление образованием относятся:
- Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации;
- федеральные ведомственные органы управления образованием;
- органы государственного управления образованием субъектов РФ.
На органы государственного управления образованием возложены следующие функции:
- разработка и реализация федеральных и международных программ;
- разработка образовательных стандартов;
- государственная аккредитация образовательных учреждений;
- формирование структуры системы образования;
- разработка перечней профессий, направлений и специальностей;
- прямое финансирование деятельности учрежденных ими образовательных учреждений;
- создание государственных фондов стабилизации и развития системы образования;
- разработка государственных нормативов финансирования образовательных учреждений;
- контроль исполнения законов Российской Федерации, образовательных стандартов, а также исполнение бюджетной и финансовой дисциплины образовательными учреждениями.
В субъектах Российской Федерации органами ведающими областью образования, выступают: министерства или комитеты в республиках; департаменты, главные управления, отделы образования в прочих субъектах.