Системная кадровая политика
Функционирование организации должно опираться на финансовую, производственную, кадровую и другие виды политик.
Политика организации – это система правил, в соответствии с которыми действуют организация в целом и входящие в нее люди.
Кадровая политика обеспечивает обоснование для практического использования конкретных методов набора, расстановки и использования персонала. В кадровой политике не детализируются содержание и специфика осуществления кадровой работы. Поэтому кадровую политику некорректно отождествлять с управлением персоналом: управление является более широким понятием, в которое входит и политика, и ее реализация.
Кадровая политика – это система целей, принципов и связанных с ними форм, критериев и методов работы с кадрами, касающаяся всех категорий сотрудников.
Основное содержание кадровой политики:
- обеспечение организации качественной рабочей силой, включая вопросы планирования, подбора и найма, высвобождения персонала,
- развитие сотрудников, включая профориентацию и переподготовку, оценку и аттестацию, планирование карьерного продвижения и ротации,
- организация и стимулирование труда,
- обеспечение безопасности и охраны труда.
Цели кадровой политики:
- соблюдение прав и обязанностей граждан в трудовой сфере, положений трудового законодательства и локальных актов предприятия,
- подчинение кадровой работы задачам качественного и бесперебойного обеспечения основной хозяйственной деятельности необходимым числом сотрудников требуемого профессионально-квалификационного состава,
- рационализация использования кадрового потенциала, доступного организации,
- формирование и развитие работоспособных коллективов,
- разработка принципов, касающихся организации трудового процесса,
- разработка инструментария и принципов подбора, отбора, расстановки и назначения кадров,
- подготовка и повышение квалификации персонала,
- разработка инструментов разрешения трудовых конфликтов и построение взаимоотношений сотрудников с организацией (в лице администрации),
- разработка методологии управления персоналом, оценки социально-экономического эффекта реализуемых мероприятий.
Практика кадрового менеджмента демонстрирует ведущую роль подбора персонала в рамках системы управления персоналом. Иногда всю кадровую систему отождествляют с функциями подбора и расстановки сотрудников.
Система подбора персонала
Не вызывает сомнений, что благополучие и успех организации значительно зависит от того, как работает персонал. Это определяет роль подбора сотрудников. Научно-обоснованный подбор базируется на оценке деловых качеств кандидатов и их соответствия конкретной должности. Подбор персонала – вне зависимости от специфики задач и применяемых методов – сопряжен с определенными трудностями:
- качество подбора зависит от того, кто им занимается: непосредственный руководитель, вышестоящий начальник, служба управления персоналом или созванная для этих целей комиссия. Часто решающее значение имеют личные убеждения руководителей;
- к кандидатам на разные должности предъявляются разные требования. Эта дифференциация находит отражение в профессиограммах.
Чтобы преодолеть указанные трудности, организация должна реализовать комплексную политику профессионального развития, опирающуюся на систему подбора персонала. Подбор начинается с определения числа назначений – объема программы подбора, зависящего от назначений на определенные должности и наличия кадрового резерва. Определение количества назначений предусматривает три шага:
- Анализ штатного расписания и определение числа наличествующих должностей с управленческими функциями. При этом строится прогноз развития организационной структуры, планируется ее будущее состояние. Это придает задаче комплексность и перспективность.
- Исследование текучести кадров для определения среднего ежегодного количества назначений и тенденций этих назначений. Этот этап позволяет оценить спрос на новых работников, а также составить персональные графики продвижения для них, спланировать карьеру, выделить группы работников по вероятности повышения или увольнения.
- Определение количества сотрудников, которые после тестирования и обучения будут конкурировать за вакантную должность.
Национальная специфика кадрового регулирования
В разных странах системы кадрового регулирования отличаются по своим характеристикам.
Японская система карьеры предусматривает:
- испытательный срок,
- подготовку к основной работе,
- ротацию.
Испытательный срок может быть длительным, до нескольких лет. За это время работодатель понимает, насколько реальна ценность диплома. Сотрудник сдает экзамен, проходит проверку на лояльность и начинает ориентироваться в делах компании. Акцент делается на личном потенциале и качестве общего образования. Дело в том, что японских служащих обычно нанимают на длительный срок (вплоть до пожизненного найма), и первоначально он занимает рядовую должность - средние и высшие управленческие должности замещаются из внутренних источников.
По завершении испытательного срока человек зачисляется на работу. Через несколько лет сотрудник может быть назначен на новую должность, отправлен на стажировку или в заграничную командировку (направлен в другое подразделение компании). Должностные обязанности усложняются, ответственность увеличивается.
В американских компаниях больше внимания уделяют не личностным качествам и общим компетенциям, а специальным знаниям и опыту, нужным для ускоренного вхождения в рабочий процесс. В отличии от Японии, в США нет жестких приоритетов у внутренних источников перед внешними, а кадровые ошибки можно оперативно исправить с помощью замещений и увольнений.