Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Сущность и своеобразие основных дидактических концепций: традиционной и педоцентристской

Основные <a href=концепции обучения в дидактике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Основные концепции обучения в дидактике. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Фундаментальные основы построения традиционной дидактической концепции

Замечание 1

Традиционная дидактическая концепция базируется на приоритетной роли, функциях и авторитете педагога в организации образовательного процесса. Преподавание играет первостепенную роль в процессе обучения.

Идеи традиционной дидактики содержатся в трудах педагогов: А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А. Белла, Д. Ланкастера, И.Ф. Гербарта.

Концепция традиционной дидактики была основана в XIX веке знаменитым дидактом, философом, педагогом и психологом И.Ф. Гербартом. Труды ученого основывались на стремлении разработать научную систему педагогики. Он отрицательно относился к воззрениям своих предшественников в области образования и воспитания. Научная система педагогики Гербарта базировалась на теоретических концепциях этического научного направления, его достижениях и инновациях, а также тенденциях развития психологической науки на данном временном этапе.

Дидактические воззрения были изложены И.Ф. Гербартом в двух основных трудах:

  1. «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания» от 1806 года.
  2. «Педагогические лекции» от 1835 года.

В обоих трудах, дидактика рассматривалась в качестве составной части педагогического научного знания и соответственно включала в свой состав элементы, цели, задачи, направления деятельности педагогики, методики преподавания и воспитания.

«Сущность и своеобразие основных дидактических концепций: традиционной и педоцентристской» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В качестве приоритетных целей воспитания, Гербартом были выделены этические идеи, отождествляемые им с моральными нормами и ценностями. Для достижения, поставленных воспитательных целей предполагалось использовать основные концепции психологии, показывающей пути, возможности и варианты их достижения.

Учебно-воспитательный процесс и его организация был нацелен на формирование основных нравственных свойств личности, развитие духовных качеств и формирование нравственных ориентиров деятельности, нравственного характера. Основу нравственного характера составляет особая направленность поведения личности, базирующаяся на моральных принципах, идеях, нормах, конкретизирующих целевые установки жизнедеятельности человека. Поведение личности, наделенной нравственным характером, базируется на следующих моральных идеях:

  • Идея совершенства – сочетание силы, воли, энергии личности, позволяющей ей развиваться гармонично;
  • Идея доброжелательности – подчинение своих волевых установок воле других людей, обеспечение волевого согласования и взаимодействия;
  • Идея права – регулирование взаимоотношений на основе правовых норм, которые способствуют предотвращению развития конфликтов, столкновения интересов, возникающих противоречий отдельных граждан, из-за разницы в их стремлениях, целевых установках и ценностных ориентациях;
  • Идея справедливости – каждому достается по заслугам т.е. человек, который трудится на благо общества получает вознаграждение, а человек, нарушающий законы, ведущий себя противоправно и асоциально получает соответствующее наказание. Каждая личность должна нести ответственность за свое поведение и поступки, компенсировать ущерб, нанесенный обществу, правам и свободам других граждан;
  • Идея внутренней свободы – согласование воли человеческой личности с его желаниями, потребностями, интересами и стремлениями, характеризующая цельность личности, его духовных, нравственных, интеллектуальных начал.
Замечание 2

В основе традиционной дидактики лежит идея о том, что формирование нравственного характера возможно только посредством руководства, интенсивного педагогического воздействия на детей, формировании их дисциплинированности и подчинении авторитетному влиянию.

Обучение должно носить воспитывающий характер т.е. его нельзя отделять от обучения. Нужно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы развитие волевых качеств, характера личности, находилось в единстве с развитием мыслительных, интеллектуальных процессов. Знания, полученные в процессе обучения, должны быть взаимосвязаны с развитием чувственной сферы личности т.е. мотивационно-потребностной.

Традиционная дидактическая концепция требует развития в ходе обучения умственных, теоретических знаний, представлений, понятий, которые должны быть освоены, посредством построения ступенчатой структуры обучения. Обучение должно проходить последовательно, освоив каждую ступень: ясность, ассоциация, система, метод.

Данная теория позволила шагнуть вперед педагогической науке и ее важному разделу -дидактике. Организация процесса обучения была качественно преобразована, особенно в плане организации проведения отдельных учебных занятий.

Педоцентристская дидактика

Развитие педоцентристской дидактической концепции последовало за формированием традиционной дидактики И.Ф. Гербарта. Она была предложена американским педагогом Д. Дьюи.

Замечание 3

Название этой концепции связано с предложением построения учебно-воспитательного процесса на основе желаний, стремлений и потребностей учащихся. Обучение должно строиться таким образом, чтобы развивать личность ребенка разносторонне, формировать его умственные, нравственные качества, способности общей направленности.

В данной концепции проблемные стороны обучения и воспитания рассматриваются с позиции индивидуальных особенностей ребенка. Исходя из этого положения, процесс обучения должен быть выстроен путем самостоятельного открытия, добывания знаний учащимися в процессе реализации спонтанной деятельности.

Концепция педоцентристской дидактики прописывает следующее структурное устройство учебного процесса:

  1. Прочувствование наличия затруднений в ходе прохождения деятельности.
  2. Постановка проблемы.
  3. Определение сущности выявленного затруднения.
  4. Постановка гипотезы и ее проверка, направленная на решение, поставленной проблемы.
  5. Анализ и оценка разрешения проблемы.
  6. Выводы и проведение мероприятий по полученным знаниям.

Такая организация позволяет развить исследовательское мышление, активизирует познавательную деятельность, развивает навыки разрешения сложных и проблемных ситуаций.

Дата последнего обновления статьи: 19.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot