Воспитательный потенциал семейных праздников
Семья является тем социальным институтом, который закладывает фундамент личностного развития ребенка и основы его социализации.
В семье происходит формирование духовно-нравственных потребностей и реализуется их удовлетворение. Семья имеет огромный воспитательный потенциал. В отличие от иных социальных институтов, образовательных организаций, семейное воспитание охватывает наиболее длительный период личностного развития индивида – практически всю жизнь.
В этой связи, роль семьи в воспитании личности безгранична. От уровня нравственного развития родителей, культуры их взаимоотношений, психологического микроклимата семьи, семейных традиций и направлений деятельности зависит эффективность воспитания моральных принципов личности и ее социальное становление.
Одним из важных условий семейного воспитания является наличие семейных праздников. В них заложен огромный воспитательный потенциал.
Семейные праздники – это традиционные формы организации различных торжеств и мероприятий, установившиеся в конкретной семье, отражающие ее самобытность и традиционную культуру.
Семейные праздники проводятся с определенной периодичностью и с участием всех членов семьи. Это позволяет чувствовать себя значимым и ценным, развивает определенные эмоциональные привязанности и чувство собственной значимости.
Воспитательный потенциал семейных праздников проявляется в следующем:
- Семейные праздники развивают у ребенка чувство принадлежности к определенному коллективу;
- Праздники помогают развитию коммуникативных навыков и самовыражению личности ребенка;
- Благодаря организации праздников, ребенок учиться планированию своей деятельности и стремиться полноценно и эффективно выполнить свои обязанности;
- Праздники сплачивают членов семьи, помогая в решении проблем, преодолении страхов;
- Семейные праздники создают особую среду жизнедеятельности, которая полна любви, взаимопонимания, поддержки;
- Праздники помогают в выражении своих мыслей и чувств;
- Семейные праздники способствуют развитию чувства «интереса» и потребности в социальном взаимодействии;
- Совместное проведение каких-либо мероприятий развивает у ребенка такие качества, как преданность, уважение к чужому мнению и чужому труду, культуру общения;
- Развитие умения преодолевать трудности за счет того, что семейные «сборища» активизируют у ребенка чувство свободы и равноправия;
- Семейные праздники являются средой обучения. Ребенок учиться формированию эффективных человеческих взаимоотношений, навыкам решения конфликтных ситуаций, построению диалогов, пониманию и уважению чужого мнения.
Семейные праздники способствуют сближению ребенка с другими членами семьи: бабушками, дедушками, тетями, дядями и т.д. На семейных торжествах, ребенок может наблюдать за тем, каким образом устроена его семья, как она функционирует, какие роль в ней имеются, как распределяются обязанности, разрешаются проблемы.
Семейные праздники сближают членов семьи. Она дают возможность узнать друг друга более близко, понять потребности и стремления каждого, его черты характера.
Структура семейных праздников содержит этнические национальные корни, которые постепенно расширяются и обновляются, а также самосохраняются. Это приобщает ребенка к конкретному народу, развивает уважение к его традициям и культуре и формирует чувство гордости за совою нацию.
Требования к эффективной организации семейных праздников
Чтобы воспитательный потенциал семейных праздников был реализован и праздник способствовал личностному развитию ребенка, необходимо соблюдать ряд требований по его организации:
Оптимальная организация семейного праздника. Праздник должен быть интересным и радостным для ребенка. Не всякое торжество может быть интересно ребенку, в силу особенностей конкретного возрастного этапа его развития. Правильная организация позволит развить мотивацию ребенка к семейным праздникам и проведению большого количества времени в кругу семьи. Привычки закладываются с детства. Поэтому, праздникам и их организации родителями должно быть уделено огромное внимание.
Соблюдение трех компонентов подготовки к семейному торжеству:
- Создание и поддержание праздничного духа и соответствующего эмоционального настроя;
- Создание условий для самостоятельной деятельности ребенка на празднике. Необходимо дать ребенку свободу действий и наполнить деятельность разнообразием;
- Создание условий для радостной деятельности ребенка. Ребенку будет интересно, если на празднике он сможет вдоволь наиграться и пообщаться со сверстниками, попробует что-то новое и вкусное или получит разрешение на употребление запрещенных в обычные дни сладостей и т.д.
Составление детального плана проведения праздника, с учетом желаний и потребностей ребенка. Принятие во внимание мнение ребенка, обсуждение с ним условий проведения праздника уже порадует ребенка, продемонстрирует ему свою значимость и принадлежность к семейным традициям.
Обязательное поручение ребенку каких-то заданий, касающихся подготовки к празднику. Это развивает ответственность, трудолюбие, а также развивает творческие направления деятельности.
Праздник должен проходить в условиях благоприятного психологического климата, защищенности гостей, предоставлении им права выбора деятельности, исключая жесткую регламентацию прохождения торжества.
Праздник должен быть душевным и веселым.
Использование музыки, чтобы петь и танцевать.
Красивое оформление торжества: шары, ленты, цветы.
Использование интересных конкурсов, игр и поощрений.
Игровая направленность праздника. Праздничное мероприятие хорошо начинать с какой-то незамысловатой игры, чтобы развить интерес ребенка к празднованию и интерес гостей.
Праздничный стол должен отвечать физиологическим потребностям и особенностям организма ребенка. При этом, он должен быть привлекателен для него. Поэтому, обычные блюда, которые ребенок употребляет можно приготовить в необычной форме, интересно украсить.