Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принципы обучения педагогов

Замечание 1

Принципы обучения – это дидактические положения, которые определяют выбор методов и средств обучения, необходимых для достижения поставленной цели и эффективности реализованного педагогического процесса.

Принципы обучения исторически сложившаяся категория, которая отражает актуальные требования науки и общества к процессу обучения.

Особенности обучения педагогов

Основная цель обучения (подготовки) педагогов – обеспечение учебных заведений качественно подготовленными кадрами, обладающими актуальными знаниями в области воспитания и обучения детей.

Задачи обучения (подготовки, переподготовки) педагогов:

  1. Подготовка компетентных педагогов для всех уровней образования (от дошкольного до высшего).
  2. Кадровое обеспечение системы образования.
  3. Развитие и совершенствование процессов воспитания и обучения детей.

Обучение педагогов имеет ряд специфических особенностей:

  • ориентир на получение конкретной специальности;
  • общая направленность педагогического образования;
  • тесная связь теоретической и практической формы обучения;
  • практическая форма обучения реализуется не только в рамках учебных заведений (различные виды практик), но и путем решения смоделированных педагогических ситуаций.

Таким образом, обучение педагогов имеет конкретную цель и задачи, а также ряд характерных особенностей. В связи с чем, при организации учебного процесса преподаватели профессиональных учебных заведений опираются не только на традиционные принципы обучения (наглядности, доступности, системности, последовательности и т.д.), но и на специфические принципы, характерные именно для обучения (подготовки) педагогов.

Характеристика принципов обучения педагогов

Принципы обучения педагогов:

  1. Модульность. Современное образование педагогов опирается на действующие стандарты образования, которые предусматривают принцип модульного изучения дисциплин. Это позволяет овладевать учебным материалом постепенно, проверяя по итогам пройденного модуля полученные знания.
  2. Принцип социального партнерства. Данный принцип основан на том, что процесс обучения, а именно учебный материал, который осваивают педагоги, соответствует требованиям рынка труда. С целью реализации данного принципа, учебные заведения, осуществляющие подготовку будущих специалистов и переподготовку действующих, постоянно обновляют учебные программы, внедряют новые технологии и т.д.
  3. Принцип ориентации на профессиональные компетенции как итог обучения. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения необходимо делать упор не только на получение знаний и навыков по педагогической специальности, но и на развитие профессиональных компетенций педагога (профессиональная этика, мастерство, педагогическая культура и т.д.).
  4. Принцип интеграции. Данный принцип предполагает единство целей, принципов и содержание учебного процесса, направленного на обучение педагогов. То есть на формирование у них целостной системы знаний и умения.
  5. Принцип вариативности. Предполагает предоставление педагогам в процессе обучения выбор образовательной траектории. Данный принцип основан на возможности выбора формы обучения, учебной программы и т.д.
  6. Принцип персонализации. Принцип направлен на предоставление выбора будущим педагогам специализации в рамках педагогической профессии.
  7. Принцип целостности. Предусматривает взаимосвязь и единство всех компонентов педагогического процесса, направленных на достижение конечной цели обучения. Принцип целостности позволяет рассматривать все компоненты педагогического процесса как единое целое с четко определенными внутренними связями между ними, согласованными с ведущей образовательной целью.
  8. Принцип комплексного подхода к формированию компетенций. Данный принцип предусматривает рассмотрение педагогической компетенции как сложной структуры, состоящей из ряда компонентов. Для овладения профессиональной компетенцией педагогу необходимо развивать все компоненты одновременно.
  9. Принцип гибкости. Данный принцип предусматривает учет внутренних и внешних условий, влияющих на процесс обучения. Под внешними условиями понимают взаимосвязь с учебными заведениями, где будут работать будущие педагоги (или уже работают). Внутренние условия – это адаптация учебных программ под требования к педагогическим работникам со стороны учебных заведений.
  10. Принцип функциональной полноты компонентов модуля и образовательной программы. Данный принцип основан на том, что учебные программы, реализуемые профессиональными учебными заведениями по подготовке педагогов, соответствуют требованиям и особенностям профессиональной деятельности педагогов. В процессе обучения будут получены не только теоретические знания, но и практические навыки по выбранной профессии. Это обусловлено тем, что работа педагога – это в первую очередь работа с детьми, и уже во вторую очередь работа с учебной документацией. Поэтому обучение педагогов должно быть полным (с теоретической и практической стороны) и функционально обоснованным.
  11. Принцип минимальной достаточности. Данный принцип основан на том, что при подготовке будущего специалиста, а также в рамках дополнительного образования для педагогов, объем и содержание учебного материала гарантирует получение необходимого минимума профессиональных компетенций. Принцип минимальной достаточности, предполагает тщательное обоснование выбора теоретических знаний, необходимых для освоения компетенций и удовлетворения потребностей сферы труда.
Замечание 2

Таким образом, данные принципы ориентированы на подготовку будущих педагогов, а также на повышение профессиональных знаний у уже работающих. Опора на специфические принципы обучения педагогических работников, гарантирует организацию и реализацию эффективного учебного процесса, и достижение его целей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 14.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot