Принципы обучения – это дидактические положения, которые определяют выбор методов и средств обучения, необходимых для достижения поставленной цели и эффективности реализованного педагогического процесса.
Принципы обучения исторически сложившаяся категория, которая отражает актуальные требования науки и общества к процессу обучения.
Особенности обучения педагогов
Основная цель обучения (подготовки) педагогов – обеспечение учебных заведений качественно подготовленными кадрами, обладающими актуальными знаниями в области воспитания и обучения детей.
Задачи обучения (подготовки, переподготовки) педагогов:
- Подготовка компетентных педагогов для всех уровней образования (от дошкольного до высшего).
- Кадровое обеспечение системы образования.
- Развитие и совершенствование процессов воспитания и обучения детей.
Обучение педагогов имеет ряд специфических особенностей:
- ориентир на получение конкретной специальности;
- общая направленность педагогического образования;
- тесная связь теоретической и практической формы обучения;
- практическая форма обучения реализуется не только в рамках учебных заведений (различные виды практик), но и путем решения смоделированных педагогических ситуаций.
Таким образом, обучение педагогов имеет конкретную цель и задачи, а также ряд характерных особенностей. В связи с чем, при организации учебного процесса преподаватели профессиональных учебных заведений опираются не только на традиционные принципы обучения (наглядности, доступности, системности, последовательности и т.д.), но и на специфические принципы, характерные именно для обучения (подготовки) педагогов.
Характеристика принципов обучения педагогов
Принципы обучения педагогов:
- Модульность. Современное образование педагогов опирается на действующие стандарты образования, которые предусматривают принцип модульного изучения дисциплин. Это позволяет овладевать учебным материалом постепенно, проверяя по итогам пройденного модуля полученные знания.
- Принцип социального партнерства. Данный принцип основан на том, что процесс обучения, а именно учебный материал, который осваивают педагоги, соответствует требованиям рынка труда. С целью реализации данного принципа, учебные заведения, осуществляющие подготовку будущих специалистов и переподготовку действующих, постоянно обновляют учебные программы, внедряют новые технологии и т.д.
- Принцип ориентации на профессиональные компетенции как итог обучения. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения необходимо делать упор не только на получение знаний и навыков по педагогической специальности, но и на развитие профессиональных компетенций педагога (профессиональная этика, мастерство, педагогическая культура и т.д.).
- Принцип интеграции. Данный принцип предполагает единство целей, принципов и содержание учебного процесса, направленного на обучение педагогов. То есть на формирование у них целостной системы знаний и умения.
- Принцип вариативности. Предполагает предоставление педагогам в процессе обучения выбор образовательной траектории. Данный принцип основан на возможности выбора формы обучения, учебной программы и т.д.
- Принцип персонализации. Принцип направлен на предоставление выбора будущим педагогам специализации в рамках педагогической профессии.
- Принцип целостности. Предусматривает взаимосвязь и единство всех компонентов педагогического процесса, направленных на достижение конечной цели обучения. Принцип целостности позволяет рассматривать все компоненты педагогического процесса как единое целое с четко определенными внутренними связями между ними, согласованными с ведущей образовательной целью.
- Принцип комплексного подхода к формированию компетенций. Данный принцип предусматривает рассмотрение педагогической компетенции как сложной структуры, состоящей из ряда компонентов. Для овладения профессиональной компетенцией педагогу необходимо развивать все компоненты одновременно.
- Принцип гибкости. Данный принцип предусматривает учет внутренних и внешних условий, влияющих на процесс обучения. Под внешними условиями понимают взаимосвязь с учебными заведениями, где будут работать будущие педагоги (или уже работают). Внутренние условия – это адаптация учебных программ под требования к педагогическим работникам со стороны учебных заведений.
- Принцип функциональной полноты компонентов модуля и образовательной программы. Данный принцип основан на том, что учебные программы, реализуемые профессиональными учебными заведениями по подготовке педагогов, соответствуют требованиям и особенностям профессиональной деятельности педагогов. В процессе обучения будут получены не только теоретические знания, но и практические навыки по выбранной профессии. Это обусловлено тем, что работа педагога – это в первую очередь работа с детьми, и уже во вторую очередь работа с учебной документацией. Поэтому обучение педагогов должно быть полным (с теоретической и практической стороны) и функционально обоснованным.
- Принцип минимальной достаточности. Данный принцип основан на том, что при подготовке будущего специалиста, а также в рамках дополнительного образования для педагогов, объем и содержание учебного материала гарантирует получение необходимого минимума профессиональных компетенций. Принцип минимальной достаточности, предполагает тщательное обоснование выбора теоретических знаний, необходимых для освоения компетенций и удовлетворения потребностей сферы труда.
Таким образом, данные принципы ориентированы на подготовку будущих педагогов, а также на повышение профессиональных знаний у уже работающих. Опора на специфические принципы обучения педагогических работников, гарантирует организацию и реализацию эффективного учебного процесса, и достижение его целей.