Классификация отраслей педагогики
Современная педагогика изучает процессы и закономерности воспитания и обучения на протяжении всей жизни индивида. В процессе развития вычленялись разные связи педагогики с другими науками. Это привело к выделению в системе педагогических наук отдельных отраслей педагогики.
В структуру современной педагогики входят:
- общая педагогика;
- возрастная педагогика;
- предметные дидактики;
- коррекционная педагогика;
- история педагогики и образования;
- социальная педагогика;
- исправительно-трудовая педагогика;
- сравнительная педагогика;
- отраслевая педагогика.
Предметные дидактики, или методики обучения разным предметам занимаются содержанием, целями, средствами изучения, методами и формами отдельных учебных дисциплин.
История педагогики рассматривает процессы формирования и развития педагогических концепций и идей, труды педагогов, их опыт, а также особенности процессов воспитания в разные исторические периоды.
Сравнительная педагогика рассматривает закономерности развития и функционирования образовательных систем в разных государствах путем их сопоставления.
Основная задача социальной педагогики - разработка теоретических вопросов и методики образования вне школы детей и взрослых.
Исправительно-трудовая педагогика предоставляет теоретическое обоснование, создает и разрабатывает методики перевоспитания правонарушителей разных возрастных групп.
Отраслевая педагогика подразделяется на много видов: военная педагогика, спортивная педагогика, производственная педагогика, криминологическая педагогика и т. п. Отраслевая педагогика рассматривает особенности воспитания и обучения лиц, работающих или принадлежащих к конкретной отрасли культуры или экономики.
Самая масштабная и весомая отрасль педагогики – общая педагогика, изучающая фундаментальные закономерности обучения и воспитания. Ее основу составляют общие для разных типов учебно-воспитательных учебных заведений, для разных возрастных групп задачи исследования, принципы и цели исследования, методы и формы обучения.
Общая педагогика – это система, которая включает следующие разделы:
- теория и практика обучения;
- теория и практика воспитания;
- теория организации и управления системой образования.
Возрастная педагогика
Возрастная педагогика – педагогическая отрасль, включающая дошкольную и школьную педагогику, теорию обучения взрослых, исследующая возрастные особенности обучения и воспитания на различных этапах развития личности.
Дошкольная и школьная педагогика - разделы, изучающие закономерности и условия образовательного и воспитательного процессов у детей дошкольного и школьного возраста. Особенности данных разделов обусловлены уровнем формирования интеллектуальных, физических, эмоциональных и ценностно-мотивационных потенциалов и способностей у детей. На базе выявленных условий и закономерностей психического развития личности складываются теоретические и практические положения дошкольной и школьной педагогики.
Возрастная педагогика рассматривает проблемы и вопросы педагогики профессионально-технического образования, педагогику средне-профессионального образования, педагогику высшей лиги.
Преддошкольная педагогика изучает вопросы воспитания и развития детей раннего возраста (до трех лет).
Дошкольная педагогика рассматривает вопросы обучении, воспитании и образовании детей первых лет жизни (до поступления в школу). Основоположником дошкольной педагогики является Я.А. Коменский. В своей работе «Материнская школа» педагог впервые предложил систему дошкольного воспитания. Современная педагогика рассматривает не только цели, задачи, формы организации, содержание, методы, средства и приемы осуществления, а также влияние этого процесса на формирование личности и развитие ребенка.
Педагогика школы является старейшей отраслью педагогики, накопившей научные данные о закономерностях обучения и воспитания школьников в различных учебных учреждениях (гимназии, лицее, начальной и средней школе и др.).
Педагогика профессионально-технического образования исследует вопросы подготовки рабочих, обладающих высокой квалификацией.
Педагогика среднего специального образования в настоящее время находится в процессе становления и изучает проблему содержания, формы, профессионального воспитания в соответствующих учебных заведениях.
Педагогика высшей школы исследует закономерности учебного и воспитательного процесса в высших учебных заведениях, а также проблемы получения высшего образования.
Андрагогика (теория образования взрослых, педагогика взрослых) – раздел возрастной педагогики, который охватывает теоретические и практические вопросы образования, воспитания и обучения взрослых. Термин «андрагогика» впервые использовал К. Капп в 1833 году.
Л. Турос определяет андрагогику как науку, изучающую цели, условия, происхождение, закономерности и результаты целенаправленного и сознательного, организованного образования, обучения и воспитания взрослых людей, процессы их самовоспитания и самообразования.
Теория образования взрослых представляет собой систему образования как социокультурного института. Она включает теорию и методику обучения взрослых в контексте непрерывного образования.
Коррекционная педагогика
Коррекционная педагогика, или дефектология исследует характерные особенности обучения и воспитания детей с разными отклонениями. Она разрабатывает теоретические основы, средства, методы, принципы образования и коррекции лиц, имеющих разные виды нарушений и отклонений в развитии. Коррекционная педагогика изучает вопросы воспитания и образования детей с нарушениями зрения, речи, слуха, недостатками умственного развития.
Разделы коррекционной педагогики:
- сурдопедагогика – воспитание и обучение слабослышащих и глухих;
- тифлопедагогика – воспитание и обучение слабовидящих и слепых;
- олигофренопедагогика – воспитание и обучение детей с задержками умственного развития и умственно отсталых детей;
- логопедия – воспитание и обучение детей с нарушениями речи.