Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Связь педагогики с другими науками

Определение 1

Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся изучением закономерностей передачи накопленного социального опыта подрастающему поколению.

Педагогика как наука

Свои истоки, педагогика как наука берет из философии. Впервые интерес к организованному воспитательному процессу, возник у философов Древней Греции. С этого момента начинается постепенное развитие педагогики и выделение ее в самостоятельную научную отрасль.

Замечание 1

Целью педагогики является изучение закономерностей воспитания и обучения человека, в основном в детско-юношеском возрасте.

Объектом педагогики выступают разнообразные явления действительности, обуславливающие процесс становления и развития личности индивида, в результате целенаправленного воздействия на него со стороны конкретного педагога и окружающего общества, например, одним из объектов педагогики выступает процесс образования, являющийся целенаправленным и специально организованным.

Замечание 2

Предмет педагогики – это целенаправленно и сознательно организованный педагогический процесс.

Таким образом, педагогика как наука занимается исследованием сущности, принципов, закономерностей, тенденций и перспектив развития воспитательно-образовательного процесса, разрабатывает технологию и теорию ого эффективной организации, осуществляет совершенствование содержание и создает инновационные методы, средства, формы и приемы педагогической деятельности.

Связь с общественными науками

Педагогика находится в тесной взаимосвязи с общественными науками, так как они способствуют определению смысла и цели воспитания, позволяют правильно учитывать действия закономерностей человеческого мышления и бытия.

Наиболее тесная связь педагогики с философией. Так как философия, по сути, является ее фундаментальным источником. В настоящее время, несмотря на то, что философия и педагогика, самостоятельные науки, они занимаются исследованием ряда общих проблем и вопросов:

«Связь педагогики с другими науками» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  1. Исследование основных проблем целей воспитания.
  2. Исследование проблем формирования мировоззрения.
  3. Исследование проблем взаимосвязи личности и коллектива.
  4. Исследование ряда гносеологических проблем, которые связаны с разработкой теорий познания, как основных форм познания личностью окружающей ее действительности.

Помимо философии, педагогика тесно связана с ее отраслями – этикой и эстетикой. Данные дисциплины способствуют решению ряда педагогических задач эстетической и нравственной направленности, а также способствуют формированию у детей научного мировоззрения.

Кроме указанных взаимосвязей, большое значение имеет связь педагогики с социологией. На основании данной взаимосвязи сформировалась относительно новая учебная дисциплина – педагогическая социология.

Определение 2

Педагогическая социология – это наука, появившаяся на стыке педагогики и социологии, она занимается изучением общих результатов и данных социологических исследований о характере и структуре изменений в социальной структуре современного общества, профессиональной занятости людей, роли семьи и образовательного учреждения в воспитании ребенка и т.д. в педагогической плоскости.

Теснейшим образом педагогика связана с экономикой, а в частности с ее областью – экономикой образования. Данные, которые предоставляет экономика образования, оказывают значительное влияние на решение следующих проблем:

  1. Определение затрат на обучение одного учащегося в соответствии с уровнем экономики страны.
  2. Определение средней стоимости обучения в различных видах образовательных учреждений, в соответствии со ступенью образования.
  3. Определение средних затрат на педагогические кадры, обеспечение образовательного учреждения материальным, техническим и методическим оснащением.

Связь с биологическими и техническими науками

Связь педагогики с биологическими науками обусловлена тем, что они являются естественнонаучной базой воспитания и обучения.

В своих исследованиях педагогика опирается на фундаментальные труды таких отечественных физиологов как И.П. Павлов, И.М. Сеченов и другие.

Особое значение для решения конкретных вопросов воспитания и обучения, разработки эффективного режима отдыха и труда имеет возрастная физиология.

Определение 3

Возрастная физиология – это наука, занимающаяся изучением особенностей строения и функционирования человеческого организма, школьной гигиены и гигиенической организации учебных занятий.

Связь педагогики с медициной обусловило появления такой отрасли педагогического знания как коррекционная педагогика.

Определение 4

Коррекционная педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся изучением особенностей воспитания и обучения детей, имеющих различные отклонения в физическом или психическом развитии.

Коррекционная педагогика занимается разработкой индивидуальных коррекционных программ по воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии, а также разрабатывает и внедряет инновационные методы, средства и формы организации коррекционного педагогического процесса.

Большое значение имеет связь педагогики с психологией. Данная связь обусловлена тем, что психология способствует пониманию человеческой природы, ее естественных потребностей и возможностей, учет механизмов психического развития личности. В процессе взаимосвязи педагогики и психологии произошло возникновение следующих отраслей – возрастная педагогика и педагогическая психология, занимающиеся изучением закономерностей психических процессов в рамках целенаправленного педагогического процесса, с учетом возрастных особенностей.

В настоящее время педагогика связана и с рядом технических наук. Так связь педагогики с кибернетикой способствовала появлению программированного обучения, являющегося одной из инновационных технологий современной педагогической науки.

Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика. Изучение традиций, обрядов и обычаев разных народов служит основой для формирования особой отрасли педагогического знания - народной педагогики. Она изучает использование памятников культуры в воспитании современных школьников.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot