Понятие и сущность образовательных технологий
Термин «технология» происходит от греческого слова и имеет значение мастерство или умение. Дословно под технологией понимают науку о мастерстве.
Образовательная технология – это система взаимодействия педагога и учащихся, основой которой является конкретная концепция, определенная целью, задачами, принципами, содержанием, методами и средствами обучения.
Формирование и развитие образовательных технологий обусловлено следующими причинами:
- Возникновение необходимости максимально полного и глубокого использования психологических и личностных особенностей учащихся в педагогическом процессе.
- Постепенное осознание необходимости замены малоэффективных способов обучения на современные, актуальные и действенные.
- Необходимость в проектировании учебного процесса, а также форм взаимодействия учащегося и педагога, способных обеспечить и гарантировать высокие результаты обучения.
Образовательные технологии имеют ряд существенных характеристик:
- Концептуальность. Предусматривает опору на конкретную научную концепцию, которая в последующем будет являться фундаментом данной технологии.
- Целостность. Направлена на взаимосвязь всех структурных компонентов образовательной технологии, придающих ей необходимые заданные качества.
- Управляемость. Предполагает возможность осуществления диагностики целепологания и мониторинга воспитательно-образовательного процесса, при необходимости проведении коррекции.
- Воспроизводимость. Предусматривает возможность применение данной технологии различными педагогами, вследствие ее воспроизведения.
- Эффективность. Направлена на достижение целей образования, в соответствии с образовательными стандартами. Предполагает сокращение экономических и временных затрат (потерь).
Образовательная технология по своей структуре представлена рядом взаимосвязанных между собой компонентов, представленных:
- концептуальной основой;
- основной (содержательной) частью, которая определяет цели и содержание обучения;
- процессуальной частью, представленной непосредственно организованным образовательным процессом, методами, формами и средствами работы педагога.
Виды образовательных технологий
В настоящее время выделяют следующие виды образовательных технологий.
Личностно-ориентированные технологии обучения. Данные технологии предполагают признание основной движущей силой желание и стремление самого учащегося получать знания и умения, стремиться к развитию своего потенциала. Большое значение в рамках этой технологии имеет процесс самообразовании и самоактуализации учащегося, именно они являются основой всей технологии.
Ведущими мотивами личности выступает стремление к получению знаний, самореализации себя в обществе, возможные перспективы в будущей профессии, личностное удовлетворение от своего положения в обществе и отношению к себе окружающих.
Личностно-ориентированная технология обучения предусматривает три базовых метода:
- элементы обучения представлены в виде разноуровневых задач;
- большое значение диалога в процессе обучения;
- игровые приемы обучения.
Модульная технология обучения. Данная технология обучения основана на идее личностно-центрированного подхода, во главе которого стоит личность учащегося. Основной модульной технологии обучения является самостоятельное освоение учебных дисциплин, которые для удобства поделены на модули. Возникла эта технологии в противовес традиционному обучению и опирается на индивидуальные возможности и потребности каждого учащегося.
Учебно-модульная технология обучения, является разновидностью модульной технологии обучения. Представляет собой учебно-методический комплекс, состоящий из ряда дисциплин, каждая из которых поделена на блоки, определено время их изучения, обозначена конечная цель изучения. Важное место занимает система самоконтроля, которая обязательно содержится в каждом модуле, а также в конце изучения дисциплины.
Проблемная технология обучения. Данная технология представляет собой построение учебного процесса таким образом, что перед учащимися последовательно ставятся обучающие проблемы. Решение обучающих проблем направлено на усвоение учебного материала, получение знаний, а также приобретение умений и навыков. Таким образом, технология проблемного обучения позволяет не просто усвоить теоретические знания, но и получить практические навыки, опыт творческого решения разнообразных задач. Суть данной технологии заключается в том, что педагог не предоставляет учащимся весь объем учебного материала, а направляет на самостоятельное его нахождение и усвоение, посредством учебных задач.
Технология игрового обучения, основана на том, что игра находится в такой же взаимосвязи с обучением, как и труд, так как является одним из основных видов деятельности ребенка. Основная цель данной технологии – это стимуляция познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к обучению.
Компьютерная технология обучения, основана на использовании информационных технологий в учебном процессе. Реализация данной технологии осуществляется посредством компьютера и иных мультимедийных средств. Использование компьютерных технологий делает учебный процесс не только современным и познавательным, но интересным для детей.
В компьютерных технологиях выделяют две достаточно актуальные образовательные технологии:
- Программированное обучение, т. е. управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (компьютера, программированного учебника).
- Дистанционное обучение называют также интернет-обучением, поскольку оно связано с развитием новых средств и возможностей распространения информации. Дистанционное обучение предназначено в первую очередь для индивидуального обучения людей, желающих получить образование в форме экстерната.