Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Структура образовательной технологии

Понятие и критерии образовательной технологии

Определение 1

Образовательная технология – это совокупность взаимосвязанных методов, средств и педагогических установок, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В целом образовательную технологию можно охарактеризовать как инновационный методический инструментарий педагогического процесса.

В настоящее время разработано и апробировано на практике более ста образовательных технологий. Большинство технологий являются малозатратными, но при этом доказали свою эффективность на практике и часто внедряются в учебный процесс образовательных организаций.

К образовательной технологии предъявляется ряд требований:

  1. Концептуальность – определяет, что каждая технология разработана на основании конкретной научной концепции, являющейся ее фундаментом.
  2. Системность – указывает на то, что элементы, составляющие содержание концепции, логичны, последовательны и взаимосвязаны между собой общей целью.
  3. Управляемость – предусматривает возможность управления реализуемой технологией со стороны педагога (корректировка, адаптация и т.д., в зависимости от условий организации технологии и возможностей учащихся).
  4. Эффективность – каждая образовательная технология подразумевает получения конечного результата (эффекта) от внедрения в образовательный процесс, при минимальных затратах и вложениях.
  5. Воспроизводимость – возможность внедрения технологии в различных образовательных учреждениях, то есть технология гарантирует эффективный результат вне зависимости от того какой педагог ее реализует.

В том случае, если определенная система претендует называться технологий, то ей необходимо соответствовать всем указанным требованиям.

Замечание 1

Содержание образовательной технологии: цели, задачи, методы (приемы, средства), формы обучения.

Внедрение образовательной технологии в учебный процесс требует от педагога соблюдения следующих принципов:

  • Принцип научности и доступности предусматривает, что внедряемая технология должна быть основана на последних достижениях науки и техники, но при этом понятных и доступных для восприятия.
  • Принцип системности направлен на осуществления образовательного процесса последовательно на основании учебной программы, расписания и т.п.
  • Принцип взаимосвязи теории и практики основан на том, что знания легче усваиваются и запоминаются, если теоретическое изучение подкреплено практической работой.
  • Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя.
  • Принцип наглядности предусматривает опору на наглядные пособия (иллюстрации, презентации, макеты и т.д.) сопровождаемые словесным объяснением.
  • Принцип прочности усвоения знаний и связи обучения со всесторонним развитием личности учащихся.
«Структура образовательной технологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 2

Данные принципы являются традиционными принципами дидактики, опора на них гарантирует эффективность внедряемых образовательных технологий.

Общая структура образовательной технологии

Структура образовательной технологии состоит из трех частей:

  1. Концептуальная часть является научной основой технологии, представлена психолого-педагогическими идеями и концепциями.
  2. Содержательная часть включает в себя общие и конкретные образовательные цели, учебный и методический материал технологии.
  3. Процессуальная часть состоит из совокупности методов и форм учебной деятельность учащихся и педагога, а также деятельности педагога по управлению процессом освоения и усвоения учебного материала, осуществления диагностики образовательного процесса.
Замечание 3

Таким образом, образовательная технология обязательно должна содержать все вышеперечисленные структурные элементы, только в этом случае она будет результативной.

Вертикальная структура образовательных технологий

Образовательная технология при внедрении в образовательный процесс охватывает определенную область педагогической деятельности. Данная область может быть как составляющей частью технологии, так и сама быть в нее включена. Исходя из того, в какой области осуществляется реализация образовательной технологии, в ее вертикальной структуре выделяют четыре соподчиненных класса.

Метатехнологии – внедрение образовательной технологии в учебный процесс на уровне региона (области, района, города и т.д.). Реализация образовательных технологий является частью социальной политики региона и охватывает целостный образовательный процесс всех учебных заведений. Осуществляется через органы образования.

Применяются общедидактические виды образовательных технологий, таких как технология развивающего обучения, технология управления качеством образования в регионе.

Макротехнолоии (отраслевые образовательные технологии) – по своему охвату распространяются на деятельность определенной образовательной отрасли, направления в обучении, либо учебной дисциплины.

Применяются образовательные технологии общепедагогического и общеметодического уровня: технологии преподавания конкретного учебного предмета, технологии компенсирующего обучения, технологии коррекционного обучения и т.п.

Мезотетхнологии (модульно-локальные технологии) – технологии, направленные на совершенствование образовательного процесса в рамках отдельного модуля (части) процесса обучения. Данные технологии направлены на решение частных, локальных дидактических, методических или воспитательных задач.

Применяются технологии отдельных видов деятельности субъектов и объектов, технология изучения данной темы, технология урока, технология усвоения, повторения или контроля знаний.

Микротехнологии - это технологии, направленные на решение узких оперативных задач и относящиеся к индивидуальному взаимодействию или воздействию субъектов педагогического процесса (контактно - личностный уровень).

Применяются образовательные технологи по формированию навыков письма, тренингов по коррекции отдельных качеств индивида.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot