Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Функции образовательных технологий

Сущность и характерные признаки образовательных технологий

Замечание 1

Согласно материалам Юнеско, образовательная технология – это системный метод, направленный на создание, применение и определение всего процесса обучения и усвоения знаний, на основании имеющихся ресурсов учебного заведения.

Суть образовательных технологий заключается в том, что они направлены на нахождение таких способов реализации образовательного процесса, при которых повышается его интенсификация и эффективность получаемых результатов обучения. Технология способствуют оптимизации работы педагога, посредством внедрения инновационных методов, способов, средств и форм работы с учащимися. При выборе образовательной технологии педагог в первую очередь ориентируется на поставленную цель обучения и на желаемый конечный результат. Помимо этого большое влияние на возможность внедрения технологии оказывают материальные и технические возможности образовательной организации, педагогическое мастерство и профессионализм учителя.

Основными идеями, являющими фундаментом образовательных технологий можно назвать:

  • демократизация процесса обучения, посредством передачи части функций учащимся;
  • гуманизация обучения, предусматривающая построение отношений сотрудничества между педагогом и учениками;
  • развитие и совершенствование социальной компетенции учащихся;
  • направленность образовательного процесса личностно-ориентированный и развивающий характер обучения;
  • деятельностный, системный и компетентностный подходы к процессу образовании.

Общими задачами образовательных технологий являются:

  1. Предоставление учащимся прочных и глубоких знаний, закрепление умений и навыков применения знаний в практической деятельности.
  2. Формирование умений и навыков в различных областях деятельности.
  3. Развитие творческой активности, мышления, креативности, умения планировать свою учебную деятельность.
  4. Формирование и развитие навыка самостоятельной работы (самообучение, самоконтроль).

Специфика любой образовательной технологии заключается в том, что она требует конкретизировать цели обучения.

«Функции образовательных технологий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Структурными компонентами образовательной технологии являются:

  • цели и содержание обучения;
  • средства педагогического взаимодействия педагога и учащихся;
  • средства мотивации на обучение;
  • организация образовательного процесса;
  • субъекты процесса обучения;
  • ожидаемые образовательные результаты.

К признакам образовательной технологии, как целостной системы, относятся:

  • содержательность, заключающаяся в наличии концепции, замысла и педагогической позиции автора технологии;
  • эффективность, предусматривающая гарантированное получение обучающего результата;
  • экономичность, направленная на оптимизацию труда педагога и учащихся;
  • воспроизводимость, предусматривающая возможность воспроизведения технологии любым педагогом, без потери результата;
  • корректируемость, определяющая возможность использования обратной связи;
  • взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся;
  • наличие диагностических процедур, включающих в себя разнообразные показатели, критерии и инструментарий для определения (измерения) полученных результатов внедрения технологии.

Основные функции образовательных технологий

Замечание 2

Функции образовательных технологий обусловлены их сущностью и характерными признаками и осуществляются в органичном единстве.

Основными функциями образовательных технологий являются следующие виды.

Гуманистическая функция. Предусматривает создание психологически комфортных условий по формированию и развитию личности каждого учащегося. Гуманизация образования, в настоящее время выступает, одним из приоритетных направлений развития системы образования в стране.

Развивающая функция направлена на всестороннее развитие учащегося, подготовку его к жизни в современном социуме. Данная функция предусматривает не просто передачу знаний, а общее развитие учащегося способного в будущем активно и плодотворно принимать участие в жизни страны и общества, а также создание необходимых условий для саморазвития учащихся.

Методологическая функция выражает общую стратегию процесса обучения, внедрение разнообразных инновационных моделей обучения, апробированных на практике и показавших высокий результат.

Функция конструирования и проектирования направлена на осуществление планирования разнообразных образовательных ситуаций, возможного поведения субъектов в процессе обучения и с большой долей вероятности гарантировать достижение желаемого результата.

Организационно-деятельностная функция предполагает организацию деятельности педагога в рамках реализуемой образовательной технологии, оптимизацию его педагогической работы. Так же данная функции направлена на организацию эффективных условий деятельности учащегося, взаимоорганизацию совместной деятельности педагога и учащихся, организацию самостоятельной учебной деятельности самими учениками.

Прогностическая функция распространяется на всех участников образовательного процесса и предусматривает предвидение ими собственных результатов. Помимо этого прогностическая функция направлена на моделирования педагогического взаимодействия педагога и учащихся, осуществление прогноза уровня развития учеников за время реализации технологии.

Коммуникативная функция предполагает осуществление коммуникативной деятельности между родителями и педагогом, внедряющим технологию, а также обмен информацией между учащимися и педагогом. Важным условием выполнения данной функции является созданий необходимых условий по формированию взаимопонимания между учителем и учениками.

Рефлексивная функция обеспечивает сознание педагогом и обучаемым себя в сложившейся педагогической ситуации; оценку объективности результата педагогического взаимодействия; осмысление и освоение опыта взаимодействия; фиксирование состояния и причин развития.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot