Сущность традиционной дидактической концепции
С именем немецкого ученого И.Ф.Гербарта связывают чаще всего традиционную дидактическую концепцию. Функция обучения, по Гербарту, является развитие умственных навыков, понятий, взглядов, абстрактных знаний. К тому же Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: подготовка к обучению и весь порядок в учебном заведении должны развивать морально стойкую личность. Преподавание должно носить воспитывающий образ, объединять знания и усовершенствовать чувства воли, с тем, что сегодня называют мотивационно-потребностную сферу личности.
Для того, чтобы достичь указанных целей, нужно обучение выстраивать по следующим ступеням, которые изображают его структуру:
- Ступень ясности;
- Ступень ассоциации;
- Ступень системы;
- Ступень метода.
Говоря современным языком, конструкции воспитания соединяют пересказ, осмысление, синтез, использование. Они представляются как обязательные, независимо от уровня и предмета обучения. Логика процесса обучения, таким образом, состоит в движении от представления материала через объяснение к пониманию и обобщению.
К началу XX века эта система была подвергнута острому осуждению за вербализм, отвлеченность, интеллектуализм, изолированность от нужд и интересов ребенка и от жизни. Также критиковали ее за то, что она стремиться передать готовые знания, не включая ребенка в интеллектуальную деятельность, не содействует развитию осознания, за то, что она авторитарна, ослабляет самостоятельность ученика.
Сущность педоцентрической дидактики
В педоцентристской концепции воспитание и обучение анализируются как основные факторы развития. В границах данной концепции новаторство и творческая работы педагога являются существенными при обсуждении итогов обучения и воспитания учащихся; при этом, впрочем, персональные качества ребенка рассматриваются слабо. В основе такого аспекта находится система Д.Дьюи, трудовая школа Г.Кершенштейнера, В.Лая – теории периода реформ в педагогике в начале XX века.
Эту концепцию также называют прогрессивистской, реформаторской. Ее происхождение связывают с именем американского педагога Д.Дьюи. Название "педоцентристская" она носит потому, что Д.Дьюи рекомендовал выстраивать процесс обучения, исходя из нужд, развития и одаренности ребенка. Целью обучения должно быть формирование универсальных и интеллектуальных способностей, различных умений детей. Педоцентризм является течением в педагогике, которое занимается проблемы обучения и воспитания, исходя исключительно из индивидуальности ребенка.
По мнению сторонников новой педагогики, основной задачей дидактики стала воздействие ученика в процессе учения. Нужно сделать так, чтобы обучение носила свободный, непринужденный, самопроизвольный характер. Для этого воспитание необходимо выстраивать не как поднесение, зазубривание и повторение подготовленных знаний, а как открытие. Добывание знаний учениками в ходе их неподготовленной работы. Отсюда название "обучение через делание". Схема процесса обучения выглядит так:
- возникновение сложности в процессе работы;
- определение проблемы и трудностей;
- вынесение и рассмотрение гипотез по решению задачи;
- выводы и новая работа соответствующая приобретенным знанием.
Этапы процесса обучения воссоздают экспериментальное познание, научный поиск. Этот подход влечет за собой преобразование в содержании, методах и организационных формах обучения. Один из реформаторов В.Лай показал три этапа обучения: понимание, обработка, отражение. Особое значение он придавал "отражение", понимая под этим разнообразную работу детей на основе знаний. Без сомнений, такой подход оживляет познавательную работу и ведет к развитию мышления, способности разрешать задачи, предоставляет возможность развивать учащихся со всех сторон, создает процесс обучения захватывающим. Однако абсолютизирование такой дидактики, ее распределение на все предметы и уровни создает противоречия: пересмотр неожиданной деятельности детей и следование в обучении за их увлечениями ведет к утрате регулярности, к беспорядочному выбору информации, тормозит всестороннюю проработку материала.
Таким образом, дидактика находится перед проблемой, либо предоставить регулярное, полное основное образование на высоком академическом уровне методом директивного воспитания — и утратить индивидуальность, психологическую оригинальность и совершенствование личности, либо предоставить независимую инициативу ребенку в образовании, отталкиваться только от его нужд, пользуясь обучением через делание, — и утратить методичность в знании учеников, понизить уровень образования в школе.