Сущность технологии обучения
Технология обучения – это средства и методы практической реализации теоретических принципов воспитания и обучения детей, дающие возможность успешного достижения поставленных образовательных целей.
Технологией обучения предполагается соответствующий уровень научного проектирования, при котором цели заданы однозначно и сохранена возможность объективного поэтапного измерения и итогового оценивания достигнутого результата.
Технологии обучения включают несколько взаимообусловленных частей:
- предписание способов деятельности, то есть дидактические процессы;
- условия, в которых такая деятельность должна быть воплощена;
- средства осуществления этой деятельности.
В технологиях обучения наиболее сложный процесс – это описание личностных качеств учащихся. На каждой стадии педагогического процесса можно использовать избранную концепцию структуры личности индивида, но сами качества должны быть интерпретированы в диагностических понятиях.
Методика составления диагностической характеристики личности и ее интеллектуальных качеств представлена определенной структурой параметров и критериально-ориентированных тестов, связанных с ними, направленных на контроль степени достижения учащимися поставленных целей обучения.
Для выбора способа деятельности в технологиях обучения, принято использовать алгоритм функционирования и алгоритм управления.
Алгоритм функционирования основан на психологической теории усвоения знаний, принятой в технологии обучения. Для выстраивания управляемого дидактического процесса, разработана специальная схема алгоритма функционирования. Она включает несколько этапов обучения:
Ориентировку:
- формирование представлений, касающихся целей и задач усвоения предмета;
- осмысление избранной последовательности содержания предмета и соответствующих ей приемов изучения.
Исполнение, то есть изучение отдельных тем курса, межпредметных связей и т.д.;
Контроль и корректирование.
Алгоритм управления представляет собой систему правил слежения, контроля и коррекции познавательной деятельности учащихся, чтобы достичь поставленную цель.
Педагогическая технология представлена совокупностью психолого-педагогических установок, которыми определяется специальный подбор и компоновка форм, методов, способов, воспитательных средств и приемов.
Реализация педагогической технологии обучения
Педагогическая технология обучения реализуется технологическими процессами, ориентированными на конкретные педагогические результаты.
Учебно-воспитательный процесс организован следующими технологическими подходами:
- тестами на измерение умственных способностей;
- разнообразными наглядными пособиями и схемами для получения и отработки навыков;
- организационными структурами формирования самоуправления, соревнованием, едиными требованиями самообслуживания.
Предметом педагогической технологии выступает конкретное взаимодействие учителей с учащимися в любой сфере деятельности.
Задачами педагогической технологии и технических процессов обычно считают следующие:
- отработка и закрепление знаний, умений и навыков в любых сферах деятельности;
- формирование, отработка и закрепление общественно ценных форм и поведенческих привычек;
- пробуждение у учеников интереса к умственным занятиям, развитие способностей для осуществления интеллектуального труда и мыслительной деятельности, осмысления фактов и закономерностей науки;
- обучение действиям с технологическим инструментарием;
- развитие самостоятельного планирования и систематизация собственной учебной деятельности и самообразования;
- воспитание привычки четного соблюдения требований технологической дисциплины в процессе организации учебных занятий и общественно полезного труда.
Педагогической технологии обучения свойственно несколько черт:
- различные педагогические цепочки отличаются воспитательным потенциалом. Одними подавляется творческая инициатива посредством жестких требований к последовательности основного набора элементов программы, а другими формирования благоприятной почвы для развития активной сознательной мыслительной деятельности;
- способность содержания обучения или воспитания, подвергшаяся кодированию без утраты при этом собственных воспитательно-обучающих возможностей;
- каждое технологическое звено, система, цепочка, прием, которыми должно определяться целесообразное место в педагогическом процессе. При этом ни одна технология не способна полностью заменить живое общение между людьми;
- педагогическая технология тесно взаимосвязана с психологией. Любое технологическое звено будет более эффективным, если оно психологически обосновано и имеет практический выход. Наиболее ярко воспринимать учебный материал помогают наглядные технологические средства.
Общая цель всех технологий:
- во-первых, достижение гарантированного результата обучения или воспитания;
- во-вторых, повторение и воспроизведение полученного результата обучения.
При этом значительно меньше тратится время, средства, физические и интеллектуальные силы. Но технологии имеют и свои специфические цели.
Например, целью адаптивной технологии выступает обучение самостоятельной работе и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы, добыче знаний и на основании этого формировать интеллект учащегося.
Цель технологии полного усвоения знаний – обучить каждого ребенка добиваться достаточно высокого результата при усвоении и применении умений и знаний. Также к целям относят процесс формирования творческого и нестандартного мышления, которое освобождено от привычных штампов и стереотипов.
Таким образом, технологии обучения направлены на достижение образовательных целей в полном объеме, построение целесообразного образовательного пространства и развитие нестандартного творческого мышления.