Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Здоровьесберегающие технологии в обучении

Понятие и виды здоровьесберегающих технологий в обучении

Определение 1

Здоровьесберегающие технологии в обучении – это качественная характеристика любой образовательной технологии, состоящая из комплекса педагогических методов, приемов и принципов деятельности, направленной на дополнение технологии воспитания и обучения, наделенных признаками здоровьесбережения.

По своему содержанию здоровьесберегающая технология состоит не из какой-то одной конкретной деятельности, а объединяет в себе направления деятельности образовательной организации по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

В настоящее время выделяют несколько групп здороьесберегающих технологий в обучении. Каждая из них имеет определенный подход к вопросам охраны здоровья детей.

Основные группы здоровьесберегающих технологий в обучении:

  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) – основаны на том, что все вопросы, касающиеся здоровья относятся к компетенции системы здравоохранения. В основе сохранения и укрепления здоровья детей лежит профилактическая работа, организуемая медицинскими работниками. В рамках учебного заведения медико-гигиенические технологии проявляются в соблюдении гигиенических норм и правил, регламентации СанПиНов, обязательной организации медицинского кабинета и т.п.

  2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) – основаны на физическом развитии детей посредством систематических занятий физической культурой, закаливанием, развитием физических качеств, формированием привычки к ЗОЖ и ежедневному выполнению физических упражнений.

  3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) – в настоящее время данная технология редко используется, так как ее ресурсы недооценены и в связи с чем, слабо задействованы в обучении. Основное направление ЭЗТ – это создание природосообразных и экологически оптимальных условий жизнедеятельности и обучения детей. В рамках образовательной организации реализуются посредством обустройства пришкольной территории, живых уголков, проведении различных природоохранных мероприятий и т.д.

  4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ) – осуществляются специалистами по охране и защите труда. Непосредственно в обучении осуществляется проведение уроков ОБЖ, на которых детей знакомят с правилами сохранения жизни в различных условиях.

  5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), подразделяют на три основные подгруппы:

    • организационно-педагогические технологии (ОПТ) – определяют правильную организацию и структуру учебного процесса, в соответствии с требованиями СанПиНа;
    • психолого-педагогические технологии (ППТ) – регулируют деятельность педагога непосредственно во время урока, определяют уровень и степень его воздействия на учащихся;
    • учебно-воспитательные (УВТ) – состоят из программ по обучению правильной заботе о собственном здоровье, формировании культуры здоровья у детей, мотивации к ЗОЖ и т.д.
«Здоровьесберегающие технологии в обучении » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Кроме описанных видов здоровьесберегающих технологий в обучении, выделяют еще два вида технологий, которые реализуются вне учебного заведения, но имеют большое значение для сохранения и укрепления здоровья детей:

  • Социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии – направлены на сохранение и укрепление психического здоровья детей. Осуществляются посредством психологических тренингов и программ.
  • Лечебно-оздоровительные технологии – состоят из лечебной физкультуры и лечебной педагогики, направлены на восстановление и укрепление здоровья детей.
Замечание 1

Основная цель здоровьесберегающих технологий, вне зависимости от ее вида – это сохранение и укрепление здоровья детей

Уровни решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в обучении

Можно выделить три уровня решения задач и проблем, стоящих перед реализацией здоровьесберегающих технологий в системе образования.

Уровень города или района, в рамках которого объединены несколько образовательных учреждений. Решение задач или проблем достигается посредством принятия стратегически грамотных решений, в основе которых лежит разработка эффективных программ по работе с детьми. Помимо научного обеспечения, так же требуется финансирование, необходимое для реализации разработанных программ. На данном уровне ответственными являются руководитель отдела образования и его заместители.

Уровень образовательного учреждения. Решение задач здоровьесбережения начинается с постановки цели и определения основной проблемы непосредственно в рамках конкретного образовательного учреждения. Ответственным лицом является директор образовательного учреждения. Однако все решения принимаются не единолично, а совместно с родительским комитетом, Советом школы и педагогическим коллективом.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий на данном уровне:

  • организация оптимальных экологических, гигиенических и т.д. условий процесса обучения;
  • обеспечение педагогического процесса необходимыми условиями, исключающими возникновение дезадаптационных состояний у детей;
  • обеспечение учащихся качественным питанием, в соответствии с медико-гигиеническими требованиями;
  • включение в образовательную программу дисциплин, имеющих направленность на формирование у детей ЗОЖ;
  • подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, обладающих необходимыми знаниями в области здоровьесбережения;
  • проведение просветительской работы среди родителей (опекунов) детей.

Уровень класса – обеспечение здоровьесберегающих условий работы непосредственно во время урока. Это связано с тем, что в зависимости от того насколько организуемая педагогом деятельность во время урока соответствует задачам здоровьесбережения, достигается общешкольная цель.

Замечание 2

Таким образом, главная задача реализации здоровьесберегающих технологий - такая организация образовательного пространства на всех уровнях, при которой качественное обучение, развитие, воспитание учащихся не сопровождается нанесением ущерба их здоровью.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 25.04.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot