Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Здоровьесберегающие технологии в специальном и инклюзивном образовании

Здоровьесбережение и инклюзивное образование

Здоровьесберегающие технологии – это совокупность приемов, методов, средств обучения и подходов к образовательной деятельности, при которой:

  • учитываются индивидуальные особенности детей;
  • исключается чрезмерная интеллектуальная, эмоциональная и нервная нагрузка в процессе освоения учебного материала;
  • создается благоприятный морально-психологический климат в коллективе;
  • ребенок обучается способам защиты себя от стрессов и обид.
Определение 1

Инклюзивное образование – это Форма обучения, при которой каждому ребенку, имеющему физические либо интеллектуальные особенности развития, дается возможность учиться в общеобразовательных учреждениях наравне с обычными детьми.

Иными словами, при инклюзивном образовании предполагается, что дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, должны включаться в общую образовательную систему. Они могут посещать общеобразовательную школу по месту жительства вместе с ровесниками без инвалидности, но при этом будут учтены их особые образовательные потребности.

Основой инклюзивного образования выступает идеология, исключающая любую дискриминацию детей, то есть обеспечивающая равное отношение ко всем людям, а также создание особых условий для детей с расширенными образовательными потребностями.

Принципы инклюзивного образования

Приказ Министерства науки от 19.12.2014 г. № 1598, утверждающий ФГОС НОО учащихся с ОВЗ, разработан в соответствии с Законом «Об образовании» на основании Конституции РФ и законодательства РФ, а также Конвенции ООН о правах ребенка, правах инвалидов, региональных и национальных потребностях народов РФ.

Цель разработки ФГОС для детей с ОВЗ – гарантия для каждого ребенка реализации его права на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

«Здоровьесберегающие технологии в специальном и инклюзивном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • степени тяжести нарушения психического развития;
  • способности осваивать цензовый уровень образования;
  • вида учебного заведения;
  • региона проживания.

В классе инклюзивного обучения должны быть созданы условия для реализации принципов индивидуального и дифференцированного подхода в обучении детей с разными образовательными возможностями и потребностями. На учебном занятии по любой дисциплине необходимо обучать каждого, но при этом принимать во внимание способности каждого учащегося по отдельности, в том числе возможности его участия во фронтальной работе на уроке.

Принцип сознательности и активности учеников в ходе обучения реализуется на основании использования разных приемов обучения, которые помогают вызывать у учащихся переживание и сочувствие. Переживаниями стимулируется развитие интеллекта. Эмоциональное побуждение более действенное по сравнению с интеллектуальным, так как они присутствуют у детей с любыми отклонениями умственного развития.

Здоровьесберегающие технологии

Состояние здоровья молодого поколения – важный показатель общественного благополучия общества и государства, которым отражается не только настоящая ситуация, но и дается точный прогноз на будущее.

На сегодняшний день здоровьесберегающие технологии – актуальная задача всей образовательной системы. Они реализуются на основании личностно-ориентированного подхода, относясь к тем жизненно важным факторам, благодаря которым ученики учатся жить вместе.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ученикам возможность сохранить здоровье в период обучения в образовательном учреждении, сформировать необходимый объем знаний, умений и навыков здорового образа жизни, научить пользоваться полученными знаниями в ежедневной жизни.

Определение 2

Здоровьесберегающие технологии – это система мер, предполагающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, которые направлены на сохранение здоровья ребенка на каждом этапе его обучения и развития.

Здоровьесберегающие технологии состоят из:

  • дифференцированного обучения;
  • рациональной организации урока;
  • создания благоприятного психологического климата;
  • зрительной гимнастики;
  • динамических пауз.

Особую роль в инклюзивном образовании играют электронные образовательные ресурсы. Дистанционное образование, ввиду его доступности практически в любом уголке земли, может превратиться в основной вид обучения в будущем, если разрабатывать соответствующую методику электронной педагогики, которая учитывает разные стили обучения.

Одна из первостепенных задач здоровьесберегающей педагогики – поиск такого режима труда и отдыха учащихся, который сможет обеспечить их высокий уровень работоспособности на протяжении длительного времени учебных занятий, избегая переутомления. Данная задача приобретает особенную актуальность в свете современных подходов к рассмотрению проблемы инклюзивного образования, а также дистанционного обучения лиц с ОВЗ.

Отсутствие территориальной привязанности при реализации дистанционного образования дает возможность получения дополнительной тематической информации.

Чтобы сохранить физическую форму своего ребенка, при обучении на дому, родители могут более эргономично организовать рабочее место, что невозможно сделать в стенах школы.

При дистанционном образовании меняется и эмоциональность обучения, так как взаимодействие в системе учитель-ученик ощущается менее реально по сравнению с очным обучением. При этом дистанционное обучение не следует воспринимать в качестве отрыва от реальной жизни лиц с ОВЗ, правильнее будет рассматривать его в качестве способа улучшить эффективность обучения, основываясь на особых потребностях и статусе ребенка.

Дистанционной формой обучения существенно снижается привязанность к четкому режиму обучения, что помогает снизить стрессовые воздействия и психологическую нагрузку на учащегося в процессе усвоения им отдельных вопросов, тем и разделов той или иной дисциплины.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 26.04.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot