Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование читательских умений у младших школьников

Особые читательские умения, требующие формирования в младшем школьном возрасте

Определение 1

Читательские умения – это специфические навыки, ориентированные на восприятие языка, сюжета произведения и его идеи, восприятие образов литературных героев и понимание основного смысла литературного произведения.

Чтобы полноценно воспринимать литературное произведение т.е. полностью понимать его смысловое назначение и уметь передать его другим людям, необходимо обладать особыми читательскими навыки. Они начинают формироваться в старшем дошкольном возрасте и активно развиваются в период начального обучения в школе.

Каждый этап восприятия литературного произведения требует наличия определенных читательских навыков, которые автоматически активизируются читателем. Рассмотрим особые читательские умения, формируемые в младшем школьном возрасте:

  1. Навыки восприятия выразительных языковых средств. Эти навыки являются фундаментом полноценного понимания литературного произведения. Учащиеся обучаются адекватному восприятию литературного слова, языковых средств, которыми авторы создают художественный образ и отражают свое отношение к событиям литературного произведения. Детей необходимо обучить улавливать особенности построения фразы и выбора автором слов, которыми он наполняет произведение, характеризуя героев, ситуации и т.д.
  2. Навыки отражения в воображении художественных картин, которые автор отобразил в словесной форме. Этот навык необходим для восприятия читателем литературных образов художественных произведений. Автор произведения не отображает словами полностью всю художественную картину. Читателю необходимо построить ее образ в своем сознании, на основе слов, отображающих ключевые детали той или иной ситуации, воображаемого мира. Этот навык отражает творческую ориентацию читательского процесса и деятельности читателя.
  3. Навыки установления причинно-следственных связей литературного произведения. В младшем школьном возрасте, дети еще не способны к пониманию целостной картины литературного произведения. Их необходимо обучать детальному рассмотрению сюжетов, выявлению связей и зависимостей между отдельными сценами. Кроме того, в задачу педагога входит обучение детей сущности вступления, завязки, развитием действия и концовки. Дети должны понять, какую роль играют эти компоненты в сюжетной линии и ее понимании.
  4. Навыки полноценного восприятия персонажей произведения. Читатель должен уметь воспринимать образ героев произведения в полном объеме т.е. целостно. Это предполагает формирование у читателя по отношению к герою каких-то эмоций и чувств, что позволяет ему анализировать его действия и поступки, понимать их мотивы и роль в целостной художественной картине.
  5. Навыки освоения художественной идеи литературного произведения. Ребенка необходимо научить установлению связей и зависимостей между каждым компонентом и сценой литературного произведения. Тогда ребенок сможет более полно и глубоко воспринимать литературное произведение.
  6. Навыки рассмотрения и понимания позиции автора. Ребенок должен видеть, как автор относится к той или иной ситуации, героям произведения и их поступкам. Читая произведение, ребенок должен улавливать авторскую позицию. Этого можно достичь при формировании всех специфических читательских умений.
«Формирование читательских умений у младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формирование читательских умений в младшем школьном возрасте реализуется через создание читательской деятельности, ее включение в процесс обучения на регулярной основе. На уроках литературного чтения педагогом должны быть использованы методы, приемы и технологии, специально ориентированные на формирование читательских навыков учащихся.

Методические приемы, ориентированные на развитие воображения

Важной группой приемов развития читательских умений, являются приемы, ориентированные на активизацию воображения читателя. Воображение младшего дошкольника не всегда может работать в полную силу. Это может быть обусловлено возрастными особенностями психофизиологического развития ребенка, малым объемом жизненного опыта, сложностями социальной адаптации.

Замечание 1

Развивать воображение нужно и, даже, необходимо. Это способствует адекватному полноценному восприятию и пониманию литературного произведения.

К основным методам активизации воображения младших школьников относятся следующие:

  1. Включение вопросов в заключительную часть учебного занятия. Педагог должен составить вопросы, касающиеся прочитанного произведения и его понимания учащимися. Хорошо, если вопросы будут требовать раскрытия информации о представлениях читателей, его фантазий на тему прочитанного.
  2. Методы словесного и графического рисования. Сцены произведений, героев можно изобразить на классной доске мелом или прокомментировать какие-то сцены, описать пейзажи словами.
  3. Просмотр и анализ иллюстраций к литературному произведению. Иллюстрации необходимо не просто просмотреть, а детально прокомментировать, чтобы у детей сформировалось полноценное понимание и восприятие тех или иных сцен произведения.
  4. Составление сценариев литературного произведения. На основе прочитанного, можно составить, совместно с детьми, сценарий мультфильма или сформировать диафильм.
  5. Метод конструирования. Он предполагает лепку из пластилина и иных подручных средств, вырезание из бумаги героев, прочитанного произведения, наделение их теми особенностями, какие видятся ребенку.
  6. Методы театральных постановок. Можно разыграть отдельные сцены литературного произведения на учебном занятии. Этот метод актуально применять, когда произведение уже полноценно проанализировано т.е. читатели прочли его неоднократно, дали характеристики героям, провели анализ событий. Театральная игра поможет детям не только активизировать воображение, но и раскрыть свои творческие способности, исполняя роли героев, отражая их поведение, совершая их поступки. Дети будут стремиться представить сцены из произведения с максимальной точностью т.е. так, как они предстают в воображении ребенка.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot