Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология средств обучения

Понятие технологии средств обучения

Определение 1

Технология средств обучения – совокупность средств и методов осуществления теоретически обоснованных процессов воспитания и обучения, позволяющих в полной мере реализовывать образовательные цели и задачи.

Технология средств обучения неразрывно связана с соответствующим научным проектированием, когда цели заданы однозначно, присутствует возможность поэтапных измерений, осуществляемых объективно, анализ и итоговая оценка полученных результатов.

Технология средств обучения включает:

  1. дидактические процессы – предписания способов деятельности;
  2. условия, в которых данная деятельность реализуется;
  3. средства осуществления этой деятельности.

Наиболее сложным в технологии обучения является проблема описания личностных, индивидуальных качеств учащихся. Выбранная концепция структуры личности может использоваться на всех этапах педагогического процесса. Однако личностные качества нужно интерпретировать в диагностических понятиях.

Методика диагностического описания интеллектуальных качеств личности и ее личностного опыта представляет собой совокупность определенных параметров, критериально-ориентированных тестов, служащих для контроля уровня достижений учащимися поставленных целей обучения с диагностической целью.

Выбор технологии средств обучения обусловлен характерными особенностями дидактической задачи, он подчиняется правилам принятия наиболее рациональных и оптимальных решений. Выбор способа деятельности происходит с использованием алгоритма функционирования (правил познавательной деятельности обучаемых) и алгоритма управления.

Построение алгоритма функционирования основано на психологической теории усвоения знаний. Схема алгоритма функционирования помогает выстроить управляемый дидактический процесс и включает несколько этапов обучения: ориентировка (создание представления о целях и задачах усвоения предмета; понимание выбранной последовательности приемов изучения и содержания предмета); исполнение (изучение межпредметных связей, отдельных тем курса и т.д.); анализ, контроль и корректирование процесса обучения.

«Технология средств обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Алгоритм управления представляет собой систему правил оценивания, анализа, контроля и коррекции познавательной деятельности для достижения целей обучения. Для достижения каждой конкретной цели используется строго определенный алгоритм управления.

Педагогическая технология

Определение 2

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих выбор и компонование форм, методов, средств, способов и приемов обучения. Педтехнология реализуется в технологических процессах, ориентированных на конкретный результат в педагогической деятельности.

Учебно-воспитательный процесс реализуется благодаря разным технологическим подходам: тесты, оценивающие умственные способности; различные схемы и наглядные пособия для получения и отработки соответствующих навыков; организационные структуры создания условий для соревнования, самоуправления, единых требований самообслуживания.

Особенности педагогической технологии:

  • различные педагогические цепочки имеют разный воспитательный потенциал (некоторые призваны подавлять творческую инициативу путем применения к последовательности главных элементов программы жестких требований, другие формируют благоприятную почву для развития и совершенствования сознательной активной мыслительной работы;
  • каждая технологическая система, звено, прием, цепочка нуждаются в определении наиболее целесообразного положения в педагогическом процессе;
  • любая технология обучения нуждается в непосредственном человеческом участии и общении;
  • способность содержания средств и методов обучения и воспитания подвергаться определенному кодированию, сохраняя при этом учебно-воспитательные возможности;
  • творческое преломление технологии обучения сквозь личность как педагога, так и учащихся;
  • тесная взаимосвязь с психологией, так как любое звено в технологии обучения более эффективно, когда обладает психологическим обоснованием.

Цели и задачи технологии средств обучения

Основные задачи технологии средств обучения:

  • отработка и закрепление знаний, навыков и умений в различных сферах деятельности;
  • пробуждение у обучающихся интереса к интеллектуальным занятиям, формирование и развитие способностей к умственному труду и мыслительной деятельности, осмысление закономерностей и фактов науки;
  • формирование, отработка и закрепление социально значимых привычек и форм поведения;
  • развитие у обучающихся умений самостоятельного планирования, возможности систематизировать собственную самообразовательную и учебную деятельность;
  • обучение работе и взаимодействию с технологическим инструментарием;
  • воспитание привычки следования требованиям технологиям обучения в организации общественно полезного труда и учебных занятий.
Замечание 1

Основная цель технологии обучения - достижение гарантированных результатов в обучении и воспитании, их воспроизводимость и повторяемость с наименьшими затратами средств, времени, интеллектуальных и физических сил.

Специфические цели технологий обучения:

  1. Адаптивная технология - обучение приемам и способам самообразования, исследовательской деятельности, самоконтроля; формирование и совершенствование умений самостоятельной деятельности в процессе приобретения знаний, развитие умственных способностей учащихся.
  2. Интегральная технология - развитие интеллектуальных способностей и стимулирование интереса в обучении, обогащение старшеклассников интегрированными знаниями.
  3. Технология полного усвоения знаний – обучение способности добиваться высоких результатов в усвоении и применении полученных знаний, навыков и умений.
  4. Технология проблемного обучения - развитие индивидуальных умственных особенностей и процесса мышления; стимулирование интеллектуальной активности; формирование способов умственной деятельности, внутренних мотивов обучения, творческих способностей; обучение самостоятельному поиску путей решения проблемы; формирование нестандартного, творческого мышления, свободного от штампов и стереотипов.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 18.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot