Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология индивидуализации обучения

Понятие и сущность технологии индивидуализации обучения

Определение 1

Технология индивидуализации обучения – это модель организации учебного процесса, при которой педагог взаимодействует с одним конкретным учащимся, посредством специально отобранных методов и средств, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей данного учащегося.

В процессе индивидуального обучения учащийся взаимодействует напрямую с педагогом и средствами обучения.

Одним из основных достоинств индивидуального обучения является то, что педагог имеет возможность адаптировать методы, средства и приемы обучения под определенного учащегося с учетом его возможностей и потребностей. Так же педагог имеет возможность наблюдать за процессом обучения, успехами или неудачами учащегося, своевременно оказывать ему необходимую помощь и поддержку. То есть педагог может полностью контролировать учебный процесс и сосредоточить все свои профессиональные силы и мастерство на обучении одного ученика.

Преимущества индивидуального обучения со стороны ученика состоят в том, что он имеет возможность рационально расходовать свои силы, контролировать собственную учебную деятельность, а также обучаться в удобное время, что естественно положительно сказывается на достижении учебных результатов.

В настоящее время применение индивидуального обучения в современной общеобразовательной школе в «чистом» виде не возможно. Это связано в первую очередь с нехваткой кадров, а также с большой загруженностью педагогов. Довольно часто на одного педагога приходится 25-35 учеников. Индивидуальное обучение реализуется в рамках внеурочной деятельности с отстающими учениками, с целью «подтянуть» их.

В контексте технологии индивидуализации обучения необходимо различать такие понятия как «индивидуальный подход» и «индивидуализация обучения». Несмотря на кажущуюся идентичность, это разные по определению понятия.

Индивидуальный подход – это организация педагогического процесса, при которой педагог взаимодействует с конкретным учащимся по индивидуально разработанной модели, исходя из его возрастных, психологических, физических особенностей и потребностей.

«Технология индивидуализации обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Индивидуализация обучения – это такая организация педагогического процесса, при которой осуществляется отбор и адаптация методов, средств и приемов обучения, в соответствии с индивидуальными особенностями учащегося.

Замечание 1

Совокупность индивидуального подхода и индивидуализации обучения является технологией индивидуализированного обучения.

Индивидуальный подход, как один из основных принципов обучения, используется практически во всех образовательных технологиях, в той или иной мере. Исходя из этого индивидуализацию обучения, можно назвать «проникающей технологией». В свою очередь, те технологии, которые ставят во главу учебного процесса индивидуализацию как основное средство обучения и достижение образовательных целей, можно рассматривать отдельно как самостоятельные системы, обладающие всеми признаками и качествами целостной педагогической системы.

Классификационные характеристики технологии индивидуализации обучения

Замечание 2

Технология индивидуализации обучения представлена динамическими системами, которые охватывают все уровни и звенья образовательного процесса.

Основными классификационными характеристиками технологии индивидуализации обучения являются:

  • применима на всех уровнях обучения;
  • основана на гуманистической философии;
  • предусматривает комплексное био-социо-психогенное развитие учащегося;
  • направлена на ассоциативно-рефлекторную концепцию усвоения учебного материала;
  • имеет обучающий, светский, гуманитарный, общеобразовательный, личностно-ориентированный и дидактоцентрический проникающий характер содержания;
  • по типу управления: система «репетитор»;
  • представлена альтернативной, академической, клубной и индивидуально-групповой организационными формами;
  • имеет гуманно-личностный подход к ребенку;
  • преобладающие методы обучения – это программирование, саморазвитие и творчество;
  • основное направление модернизации обучение – это альтернатива;
  • направлена на все категории учащихся.

Основными целями технологии индивидуализации обучения являются:

  1. Выявление, сохранение и последующее развитие индивидуальности ребенка и его потенциальных возможностей.
  2. Оказание содействия общеобразовательной программе по усвоению каждым учащимся необходимого уровня знаний.
  3. Формирование у каждого учащегося основных знаний, умений и навыков при опоре на его зону ближайшего развития.
  4. Повышение мотивации на обучение и развитие у учащихся познавательной активности.
Замечание 3

Реализация технологии индивидуализации обучения предусматривает индивидуальную работу с каждым учащимся по специально разработанной индивидуальной модели, которая учитывает личностные качества ученика, ориентирована на его особенности в общении и развитии, потребности в новых знаниях, а также на создание комфортных психологических условий.

Виды технологий индивидуального обучения

В настоящее время выделяют несколько ведущих авторских технологий индивидуализации обучения, которые на практике показали высокие результаты:

  1. Технология индивидуализированного обучения Инге Унт – данная технология проникает во все звенья учебного процесса (цель, задачи, методы, содержание и т.д.). Основным средством достижения образовательных целей является индивидуализация работы с учеником.
  2. Адаптивная система обучения А.С. Границкой – в центре данной система стоит ученик, его особенности развития, возможности в усвоении учебного материала и потребности в новых знаниях. Исходя из данных параметров, педагогом создается модель индивидуальной работы с учащимся, подбираются и адаптируются методы, средства и приемы обучения.
  3. Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова – технология обучения на основании индивидуально-ориентированного учебного плана, разработанного педагогом исходя из индивидуальных особенностей учащегося. Обучение строится на основе «от простого к сложному». В конце учебного занятия педагогу необходимо заинтересовать учащегося предстоящим новым учебным материалом, тем самым мотивировать его на процесс обучения.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.05.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot