Методы преподавания ОРКСЭ
ОРКСЭ (основы религиозных культур и светской этики) – это один из учебных предметов школьной программы, ее федеральный компонент.
Предмет состоит из шести модулей, из которых ученики или их родители могут выбрать один для изучения:
- основы православной культуры;
- основы исламской культуры;
- основы буддийской культуры;
- основы иудейской культуры;
- основы мировых религиозных культур;
- основы светской этики.
Преподавание курса предполагает следующие подходы:
- целенаправленное включение учеников в процесс обсуждения и самостоятельное исследование вопросов изучения представлений о морали и нравственности в рамках отечественной культурной традиции;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- создание условий для положительной самостоятельной активности учеников.
Наиболее значимыми методами освоения содержания курса являются:
- моральные дилеммы и дискуссии – они создают доступную для понимания школьниками проблемную ситуацию, которая имеет отношение к реальной жизни и включает два и более вопросов. Метод позволяет ученикам сделать в реальной жизненной ситуации самостоятельный выбор;
- эвристические методы – используются, чтобы решать творческие задачи при открытии нового. Это позволяет развить человеческие способности, выработать новые продуктивные идеи или их сочетание, получая оригинальные и целенаправленные результаты в исследуемой области;
- исследовательский метод – представляет собой организацию обучения, в которой учеников ставят на место исследователей, то есть они самостоятельно должны выдвигать гипотезу, подтверждать или опровергать ее, основываясь на известных данных, делать выводы и обобщения, постигать ведущие понятия и идеи, а не получать их в готовом виде;
- проектирование – тип деятельности, в котором сочетается индивидуальная самостоятельная работа и групповые занятия, в результате которых дети создают итоговый продукт их собственной творческой деятельности, учатся анализу сложившейся ситуации, выделению проблемы, формулировке ожидаемых результатов, постановке задач и поиску оптимального способы решения проблем.
Специфика преподавания ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения
Формы и виды учебной деятельности, которые рекомендованы для использования в преподавании курса ОРКСЭ в классах компенсирующего обучения, базируются на оптимальном сочетании разных методов обучения:
- словесные – помогают формировать теоретические и фактические знания и помогают развивать логическое мышление, речевые условия и эмоциональную сферу личности;
- наглядные – развивают образное мышление, познавательный интерес, воспитывают художественный вкус, формирую культурную эрудицию;
- практические, проблемно-поисковые и методы самостоятельной работы – закрепляют теоретические знания и совершенствуют умения практической деятельности в конкретных сферах, развивают самостоятельность мышления и познавательный интерес;
- репродуктивные – помогают осваивать фактические знания, развивать память, совершенствовать навыки учебного труда.
Значимое место в преподавании курса ОРКСЭ занимает работа в группах, позволяющая ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создавая эффект включенности в общую классную работу.
Групповая работа в классах компенсирующего обучения будет эффективной только, если будет четко сформулирована цель или проблема, решение которой дети должны стремиться найти коммуницируя и взаимодействуя между собой, а также получая организационную и содержательную поддержку со стороны учителя, выступающего в роли модератора дискуссии. Такая работа должна занимать не более 15 минут и проходить в условиях благоприятной атмосферы.
Прекрасная форма организации взаимного сотрудничества – парная работа, которая позволяет преодолевать страх перед учителем и одноклассниками, помогает формировать коммуникативные, регулятивные универсальные учебные действия.
Также в классах компенсирующего обучения хорошо показали себя следующие методы обучения:
- интервьюирование – вопросы интервью дети должны разрабатывать самостоятельно и направляться на раскрытие какой-либо темы или проблемы, выбранной ими совместно с учителем;
- составление словарей – сквозной тип учебной деятельности, проходящий через все уроки курса, что способствует систематизации и усвоению учебного материала. Глоссарий включает понятия, характерные конкретному содержательному модулю, то есть ключевые для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого материала;
- сочинения и эссе – актуально предлагать детям несколько тем для рассуждения на выбор, но они должны быть оригинальными и стимулировать фантазию и образное мышление, а также позволять переосмысливать информацию с новых позиций, проводить параллели между историческими и культурными событиями прошлого и современности;
- галерея образов – формирует образное восприятие изучаемого материала, устанавливает внутренние связи курса на визуальном уровне. Также такой тип работы формирует культурную эрудицию детей. Галерея образов может состоять из фотографий, иллюстраций, репродукций картин, изображений культовых сооружений, характерных изучаемой религиозной культуре.
Галерея образов может быть представлена в виде выставки, оформленной руками учеников, либо быть виртуальной. Хорошо, если каждый экспонат выставки имеет краткую аннотацию, что помогает закрепить теоретические знания.
На финальном уроке по изучаемой теме можно презентовать галереи образов детей, где каждый ребенок будет иметь возможность рассказать о своем вкладе в создание экспозиции. Такая работа повышает учебную мотивацию, а также способствует развитию навыков презентации собственных образовательных результатов и коммуникативных качеств личности; информационно-коммуникативные технологии позволяют детям быстро находить необходимый иллюстративный материал, требуемый на каждый урок курса и самостоятельно его оформлять.