Понятие образовательной технологии
Образовательную технологию принято рассматривать с двух сторон. С одной стороны – это комплекс методов и средств, направленных на инновацию и совершенствование процесса обучения, для достижения поставленной цели образования. С другой стороны – это эффективная организация процесса взаимодействия между педагогом и учащимися.
Выделяют следующие причины разработки образовательных технологий:
- Возникновение необходимости замены не эффективных методов и средств обучения на актуальные и современные.
- Необходимость учета личностных и психофизиологических особенностей учащихся при организации образовательного процесса.
- Организация образовательного процесс и организационных форм взаимодействия педагога и учащихся, направленных на получение гарантировано высоких результатов обучения.
Каждая образовательная технология спроектирована на основании определенной научной концепции, направленной на решение конкретной образовательной цели и достижение результата.
Образовательные технологии имеют характерные черты, представленные:
- Разработанностью диагностично поставленных образовательных целей и задач
- Взаимосвязь компонентов технологии, общий ориентир на поставленную цель
- Обязательное наличие обратной связи, представленной в виде текущих и итоговых оценок, разъяснение учащимся шкалы оценивания
- Воспроизводимость образовательных технологий, подразумевает что любой педагог может взять готовую технологию, внедрить в образовательный процесс, без потери ее эффективности
Одним из преимуществ образовательных технологий перед традиционными формами обучения является создание разнообразных нестандартных заданий для всех уровней обучения. Недостатком образовательных технологий является их направленность на обучение репродуктивного типа, то есть своеобразное «натаскивание» учащихся и отсутствие разработанной системы мотивации на учебную деятельность.
Понятие педагогической задачи
Задачи образовательных технологий берут свое начало из педагогической задачи, которая рассматривается как своего рода ситуация, соотнесенная с целью обучения и условиями ее реализации.
В настоящее время выделяют различные типы педагогических задач:
- Тип педагогических задач, направленных на рассмотрение конкретной педагогической ситуации, соотнесение ее с педагогической деятельность и условиями реализации в практику. К этому типу относятся содержательные педагогические задачи, направленные на совершенствование личности учащегося, его качественные изменения. Для выделения и описания данных задач используются задаваемые качества личности, которые необходимо изменить.
- Типы задач социального управления. К данному типу задач относятся функциональные педагогические задачи, направленные на определенный педагогический акт. Функциональные задачи выстраиваются в виде четко структурированной системы, реализация которой должна влиять на формирование заданных качеств у учеников и решению содержательных педагогических задач.
Задачи образовательных технологий в зависимости от их вида
Каждая образовательная технология имеет свои конкретно установленные задачи, которые «вытекают» из поставленной перед технологией цели.
Технология проблемного обучения – создание проблемных ситуаций в процессе обучения.
Задачи технологии:
- развитие мыслительных способностей;
- формирование умения и навыков самостоятельной деятельности;
- овладение творческими навыками.
Технология разноуровневого обучения – организация образовательного процесса в соответствии с уровнем развития и имеющимися знаниями у учащихся.
Задачи:
- обеспечение возможности всем учащимся овладеть базовыми знаниями, умениями и навыками;
- предоставление условий по развитию индивидуальных способностей учащихся;
- организация учебного процесса на основании индивидуальных потребностей учащихся.
Технология проектного обучения – обучение осуществляется на основании разработанных педагогом проектов (тематических, целевых и т.д.).
Задачи:
- развитие индивидуальных творческих способностей каждого учащегося;
- формирование осознанного подхода к самоопределению в обществе и в будущей профессии.
Технология исследовательских методов в обучении основана на реализации исследовательской работы в виде разнообразных практических занятий.
Задачи:
- формирование навыков самостоятельной работы у учащихся;
- развитие умения вникать в суть проблемы и предполагать пути ее решения;
- развитие индивидуальной траектории развития и становления каждого ученика.
Технология лекционно-семинарско-зачетной системы обучения – реализуется чаще всего в старших классах.
Задачи:
- осуществление подготовки учащихся к обучению в ВУЗах;
- формирование умения самостоятельной работы с учебным материалом.
Игровая технология обучения – основана на использование различных игр, игровых упражнений.
Задачи:
- расширение кругозора учащихся;
- развитие познавательной деятельности;
- формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Технология сотрудничества – организация совместной развивающей деятельность педагога и учащихся.
Задачи:
- развитие творческих способностей;
- формирование умения работать в команде.
Технология информационно-коммуникативная – основана на использовании информационных технологий.
Задачи:
- обогащение знаний и опыта работы с ИКТ и Интернет;
- расширение кругозора.
Здоровьесберегающие технологии – направлены на сохранение и укрепления здоровья учащихся.
Задачи:
- формирование положительного отношения к ЗОЖ;
- формирование представлений о своем организме и здоровье;
- формирование ценностного отношения к здоровью и занятиям физической культурой.
Технология портфолио.
Задачи:
- формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения;
- определения траектории индивидуального развития личности.