Сущность и характерные признаки образовательных технологий
Суть образовательных технологий заключается в том, что они направлены на нахождение таких способов реализации образовательного процесса, при которых повышается его интенсификация и эффективность получаемых результатов обучения. Технология способствуют оптимизации работы педагога, посредством внедрения инновационных методов, способов, средств и форм работы с учащимися. При выборе образовательной технологии педагог в первую очередь ориентируется на поставленную цель обучения и на желаемый конечный результат. Помимо этого большое влияние на возможность внедрения технологии оказывают материальные и технические возможности образовательной организации, педагогическое мастерство и профессионализм учителя.
Основными идеями, являющими фундаментом образовательных технологий можно назвать:
- демократизация процесса обучения, посредством передачи части функций учащимся;
- гуманизация обучения, предусматривающая построение отношений сотрудничества между педагогом и учениками;
- развитие и совершенствование социальной компетенции учащихся;
- направленность образовательного процесса личностно-ориентированный и развивающий характер обучения;
- деятельностный, системный и компетентностный подходы к процессу образовании.
Общими задачами образовательных технологий являются:
- Предоставление учащимся прочных и глубоких знаний, закрепление умений и навыков применения знаний в практической деятельности.
- Формирование умений и навыков в различных областях деятельности.
- Развитие творческой активности, мышления, креативности, умения планировать свою учебную деятельность.
- Формирование и развитие навыка самостоятельной работы (самообучение, самоконтроль).
Специфика любой образовательной технологии заключается в том, что она требует конкретизировать цели обучения.
Структурными компонентами образовательной технологии являются:
- цели и содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия педагога и учащихся;
- средства мотивации на обучение;
- организация образовательного процесса;
- субъекты процесса обучения;
- ожидаемые образовательные результаты.
К признакам образовательной технологии, как целостной системы, относятся:
- содержательность, заключающаяся в наличии концепции, замысла и педагогической позиции автора технологии;
- эффективность, предусматривающая гарантированное получение обучающего результата;
- экономичность, направленная на оптимизацию труда педагога и учащихся;
- воспроизводимость, предусматривающая возможность воспроизведения технологии любым педагогом, без потери результата;
- корректируемость, определяющая возможность использования обратной связи;
- взаимосвязанная деятельность педагога и учащихся;
- наличие диагностических процедур, включающих в себя разнообразные показатели, критерии и инструментарий для определения (измерения) полученных результатов внедрения технологии.
Основные функции образовательных технологий
Функции образовательных технологий обусловлены их сущностью и характерными признаками и осуществляются в органичном единстве.
Основными функциями образовательных технологий являются следующие виды.
Гуманистическая функция. Предусматривает создание психологически комфортных условий по формированию и развитию личности каждого учащегося. Гуманизация образования, в настоящее время выступает, одним из приоритетных направлений развития системы образования в стране.
Развивающая функция направлена на всестороннее развитие учащегося, подготовку его к жизни в современном социуме. Данная функция предусматривает не просто передачу знаний, а общее развитие учащегося способного в будущем активно и плодотворно принимать участие в жизни страны и общества, а также создание необходимых условий для саморазвития учащихся.
Методологическая функция выражает общую стратегию процесса обучения, внедрение разнообразных инновационных моделей обучения, апробированных на практике и показавших высокий результат.
Функция конструирования и проектирования направлена на осуществление планирования разнообразных образовательных ситуаций, возможного поведения субъектов в процессе обучения и с большой долей вероятности гарантировать достижение желаемого результата.
Организационно-деятельностная функция предполагает организацию деятельности педагога в рамках реализуемой образовательной технологии, оптимизацию его педагогической работы. Так же данная функции направлена на организацию эффективных условий деятельности учащегося, взаимоорганизацию совместной деятельности педагога и учащихся, организацию самостоятельной учебной деятельности самими учениками.
Прогностическая функция распространяется на всех участников образовательного процесса и предусматривает предвидение ими собственных результатов. Помимо этого прогностическая функция направлена на моделирования педагогического взаимодействия педагога и учащихся, осуществление прогноза уровня развития учеников за время реализации технологии.
Коммуникативная функция предполагает осуществление коммуникативной деятельности между родителями и педагогом, внедряющим технологию, а также обмен информацией между учащимися и педагогом. Важным условием выполнения данной функции является созданий необходимых условий по формированию взаимопонимания между учителем и учениками.
Рефлексивная функция обеспечивает сознание педагогом и обучаемым себя в сложившейся педагогической ситуации; оценку объективности результата педагогического взаимодействия; осмысление и освоение опыта взаимодействия; фиксирование состояния и причин развития.