Понятие и сущность образовательной технологии
Образовательная технология – это совокупность взаимосвязанных форм, методов, средств и приемов обучения, используемых педагогом в единой системе, с целью оптимизации образовательного процесса.
Образовательная технология является по сути одним из действенных способов влияния на процесс обучения и развития личности ребенка.
Виды образовательных технологий зависят от разных оснований:
- По источнику возникновения – технологии, разработанные на основании конкретного педагогического опыта или научной концепции.
- По целям и задачам – технологии направленные на формирование определенных знаний, умений, навыков, личных качеств, развития творческих способностей и т.д.
- По возможности, используемых педагогических средств – технологии, в которых используются средства, оказывающие максимальное воздействие на решение определенных задач, развитие определенных способностей и сторон личности.
Сущность образовательных технологий заключается в том, что педагог на основании своего педагогического мастерства подбирает необходимое содержание (методы и средства обучения), в соответствии с поставленными задачами и образовательной программой.
Образовательная технология по своей сути является системой, структурными компонентами которой выступают:
- цели и задачи обучения
- содержание и наполнение образовательного процесса
- средства образовательного взаимодействия между участниками
- организация и реализация образовательного процесса
- взаимоотношения «педагог-ребенок»
- полученные результаты
Характеристика форм образовательных технологий
Форма образовательной технологии (или форма обучения) – это устойчивая завершенная организация образовательного процесса, характеризующая единством всех его компонентов.
Формы образовательных технологий по уровню сложности принято подразделять на три вида:
Простые формы – построены с использованием минимального количества методов и средств, посвящены конкретной цели.
Основные методы и средства простых форм: беседа, викторина, экскурсия, зачет, экзамен, лекция, диспут, консультация и т.д.
Например: проведение беседы по прочитанному художественному произведению; лекция по конкретной теме; зачет по итогам пройденной дисциплины или раздела (темы).
Составные формы – построены на основании использования нескольких простых, путем их разнообразного сочетания.
Составные формы представлены: конкурсами, праздничными вечерами, КВН, уроками, конференциями и т.п.
Например, в качестве составной формы образовательной технологии можно представить урок, который содержит в себе одновременно беседу, инструктаж, опрос, викторину, доклад т.д.
Комплексные формы образовательных технологий – это комплекс простых и составных форм.
Комплексными формами чаще всего выступают разнообразные тематически организованные дни.
Например: День открытых дверей, День профессии, День театра, День книги и т.д. При организации такого мероприятия педагог использует одновременно несколько форм, использование осуществляется в комплексе, все используемые способы взаимосвязаны между собой и объединены общей темой.
По уровню организации, выделяют следующие формы образовательных технологий:
- Форма организации всей образовательной системы: урок, семинар, лекция, зачет, консультация, практика и т.п.
- Форма организации учебной деятельности учащихся или отдельного учащегося.
- Форма организации учебной работы конкретного класса, группы, коллектива и т.д.
Каждая из представленных форм является, по сути, самостоятельным и отличным от других явлением. Однако педагогика пока не нашла для них отдельных названий и не определила их точный состав.
Способы организации образовательных технологий
Довольно часто, говоря о форме образовательной технологии, подразумевается способ, который будет использован для организации технологии.
К способам организации образовательных технологий относятся:
- Индивидуальное обучение. Суть данного способа заключается в том, что учащийся общается непосредственно с педагогом «один на один», все задания выполняются индивидуально. В настоящее время индивидуальное обучение в рамках современной школы организовать весьма проблематично, это связано с нехваткой кадров и времени у педагогов. Поэтому данный способ используют чаще всего во внеурочное время с отстающими учениками.
- Индивидуально-групповой способ. Данный способ предусматривает индивидуальную работу педагога с небольшой группой учащихся. В группе могут быть дети разного возраста, с разным уровнем подготовки. Индивидуальность способа заключается в том, что педагог может уделять время каждому учащемуся и работать с ним индивидуально, в виду малочисленности группы учащихся. Чаще всего данный способ применяется при приобретении детьми элементарных знаний: письма, чтения, счета и т.д.
- Групповой способ. Данный способ обучения ввел в практику Я.А. Коменский, разработав и предложив в своем труде «Великая дидактика» классно-урочную форму обучения. Классно-урочная форма обучения предусматривает охват большого количества учащихся, то есть группы детей, объединенной по определенным признакам. В настоящее время в группы (классы) объединяют детей примерно равного возраста и с равными умственными возможностями. Данная форма обучения является одной из самых распространенных, несмотря на то, что она была разработана около 400 лет назад.
- Коллективный способ. В общих чертах аналогичен групповому. Разница состоит в том, что при коллективном способе количество учащихся может быть значительно выше, а также допустим разный возраст. Одинаковым являются требования к уровню подготовки учащихся и их умственному развитию.