Методика обучения русскому языку как научная отрасль
Методика обучения русскому языку - это междисциплинарная область научного знания, тесно связанная с лингвистикой, философией, литературой, содержащая методы и приемы педагогической работы по изучению русского языка.
Методика обучения русскому языку является одной из отраслей педагогической науки.
К основным параметрам данной научной отрасли относятся:
- Предметом исследования методики выступают закономерности, содержание, правила и прогнозы обучающей работы педагога по преподаванию русского языка.
- Наличие связи между правилами обучения, его содержанием и структурой, условиями реализации и итогами. Методика обучения русского языка строится на конкретных закономерностях, рассматривая процесс обучения как комплекс причинно-следственных связей и зависимостей. Закономерности обучения позволяет видеть перспективы развития языка и делать прогнозы его обучения.
- Цели и задачи методики.
- Функциональная роль методики обучения русскому языку.
Методика обучения русского языка нацелена на формирование всесторонних знаний и навыков о содержании русского языка, его строении и сущности, а также развитие умений практического пользования языком.
К задачам методики обучения относятся следующие:
- Выбор учебного материала для реализации обучающей программы и его содержания, которое отвечает дидактическим принципам обучения;
- Разработка технологий обучения русскому языку, исходя из потребностей современного этапа общественного развития и социального заказа. Современные технологии обучения базируются на системно-деятельностном подходе организации учебного процесса, принципах демократизации и индивидуализации обучения.
- Создание самостоятельных заданий по русскому языку, ориентированных на разные категории учащихся. Здесь учитывается уровень интеллектуального развития учащихся и их потенциальные возможности;
- Разработка системы контроля для оценки хода обучения и его итогов. Необходимо разработать стандарты усвоения учебного материала и объема знаний, которым должен владеть каждый учащийся по окончании процесса обучения;
- Определение и реализация условий умственного и психического развития учащихся. Методика обучения должна способствовать развитию положительной мотивации к освоению языка и проявлению познавательной активности учащихся в процессе обучения.
Функциональная роль методики обучения русскому языку сводится к выполнению ею двух взаимосвязанных функций:
- Теоретическая функция – описание процесса обучения, создание теоретического образа обучения и его итогов. Сюда же относится объяснение методикой сущности процесса обучения русскому языку и прогнозирование итогов и перспектив обучающей деятельности.
- Технологическая функция – создание образовательной программы по русскому языку, учебного материала, учебной и методической литературы.
Целевое назначение и содержание методики обучения литературному чтению
Литературное чтение – это дисциплина школьной программы, включающая развитие навыков чтения, знакомство с художественными произведениями, восприятием художественного текста и творческим развитием учащихся.
Целевое назначение методики обучения литературному чтению сводится к ряду следующих целей:
- Развитие навыков осознанного и правильного чтения, формирование навыков беглого и самостоятельного чтения любых текстов.
- Расширение читательского кругозора учащихся.
- Развитие литературного познания и проявление активности в чтении художественных произведений.
- Развитие нравственных ориентиров, усвоение основ культурного поведения и социального культурного взаимодействия.
- Формирование читательской компетентности учащегося. Это означает развитие навыков творческого восприятия текста и реализации творческой деятельности, осознание собственной читательской грамотности.
Исходя из поставленных целей обучения, методика обучения литературному чтению выделяет ряд задач:
- Воспитание потребности в чтении;
- Формирование интереса к книге;
- Развитие навыков понимания текстов;
- Освоение речевой, языковой и коммуникативной культуры;
- Освоение эстетического отношения к действительности, заложенного в литературе;
- Освоение духовной сущности литературных произведений.
Методика обучения литературному чтению состоит из следующих направлений деятельности:
- Восприятие литературных произведений на слух. Обучение предполагает развитие у учащихся умения слушать и воспринимать суть художественного произведения на слух. Предполагается чтение текстов педагогом с последующей задачей вопросов по тексту, на которые должны ответить учащиеся. Затем, предлагается учащимся составить вопросы по тексту. Это развивает навыки художественного восприятия текста, понимания услышанного.
- Чтение художественных произведений. Учащиеся учатся читать вслух, постепенно развивая скорость чтения и осваивая соблюдение интонации. Затем, учащиеся учатся читать про себя, формируя навыки осознанного восприятия текста и поиска в нем конкретной информации.
- Ознакомление и практические действия с разными видами текста. Учащиеся учатся отличать разные виды текста и вообще текст от простого набора несвязных предложений, выделять структурные компоненты текста и работать с разными видами информационных ресурсов.
- Формирование библиографической культуры. Учащиеся осваивают разновидности книг: художественная, учебная, справочная, ее типы, разновидность информации в книге.
- Работа с художественными текстами. Учащиеся учатся пересказывать содержание текста, описывать его героев, основные сцены и события произведения.
- Развитие культуры речевого общения. Оно реализуется посредством устного составления сочинений по прочитанному тексту, рассказов по рисункам.
- Развитие культуры письменной речи. Реализуется посредством написания сочинений, мини рассказов, отзывов, выражения своего мнения по конкретной сцене произведения.
- Ознакомление с фольклором.