Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика обучения русскому языку и литературному чтению

Методика обучения русскому языку как научная отрасль

Определение 1

Методика обучения русскому языку - это междисциплинарная область научного знания, тесно связанная с лингвистикой, философией, литературой, содержащая методы и приемы педагогической работы по изучению русского языка.

Методика обучения русскому языку является одной из отраслей педагогической науки.

К основным параметрам данной научной отрасли относятся:

  1. Предметом исследования методики выступают закономерности, содержание, правила и прогнозы обучающей работы педагога по преподаванию русского языка.
  2. Наличие связи между правилами обучения, его содержанием и структурой, условиями реализации и итогами. Методика обучения русского языка строится на конкретных закономерностях, рассматривая процесс обучения как комплекс причинно-следственных связей и зависимостей. Закономерности обучения позволяет видеть перспективы развития языка и делать прогнозы его обучения.
  3. Цели и задачи методики.
  4. Функциональная роль методики обучения русскому языку.

Методика обучения русского языка нацелена на формирование всесторонних знаний и навыков о содержании русского языка, его строении и сущности, а также развитие умений практического пользования языком.

К задачам методики обучения относятся следующие:

  1. Выбор учебного материала для реализации обучающей программы и его содержания, которое отвечает дидактическим принципам обучения;
  2. Разработка технологий обучения русскому языку, исходя из потребностей современного этапа общественного развития и социального заказа. Современные технологии обучения базируются на системно-деятельностном подходе организации учебного процесса, принципах демократизации и индивидуализации обучения.
  3. Создание самостоятельных заданий по русскому языку, ориентированных на разные категории учащихся. Здесь учитывается уровень интеллектуального развития учащихся и их потенциальные возможности;
  4. Разработка системы контроля для оценки хода обучения и его итогов. Необходимо разработать стандарты усвоения учебного материала и объема знаний, которым должен владеть каждый учащийся по окончании процесса обучения;
  5. Определение и реализация условий умственного и психического развития учащихся. Методика обучения должна способствовать развитию положительной мотивации к освоению языка и проявлению познавательной активности учащихся в процессе обучения.
«Методика обучения русскому языку и литературному чтению» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Функциональная роль методики обучения русскому языку сводится к выполнению ею двух взаимосвязанных функций:

  1. Теоретическая функция – описание процесса обучения, создание теоретического образа обучения и его итогов. Сюда же относится объяснение методикой сущности процесса обучения русскому языку и прогнозирование итогов и перспектив обучающей деятельности.
  2. Технологическая функция – создание образовательной программы по русскому языку, учебного материала, учебной и методической литературы.

Целевое назначение и содержание методики обучения литературному чтению

Определение 2

Литературное чтение – это дисциплина школьной программы, включающая развитие навыков чтения, знакомство с художественными произведениями, восприятием художественного текста и творческим развитием учащихся.

Целевое назначение методики обучения литературному чтению сводится к ряду следующих целей:

  1. Развитие навыков осознанного и правильного чтения, формирование навыков беглого и самостоятельного чтения любых текстов.
  2. Расширение читательского кругозора учащихся.
  3. Развитие литературного познания и проявление активности в чтении художественных произведений.
  4. Развитие нравственных ориентиров, усвоение основ культурного поведения и социального культурного взаимодействия.
  5. Формирование читательской компетентности учащегося. Это означает развитие навыков творческого восприятия текста и реализации творческой деятельности, осознание собственной читательской грамотности.

Исходя из поставленных целей обучения, методика обучения литературному чтению выделяет ряд задач:

  • Воспитание потребности в чтении;
  • Формирование интереса к книге;
  • Развитие навыков понимания текстов;
  • Освоение речевой, языковой и коммуникативной культуры;
  • Освоение эстетического отношения к действительности, заложенного в литературе;
  • Освоение духовной сущности литературных произведений.

Методика обучения литературному чтению состоит из следующих направлений деятельности:

  1. Восприятие литературных произведений на слух. Обучение предполагает развитие у учащихся умения слушать и воспринимать суть художественного произведения на слух. Предполагается чтение текстов педагогом с последующей задачей вопросов по тексту, на которые должны ответить учащиеся. Затем, предлагается учащимся составить вопросы по тексту. Это развивает навыки художественного восприятия текста, понимания услышанного.
  2. Чтение художественных произведений. Учащиеся учатся читать вслух, постепенно развивая скорость чтения и осваивая соблюдение интонации. Затем, учащиеся учатся читать про себя, формируя навыки осознанного восприятия текста и поиска в нем конкретной информации.
  3. Ознакомление и практические действия с разными видами текста. Учащиеся учатся отличать разные виды текста и вообще текст от простого набора несвязных предложений, выделять структурные компоненты текста и работать с разными видами информационных ресурсов.
  4. Формирование библиографической культуры. Учащиеся осваивают разновидности книг: художественная, учебная, справочная, ее типы, разновидность информации в книге.
  5. Работа с художественными текстами. Учащиеся учатся пересказывать содержание текста, описывать его героев, основные сцены и события произведения.
  6. Развитие культуры речевого общения. Оно реализуется посредством устного составления сочинений по прочитанному тексту, рассказов по рисункам.
  7. Развитие культуры письменной речи. Реализуется посредством написания сочинений, мини рассказов, отзывов, выражения своего мнения по конкретной сцене произведения.
  8. Ознакомление с фольклором.
Дата последнего обновления статьи: 25.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot