Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методические принципы обучения

Обучение – это сложный, многокомпонентный процесс, организация которого требует наличия большого количества специализированных знаний. Для упрощения этой организации были созданы основные принципы обучения – положения, в которых отражены теоретические подходы к построению учебного процесса. Эти принципы определяют направленность обучения, его цели и способы и многое другое, а также позволяют оптимизировать весь процесс обучения, сделав его максимально продуктивным.

Принципы обучения вырабатывались на протяжении всего исторического опыта образовательной деятельности.

Иначе говоря, принципы обучения – это некие общие руководящие идеи, от которых следует отталкиваться при построении учебного процесса.

Все принципы обучения можно разделить на дидактические, то есть применимые ко всем предметам, и методические – применимые к данному конкретному предмету. В этой статье мы рассмотрим методические принципы обучения русскому языку, иностранным языкам и литературе.

Замечание 1

Для каждого предмета существует своя уникальная методика преподавания.

Методические принципы обучения русскому языку

Курс русского языка в школе ставит своей задачей развитие устной и письменной речи обучающихся, осознанное чтению и письмо, изучение литературных норм и теоретического материала из всех разделов науки о языке. Иными словами, по окончании данного курса учащиеся должны быть обеспечены необходимым минимумом умений, навыков и знаний по языку.

Каковы же главные методические принципы обучения русскому языку как учебному предмету?

Принцип языкового чутья - умение интуитивно и без ошибок придерживаться норм, принятых в языке. Языковое чутье формируется параллельно с интеллектуальным и общеязыковым развитием обучающегося в процессе получения образования.

Принцип развития речи призывает обращать более пристальное внимание на развитие как устной, так и письменной речи, поскольку они чрезвычайно важны для успешного усвоения знаний по всем предметам. Культура речи – важная составляющая школьного курса русского языка, поскольку эти знания пригождаются во всех без исключения сферах жизни.

«Методические принципы обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принцип последовательности предполагает, что при изучении языка обучающийся будет следовать от устной речи к письменной. Обучение языку в целом строится на преобладающей роли вербального общения. Прежде чем записать что-либо ребёнок проговаривает это вслух. Этот прием используется, например, при обучении сочинениям, эссе и изложениям.

Принцип предупреждения ошибок – ещё один весьма важный пункт. Учитель должен стремиться к тому, чтобы предупреждать появление ошибок, а исправлять их уже после того, как они появились. Иными словами, это некий превентивный удар по ошибкам (орфографическим, пунктуационным, грамматическим, речевым и т.д.).

Принцип разностороннего изучения родного языка. Язык – это сложная структура, все элементы которой находятся в тесной взаимосвязи друг друга. Изучаться все явления языка должны в контексте друг друга и на фоне друг друга.

Уникальной особенностью принципов изучения русского языка является принцип текстоцентричности. Согласно этому принципу и предметом, и средством обучения языку должен являться текст, а формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков должно происходить именно с опорой на него. Появление данного принципа можно обосновать тем, что в текст несёт как образовательную, так и воспитательную нагрузку. На примере художественного текста учащиеся могут одновременно познакомиться и с языковыми явлениями, и с важными моральными установками. Иными словами, помимо всего прочего текст несёт в себе воспитательную функцию. Через него легко ознакомиться с идеалами языка, речи и культуры.

Замечание 2

Все принципы обучения связаны друг с другом, эффективным будет только их одновременное применение.

Методические принципы обучения иностранным языкам

К основным методическим принципам обучения иностранным языкам относятся:

  • Принцип коммуникативности обязывает преподавателя обеспечить на своих занятиях естественные для общения условия. Поскольку главной целью изучения иностранного языка является познание языка как средства общения, которое легко можно применить на практике, данный принцип является ключевым. Согласном данному принципу на занятиях иностранного языка рекомендовано конструирование ситуаций реального общения, а также частое использование индивидуальной и коллективной творческой деятельности – всё это способствует развитию у обучающихся практических навыков.
  • Принцип учета родного языка предлагает при изучении нового языка опираться на опыт обучающегося в его родном языке. Например, изучая сходные в двух языках явления ученик может провести аналогии и лучше понять новую тему.
  • Принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности означает, что учебный процесс должен гармонично формировать умения и навыки в основных видах речевой деятельности у всех обучающихся. Важно не забывать о том, что конечной целью данного образовательного процесса является получение учеником достаточных практических знаний.
  • Принцип комплексности и дифференцированности реализуется в изучении всех явлений языка в связи друг другом, но при этом чётком понимании особенностей и специфики каждого отдельного явления и факта.

Также важно помнить про доминирующую роль упражнений во время изучения иностранного языка. Любой новый материал должен завершаться выполнением упражнения, которое закрепило бы свежеполученные знания.

Методические принципы обучения литературе

Методика обучения литературе – это в первую очередь методика обучения литературе как искусству.

Замечание 3

Основная функция искусства - эстетическое воздействие на личность. Помимо этого, искусство обладает познавательной функцией, но даже познание в искусстве имеет эстетическую природу.

Литературная методика ориентирована на практику, но не подчинена ей. Важное место в методике отведено осмыслению опыта учителей-словесников. Но при обращении к личному опыту, важно не преуменьшить его значение: часто целые концепции появляются из чьего-то личного педагогического опыта.

Ключевой задачей уроков литературы в школе является нравственно-эстетическое и эмоциональное воздействие на обучающихся. В связи с этим в особенности методики преподавания литературы входят соответствующие приёмы и действия учителя, направленные на улучшение понимания учащимися глубинного смысла произведений.

В процессе изучения литературы необходимо включить в программу чтение, анализ и интерпретацию произведений, а также сделать отдельный акцент на чтении – выразительном, домашнем и т.д. Не менее важно сочетать индивидуальную и коллективную работу на уроке, стимулировать воображение и самостоятельное мышление обучающихся.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 04.11.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot