Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Литературное чтение как учебная дисциплина

Определение 1

Литературное чтение – это учебная дисциплина, входящая в программу начального школьного обучения и, ориентированная на формирование у учащихся навыков чтения и анализа художественных произведений.

Литературное чтение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Литературное чтение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Литературное чтение не только формирует навыки чтения, но и прививает любовь к художественному слову, учит говорить выразительно и понимать смысл прочитанного. Это обуславливает важное значение данной дисциплины в образовательном процессе начальной школы.

Литературное чтение выступает не только учебной дисциплиной, но и областью искусства. Оно обучает нравственному восприятию окружающего мира, формирует личностные качества и прививает общечеловеческие ценности. В ходе освоения дисциплины происходит духовное и нравственное становление подрастающего поколения.

Сущность и целевое назначение учебной дисциплины «Литературное чтение»

Литературное чтение выступает разделом русского языка. Это объясняет актуальность включения данной дисциплины в образовательную программу всех уровней и этапов обучения.

Сущность литературного чтения, как учебной дисциплины, состоит в полноценном литературном образовании подрастающего поколения и углубленном освоении родного языка.

Изучение данной дисциплины нацелено на ознакомление с художественной литературой, общее литературное развитие, формирование и развитие навыков чтения, работы с текстами разного характера и привитие культуры чтения у подрастающего поколения.

Литературное чтение необходимо для развития читательских навыков и читательской квалификации. Учащиеся учатся выражать свои чувства и эмоции, оценивать поступки героев, делать предположения и прогнозы развития событий.

«Литературное чтение как учебная дисциплина» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Освоение предмета «Литературное чтение» ориентировано на:

  1. Совершенствование навыков чтения вслух и про себя.
  2. Развитие навыков восприятия и понимания текста.
  3. Воспитание интереса и потребности в чтении.
  4. Формирование речевой, коммуникативной и письменной культуры учащегося.
  5. Развитие интеллекта через работу с разными текстами.
  6. Эстетическое воспитание младших школьников, через понимание художественного слова.
  7. Освоение духовной сущности литературных произведений.
  8. Расширение читательского кругозора учащихся.
  9. Развитие основ литературоведческого знания.
  10. Развитие мировоззрения учащегося и выработка активной жизненной позиции.
  11. Формирование навыков сопереживания героям литературного произведения.
  12. Развитие основ эмоционального восприятия и эмоционального отклика учащихся.

Литературное чтение как учебная дисциплина. Литературное чтение как учебная дисциплина

Рисунок 2. Литературное чтение как учебная дисциплина. Литературное чтение как учебная дисциплина

Содержание дисциплины «Литературное чтение»

Художественная литература обладает огромным воспитательным потенциалом. Это обусловлено нравственной основой художественных произведений и их ярким эмоциональным окрасом.

Содержание дисциплины литературное чтение состоит из следующих разделов:

  1. Круг детского чтения. Сюда входят литературные произведения, актуальные для конкретной возрастной категории учащихся. Тексты должны вызывать интерес и мотивировать к дальнейшему чтению. Учитывается нравственная ценность произведений при их отборе, а также их эстетический компонент. Детская литература должна быть вариативной по жанрам и тематикам. В обучении применяются разнообразные формы народного фольклора и произведения классиков детской литературы, как отечественных, так и зарубежных.
  2. Творческая работа учащихся. Данная работа реализуется на основании прочитанных произведений. Используется чтение по ролям, театральные постановки сцен литературных произведений, пересказы текстов с выражением собственного мнения о поступках героев и событиях, а также сочинения собственных текстов по, имеющейся аналогии.
  3. Внеурочная работа. Она выступает дополнением содержания литературного образования. На внеурочных занятиях используются технологии проектного обучения. Учащиеся создают разнообразные проекты творческой направленности. Это учит отбирать информацию, использоваться разнообразные языковые средства для выражения своих мыслей, передавать свое восприятие произведений и впечатления, которые оно произвело через слово и разнообразные словесные образы.

На уроках литературного чтения в начальной школе активно применяются сказки и детские стихотворения. Сказки хороши тем, что в них большое количество диалогов, что позволяет организовывать чтение по ролям и ставить театральные постановки. Такие занятия увлекают учащихся и формируют у них любовь к чтению.

Формирование навыков чтения на занятиях

Освоение учебной дисциплины «Литературное чтение» начинается с формирования навыков чтения учащихся. Оно реализуется на занятиях по следующим направлениям:

  1. Освоение чтения по буквам и слогам. Слоговое чтение начинают развивать с опорой на методику сочетания согласных и гласных звуков. Эти звуки тесно взаимодействуют и сочетаются в едином артикуляционном действии при их произношении. Слоговое чтение развивают посредством использования следующих упражнений:

    • Чтение слогов по букварным столбикам;
    • Чтение слогов по слоговой таблице;
    • Чтение слогов, отличающихся одной буквой;
    • Самостоятельное формирование слов из заданных слогов;
    • Различение слогов на слух;
    • Составление слов с конкретным слогом;
    • Выбор слов из представленных с наличием определенного слога.
  2. Разбор букварных текстов. Такая работа предполагает чтение текста педагогом, а затем коллективное чтение учащимися. В чтении принимает участие весь коллектив. Дети могут читать по цепочке, по парам.

  3. Смысловой разбор текста. Данная работа реализуется после прочтение какого-то текста на уроке. Учащиеся формируют навыки правильного восприятия текстов. Для этого, педагог задает вопросы по прочитанному, проводит воспроизведение, сравнение и сопоставление событий текста, поясняет значение непонятных слов
  4. Структурный разбор текста. Он связан с понимает состава текста, выделением из него отдельных элементов. Учащиеся должны уметь находить в тексте отдельные слова, буквы, слоги, подсчитывать их количество в конкретном фрагменте текста и давать им характеристику.
Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot